Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение и взаимопонимание между людьми, эпохами и культурами. С самого начала люди были вовлечены в социальные контексты различной степени сложности и остаются таковыми, потому что это среда их труда и досуга, даже когда они думают о себе как об изолированных. Бесконечные невидимые нити связывают их с жизнью социума. Вся сущность человека, включая его сознание, коммуникативная по самой своей природе. И эта способность определяет сущность сознания, а также его проводников, человека и общества. Люди постоянно находятся на плаву в атмосфере общения. Они стремятся что-то сказать друг другу, узнать или научить, показать или доказать, согласиться или отвергнуть, спросить или приказать, утешить, умолить, проявить привязанность и так далее. Связь возникла и развивалась с возникновением человека и формированием общества в процессе труда. С самого начала общение было частью трудовой деятельности и удовлетворяло ее потребности. С течением времени она трансформировалась в относительно самостоятельную потребность делиться, изливать свою душу либо в горе, либо в радости, либо без особой причины, потребность, повторявшуюся изо дня в день и имевшую жизненно важное морально-психологическое значение для человек. Общение — настолько жизненно важный фактор существования, что без него наши предки-животные никогда бы не стали людьми; без умения общаться ребенок не может познавать, впитывать культуру и стать социально развитой личностью. Депрессия, вызванная одиночеством, также указывает на исключительную важность общения для человека. Недаром одиночное заключение преступников считается одним из самых суровых наказаний у большинства народов мира. В ситуации, когда он может общаться, человек приобретает и обостряет свой интеллект, а в противном случае он может даже потерять рассудок.
Человеку необходимо общение, в каком бы душевном состоянии он ни находился, радостном или печальном. Но горе или страдание, которые нуждаются в утешении, сочувствии или просто в некотором отвлечении, особенно трудно перенести в одиночку. Человек может чувствовать себя одиноким и изолированным даже среди своей семьи и вынужден восполнять недостаток компании домашними животными.
Общение – это не только необходимое условие человеческого существования; это также средство формирования и развития социального опыта и сдержанности, которые могут ощущаться личностью даже вне области непосредственного общения. Даже находясь в изоляции, он рассматривает свои мысли и действия с точки зрения того, какую реакцию они могут вызвать у других.
Исторический прогресс существенно изменил способы воздействия на умы и сердца людей. Речь на форуме или в сенате, беседы философов с учениками, проповедь в церкви, пение хора, споры между схоластами, речь адвоката и прокурора, лекция профессора, любовные письма Письменные прокламации, брошюры, волнующие речи революционеров были заменены или дополнены огромными тиражами печатных произведений, по радио и телевидению, в средствах массовой информации.
Сейчас потоки информации циркулируют по качественно разным каналам по всей планете, постепенно интегрируя посредством информации человеческий род. Огромное богатство форм общения доступно людям через богатый язык искусств, через песни, поэзию, музыку, живопись, рассказы и романы. И как бесконечно богаты формы невысказанного, интимного общения. Психологический отклик или его отсутствие очевиден в мимике, позе, походке, жестах, модуляциях голоса, движениях рук — этих чрезвычайно подвижных инструментов выражения душевных состояний. Во всей системе «языка тела», которую с таким успехом используют люди, особенно с артистической натурой, решающая роль принадлежит глазам, посредством которых мы не только порождаем, но и чувствуем сияние человеческого духа во всем многообразии его проявлений. различной интенсивности и, возможно, даже глубины.
Коммуникация обеспечивает преемственность в развитии культуры. Каждое новое поколение начинает свою работу по обучению с того момента, на котором остановилось предыдущее поколение, которому в развитии помогает, прежде всего, естественный язык, в связи с чем тема исследования роли языка в информационном обмене играет важную роль, а значит работа, цель которой – анализ естественного языка как основного свойства общения, мышления, хранения и передачи информации, является актуальной.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- дать определение языку, как средству коммуникации и мышления;
- определить роль языка в передаче и хранении информации;
- охарактеризовать особенности языковых средств выразительности;
- провести анализ языковых средств выразительности на примере газетного дискурса.
