Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ежедневно сами того не осознавая мы сталкиваемся с ситуациями которые регулируются законодательством Российской Федерации.
Покупка товара в магазине, проезд в общественном транспорте и в других подобных ситуациях мы вступаем в различные обыденные для нас правоотношения.
В подобных случаях мы являемся потребителями, поэтому необходимо знать свои права и как правильно ими воспользоваться.
Основным документом, регулирующим потребительские отношения, является Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон[ Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
]).
Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего
Объектом курсовой работы являются отношения, возникающие в области защиты прав потребителя за продажу товаров ненадлежащего качества.
Предметом исследования является анализ понятий, защита прав потребителей анализ ее видов и форм, порядок и сроки, сложности при возврате приобретенных товаров ненадлежащего качества.
Целью данной работы является изучение научных и законодательных источников на заданную тему.
Для достижения поставленной цели, определяются следующие задачи:
раскрытие понятие защита прав потребителей;
определить права на возврат некачественного товара, и порядок его реализации, сроки и порядок предоставления претензии продавцу (производителю).
При подготовке курсовой работы были использованы нормативно – правовые акты, а так же работы ученых по заданной теме.
Данная работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованной литературы.
1.Защита прав потребителей в контексте современного законодательства
1.1.Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
В условиях рыночной экономики государство осуществляет защиту прав потребителей, формируя нормативно-правовые основы и организационный механизм действий в данном направлении.
Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права появилось в Российской Федерации в начале 1990 года.
В советский период отношения граждан по удовлетворению потребительских прав регулировались, в основном, нормами кодифицированного гражданского законодательства (Гражданским кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР), которыми устанавливались общие требования, призванные служить базой для специального законодательства, норм, правил в сфере гражданского потребления, работ, услуг, купли-продажи товаров и т.д.
Однако в издаваемых нормативных актах традиционно в полном объеме не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей в организации сфер обслуживания.
Как отмечает А. Нариньни: «Создание в России эффективной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики»[ Нариньяни А. Клиент всегда прав. Все о защите прав потребителей в России / А. Нариньяни, А. Довлатова. - М.: РИПОЛ классик, 2014. - 256с.].
Данный вид политики, в свою очередь, выступает важнейшей составляющей социально-экономической политики любого государства, затрагивает интересы как всего населения страны в целом, так и каждого гражданина в частности.
Поддерживает подобную точку зрения и О.В. Лепешкина, утверждающая, что ориентиры на государственную защиту прав потребителей сохраняют свое приоритетное значение, в связи с чем государственная политика в данной области является ключевым элементом в структуре общей государственной политики, а ее формирование и реализация должны признаваться одним из главных направлений деятельности государственных и общественных структур[ Лепешкина О.В. Современные тенденции реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей / О.В. Лепешкина, Е.Б. Лепешкин // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - №4. (34). - С. 46-52. ].
Можно согласиться с О.В. Моисеевой, что последовательная и эффективная потребительская политика может рассматриваться как важнейшая составляющая в развитии рынка, оказывающего воздействие на повседневную жизнь граждан, способствующего повышению их благосостояния и формирующего благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности для добросовестных производителей товаров, работ и услуг[ Моисеева О.В. Основные направления формирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей / О.В. Моисеева, О. Чурсина // Современное общество и власть. - 2016. - №2 (8). - С. 167-172. ].
Таким образом, актуальность рассмотрения проблем защиты прав потребителей состоит в том, что гражданин, который выступает в правовых отношениях в роли потребителя, неизменно является более слабой и менее защищенной стороной по отношению к организации (индивидуальному предпринимателю), реализующему ему свои товары, работы (услуги)[ Марченко В.А. Административная деятельность органов государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей / В.А. Марченко, В.Н. Бойко, О.А. Чернова // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Т.5. - №4. - С. 247-253.].
Потребитель не обладает значительной информацией о действительных потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и иными сведениями о приобретаемых им для своих нужд товарах, работах (услугах).
Как правило, у гражданина и гораздо меньше возможностей на получение юридической поддержки, а в случае спора - на обеспечение защиты своих прав.
Фрагмент для ознакомления
3
1.КОНВЕНЦИЯ Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980г.) // https://docs.cntd.ru/document/9010417 (дата обращения 17.04.2024 г.)
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
3.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
4.Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 17.04.2024)
5.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
6.Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
7.Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения 17.04.2024г.)
8.Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года №314 (ред. от 7 декабря 2016 года №656) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №11. - Ст.945; Собрание законодательства РФ. - 2016. - №50. - Ст.7077.
9.Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями) // https://base.garant.ru/12164247/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
10.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
11.Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении перечня технически сложных товаров» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121597/63df0c03a72c20f83fbac36216d643e24c7dc5cd/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
12.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 05.10.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48298/691b6cb762d936caa8543c8112444126e9153798/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
Специальная литература
13.Васильев С.В. Частное и публичное право в России: историко-теоретический анализ: Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 2002. – С. 176.
14.Козырин Александр Александрович, Агалаков Даниил Владиславович Защита прав потребителей в интернете: обзор проблематики // Уральский журнал правовых исследований. 2019. №3 (4). [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschitaprav-potrebiteley-v-internete-obzorproblematiki/ (дата обращения 17.04.2024 г.)
15.Лепешкина О.В. Современные тенденции реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей / О.В. Лепешкина, Е.Б. Лепешкин // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - №4. (34). - С. 46-52. https://elibrary.ru/download/elibrary_21179995_ 44201486.pdf
16.Марченко В.А. Административная деятельность органов государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей / В.А. Марченко, В.Н. Бойко, О.А. Чернова // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Т.5. - №4. - С. 247-253. https://elibrary.ru/download/ elibrary_22674670_20508096.pdf
17.Моисеева О.В. Основные направления формирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей / О.В. Моисеева, О. Чурсина // Современное общество и власть. - 2016. - №2 (8). - С. 167-172. https://elibrary.ru/download/elibrary_ 27253822_77264840.pdf
18.Нариньяни А. Клиент всегда прав. Все о защите прав потребителей в России / А. Нариньяни, А. Довлатова. - М.: РИПОЛ классик, 2014. - 256с.
19.Талабаев Евгений Алексеевич Проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров // Наука. Общество. Государство. 2018. №1 (21). [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zaschity-pravpotrebiteley-pri-prodazhe-tovarov