Объектом исследования является естественный язык, а предметом - общение, мышление, хранения и передача информации.
Методами исследования в данной работе послужил метод анализа контента источников, а также метод статистического анализа.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в данной работе, могут быть использованы в исследованиях естественного языка.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов при анализе естественного языка на предмет средств выразительности.
Источниками исследования послужили труды, Н. М. Кожиной, Ю. А. Бельчикова, В. М. Никитина, Е. И. Янович, Н. С. Валгиной и др., посвященные вопросам естественного языка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Особенности естественного языка с точки зрения теории дискурса
1.1 Особенности естественного языка
Естественный язык — это способ коммуникации, используемый людьми для общения. Он включает в себя языки, которые развивались органически и естественно среди говорящих на них сообществ.
Язык играет огромную роль в коммуникации, поскольку он позволяет нам передавать свои мысли, чувства и идеи другим людям. Язык формирует наш способ мышления и восприятия мира, а также определяет наши социокультурные ценности и нормы . Кроме того, язык может быть ключом к пониманию других культур и обогащению нашего мировоззрения .
Помимо различных вторичных средств выражения, таких как мимика и язык жестов, естественный разговорный язык является наиболее важным и наиболее обширным средством передачи информации. Неограниченный круг предметов может быть выражен средствами человеческого языка, что достигается благодаря блестяще продуманной структурной системе, поскольку все языки представляют собой иерархическую систему языковых единиц. Наименьшими единицами являются звуки, и примечательно, что в известных 5100 языках используется всего около 600 звуков, которые в принципе могут воспроизводиться органами речи человека. Когда ребенок изучает язык, те звуки, которые он слышит чаще всего, повторяются, а другие звуки не усваиваются. Ребенок уменьшает диапазон звуков до тех пор, пока, в конце концов, не достигнет распределения частот, типичного для его родного языка.
Среди языков количество используемых звуков варьируется от 15 до 85. Язык ротокас, на котором говорят на острове Бугенвиль в Новой Гвинее, имеет самый короткий алфавит, а именно, всего 11 букв — шесть согласных и пять гласных: а, б, е, г, я, к, о, п, г, т и и. При этом мы до сих пор не знаем, сколько разных звуков можно произвести с помощью этих букв. С другой стороны, в непальском языке используется более 60 букв, а в кампучийском — 72 буквы, включая устаревшие. Наибольшее количество гласных, 55, встречается в седанге, языке, используемом в центральном Вьетнаме; сюда входят различные высоты звука, на которых произносятся «похожие» гласные. Другой крайний вариант — кавказский язык, абхазский, в котором всего две гласные. В другом кавказском языке, убыксийском, используется наибольшее количество согласных - от 80 до 85, тогда как в вышеупомянутом ротокасе используется только шесть - наименьшее известное число.
Звуки, служащие акустическими элементами языка, известны в лингвистике как фонемы. В немецком языке большинство фонем представлены отдельными буквами, но часто требуются две или три буквы (например, ei, eu и sch). За редким исключением, фонемы — это бессмысленные звуки, они не несут никакого значения. Наиболее краткими значимыми единицами являются морфемы, которые представляют собой простейшие структуры на низшем языковом уровне. На вершине языковой иерархии находится самый сложный уровень, а именно весь текст. Будучи наименьшей функциональной единицей языка, морфема состоит из одной или нескольких фонем, например, простых слов без префиксов и суффиксов. Морфема сама является частью лексемы или слова или идентична ей. Лексемы — это основные единицы словарного запаса языка в общепринятой форме (например, существительные в единственном числе или инфинитивная форма глагола). Многие слова, встречающиеся в тексте, обычно представляют собой изменяемые формы лексической единицы. Существует очень много возможных способов словообразования, но во всех языках используется лишь часть этого общего количества. Наибольшее число различных звуковых сочетаний было бы достигнуто тогда, когда все звуки или фонемы можно было бы сочетать со всеми остальными во всех возможных последовательностях. Такие последовательности, как ktx, nxr или bfg, кажутся возможными, но не встречаются в английском или немецком языке. Выделение значений звукосочетаний (слов) произвольно и должно быть познано опытным путем, а вот сочетание слов в предложения — другое дело.
Весьма примечательно, что, хотя мы и не знаем значения слова, которого еще не слышали, мы можем понимать предложения, которые никогда прежде не произносились, и можем создавать бесконечное количество новых предложений, которые можно сразу же понять с помощью члены нашей языковой группы .
Слова языка соединяются в предложения согласно установленным правилам. Эти правила (грамматика) предотвращают образование хаотичной путаницы слов и предоставляют языкам практически неограниченные способы выражения. Каждое предложение представляет собой последовательность морфем, но не каждая последовательность морфем составляет предложение. Правила грамматики определяют способ сочетания морфем и слов для выражения определенного значения, а правила синтаксиса (синтаксис = построение предложений) определяют, какие словосочетания образуют приемлемые предложения, а какие сочетания неприемлемы для используемого языка. Языковые выражения имеют определенное значение в том смысле, что члены данного языкового сообщества выделили их значение по общему соглашению (конвенции).
Семантика описывает все возможные концептуальные значения или структуры, которые могут быть выражены в форме предложений. Оно включает в себя не только общие значения и понятия слов, групп слов и предложений, но и отношения между этими значениями и действительностью, так называемые референциальные отношения.
Несмотря на большое количество и разнообразие языков, у них есть много замечательных общих свойств:
1. Везде, где есть люди, дар языка очевиден.
2. С лингвистической точки зрения «примитивных» языков не существует. Каждый язык имеет свои сложности, свои сильные и слабые стороны в соответствии с соответствующей семантикой.
3. Хотя отношения между звуками и значениями элементов языка произвольны, они тем не менее закрепляются условностями языка.
4. Голосовые органы человека способны издавать около 600 различных звуков, но любой язык использует лишь определенный набор этих звуков. Количество различных звуков в данном языке находится где-то между 15 и 85, и эти звуки объединяются в слова (элементы, передающие значения). В свою очередь, слова могут использоваться для формирования неограниченного количества возможных предложений.
5. Каждый язык обладает своей уникальной грамматической структурой, которая описывает правила образования слов и предложений на этом языке.
6. Каждый разговорный язык состоит из ограниченного числа звуковых элементов, которые можно классифицировать по-разному. Универсальное различие, справедливое для всех языков, — это различие между согласными и гласными.
7. Во всех языках есть сопоставимые грамматические категории, такие как существительные, глаголы и числительные.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Анохина В. С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11658115_85067880.pdf
2. Арутюнова Н.Д., Дискурс / Лингвистика. Большая энциклопедия: под ред. В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая русская энциклопедия», 1998, 136 с
3. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 6
4. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ [Электронный ресурс] http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya-medialingvistika.pdf
5. Загоруйко И.Н. Особенности взаимодействия преподавателей и студентов в условиях современного образовательного процесса, обусловленного привлечением системы электронного обучения. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. - Ижевск, 2016. - №1 (69). - С. 57–58.
6. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15-36.
7. Карасик В. И. О типах дискурса Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб-к науч. Трудов. – Волгоград: Перемена, 2000. – С.5-20.
8. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / В.А. Кухаренко. М.: Флинта; Наука, 2009. 332 c.
9. Лента.ру [Электронный ресурс] www.lenta.ru
10. Лутинова О.В. язык виртуального общения//филологические чтения: материалы. Всеросс.научно-прак. конф.-оренбург: издательство ИПК ОГУ, 2006. С 334
11. Утро.ру [Электронный ресурс] www.utro.ru
12. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. (Казанский гос. университет, кафедра психологии факультета журналистики, социологии и психологии) http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2
13. Dijk, T. Van (1998), Ideology: A Multidisciplinary Approach, London: Sage publications, P. 194 (384 p.)
14. Fairclough, N. (2001)The discourse of New Labor: Critical Discourse analysis / N. Fairclough // Discourse as a Date. A guide for analysis. – London: The Open university, pp. 229-266.
15. Grudeva E.V., Discourse and communication; Novosibirsk: «SibAK», 2015 – P. 7-10.
16. Kluev,Iu. V., Discourse in mass-communication (interdisciplinary characteristics, perspectives, approaches) // Vestnik SPBU. Series 9. Philology. Oriental Studies. Journalistic. , №1. 2013, P.207-217
17. The Guardian [Электронный ресурс] www.theguardian.com
18. The New York Times [Электронный ресурс] www.nytimes.com
19. Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
20. Темнова Е. В. Современные подходы к изучению дискурса / Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2004. –Вып. 26. – 168 с.
21. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2
22. Ковальская Л. Г. Компьютерно-медийная коммуникация: виртуальный диалог // Язык и межкультурная коммуникация (Межд. лингв, журнал). Майкоп, 2002. №1. С. 53-61.
23. Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Языковая игра как основа интернет-мема: оптимизация коммуникации в социальных сетях // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей II Международной научнопрактической конференции. Москва, РУДН, 29-30 марта 2018 г.: в 2 т. / под общ. ред. А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2018. Т.2. – стр. 85-94.
24. Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
25. Freedman D. Internet transformations: old media resilience in the “new media” revolution // Media and Cultural theory / J. Curran & D. Morley (Eds.). — London: Routledge, 2006. — P. 277.
26. Ивин А. А. Основы теории аргументации. Учебник. — М.: Владос, 1997. — 352 с.
27. Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) [Электронный ресурс].Дисс… д. филол. н.: 10.02.01. Москва, 1990. Режим до- ступа: http://cheloveknauka.com/lingvisticheskaya-teoriyaargumentatsii
28. Куликова О. В. Лингвопрагматические основания теории аргументации (на материале английского языка) [Электронный ресурс]. Дисс…. д.филол.н.: 10.02.04. Москва, 2011. Режим доступа: http://diss.seluk.ru/avjazykoznanie/747224-1-lingvopragmaticheskie-osnovaniyateorii-argumentacii-na-materiale-angliyskogo-yazika.php
29. Горшкова О. В. Коммуникативные стратегии и тактики речевого воздействия в американском президентском дискурсе [Электронный ресурс] / О. В. Горшкова, Р. А. Тадинова // Политический дискурс в парадигме научных исследований: сборник статей международной научной конференции / под ред. канд. филол. наук, доц. Д.В.Шапочкина. Тюмень: Вектор Бук, 2014. 135 с. С.10-17.
30. Степанов В. Н. Провокативные речевые жанры как инструменты непрямой коммуникации: лингвистические признаки и анализ // Теория и практика судебной экспертизы. 2014 № 4 (36). С. 89—99.
31. Сиротинина О. Б. Положительные и негативные следствия двадцатилетней «свободы» русской речи // Проблемы речевой коммуникации. Вып. 8. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2008. – С. 5-13.
32. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965
33. Ермоленко С.Я. Стилистический компонент в семантике синтаксических единиц: КД. Киев, 1983;
34. Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. М.; Л., 1967
35. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980;
36. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977
37. Сковородников А.П. Экспрессивные конструкции современного русского литературного языка. Томск, 1981;
38. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978
39. Burke K. Rhetoric of Motives. Berkeley andLos Angeles, 1949
40. John Green. The Fault in Our Stars [Электронный ресурс] https://books-library.net/files/books-library.online-12292230Vr3R6.pdf