Фрагмент для ознакомления
2
Математические соревнования имеют богатую историю, которая началась ещё в Древней Греции в 776 году до н.э. С тех пор эти соревнования стали не только способом проверки знаний, но и стимулом для развития математических способностей. Многие известные учёные, такие как Л. Фибоначчи , Н. Тарталья , Л. Эйлер , И. Бернулли, И. Ньютон и другие, принимали участие в математических состязаниях и сделали значительные открытия в области математики.
Интересно отметить победу С.В. Ковалевской на одном из состязаний на приз французской Академии наук, что подчёркивает важность участия женщин в математических соревнованиях и научных достижениях. Однако настоящим прообразом современных массовых математических соревнований для школьников стало Этвешское соревнование, которое было проведено в Венгрии только в 1986 году. Это соревнование стало первой математической олимпиадой и заложило основу для множества подобных мероприятий по всему миру, способствуя развитию математических способностей и вдохновляя учащихся на изучение науки.
Олимпиадные соревнования по математике представляют собой интеллектуальное состязание среди учащихся, направленное на выявление и развитие способностей к решению задач повышенной сложности.
История школьных математических олимпиад начинается с середины 20 века, когда была организована первая Международная математическая олимпиада. С тех пор множество стран начали проводить свои национальные и региональные математические олимпиады, что способствовало популяризации математики среди молодёжи и определению новых методик обучения и подготовки к олимпиадам.
Со вступлением информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в 90-е годы XX века олимпиадное движение в области математики получило новый импульс развития. ИКТ позволили проводить олимпиады более масштабно и доступно для участников, а также создали новые форматы соревнований. В России стали популярными такие международные интернет-конкурсы, как «Кенгуру. Математика для всех» под руководством М.И. Башмакова, «Русский медвежонок» под руководством И.С. Рубанова, дистанционная олимпиада «Эйдос» организованная А.Б. Хуторским, а также конкурсы «Английский Бульдог», «Инфознайка», Московский интеллектуальный марафон, турниры Архимеда, математические бои, турниры городов и другие. ИКТ значительно расширили географию участников олимпиад, позволили иметь доступ к более широкому спектру заданий и тестов, упростили процесс проверки работ и подсчёта результатов.
Кроме того, онлайн - формат соревнований обеспечил более комфортные условия для участников, а также повысил их мотивацию к участию в олимпиадах. Таким образом, использование ИКТ в олимпиадном движении стимулировало его развитие и популяризацию, а также способствовало распространению математического образования среди широкой аудитории учащихся
Исследователи раскрывали тему олимпиад для школьников в своих трудах. Например, Пермякова М.Ю., Кириллова О.А посвятили статью подготовке учащихся общеобразовательных школ к участию в олимпиадах по математике. Подготовка к олимпиадам должна осуществляться как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время. Каждый учитель понимает под внеклассной работой дополнительные занятия, которые проводятся во внеурочное время и направлены на подготовку учащихся к соревнованиям.
Авторы пишут, что один из способов организации внеклассной работы - это создание математического кружка, который должен регулярно проводиться в школе по расписанию. На начальном этапе участием в кружке могут интересоваться успевающие ученики, не обязательно только по математике. Однако по мере работы кружка и раскрытия математического потенциала учеников, все больше учащихся могут проявить интерес к участию.
Анализ решения олимпиадных задач с помощью различных методов является важной частью работы математического кружка. На примерах и задачах ученики могут изучать различные подходы к решению задач и улучшать свои математические навыки. Это помогает им не только подготовиться к участию в олимпиадах, но и развивает их умение решать сложные задачи, логическое мышление и творческий подход к решению проблем.
Авторы Вакилов Ш.М., Челябов И.М предстаили статью , в которой обсуждается система подготовки учащихся общеобразовательных школ к олимпиадам по математике, которая включает в себя как урочную, так и внеурочную работу. Внеурочная работа включает в себя систематические занятия с учениками во внеурочное время, такие как математические кружки. Организация математического кружка на школьном расписании поможет привлечь успевающих учащихся к решению олимпиадных задач.
Статья анализирует решение нескольких олимпиадных задач с использованием двух методов и иллюстрирует их применение на примерах и задачах. В результате такого подхода, ученики получают возможность углубить свои знания по математике, развить аналитическое мышление и улучшить навыки решения сложных задач.
Олимпиады для школьников в России можно разделить на четыре основных вида, каждый из которых имеет свои особенности и цели.
Первый тип – это инициативные олимпиады, которые создаются различными организациями, учебными заведениями или отдельными учителями. Они направлены на развитие творческих и учебных навыков учащихся. Участие в таких олимпиадах повышает репутацию ученика внутри школы, но не предоставляет дополнительных преимуществ при поступлении в вузы.
Второй вид – вузовские олимпиады, которые не вошли в официальный список Российского совета олимпиад школьников по разным причинам, например, из-за недостаточного числа участников. Тем не менее, эти олимпиады являются инструментом для привлечения талантливых абитуриентов в вузы.
Третий вид – олимпиады, которые получили одобрение и финансовую поддержку от Министерства образования и науки РФ. Российский совет олимпиад школьников ежегодно утверждает список таких олимпиад, деля их на три уровня. Участие и победа в таких олимпиадах предоставляют серьезные льготы при поступлении в лучшие высшие учебные заведения страны.
Четвертый тип – всероссийские предметные олимпиады, успешные участники которых (не более 600 человек в год) также получают значимые преимущества при поступлении. Диплом победителя такой олимпиады эквивалентен максимальному баллу по предмету олимпиады при вступлении в вуз. Если специальность абитуриента соответствует профилю олимпиады, он может быть зачислен без вступительных экзаменов. В противном случае, диплом призёра засчитывается как 100 баллов за соответствующее вступительное испытание.
Можно представить и другой вариант классификация олимпиад для школьников:
1. Всероссийская олимпиада школьников – главное соревнование среди школьников России, в рамках которого выявляются лучшие ученики по различным предметам, включая математику. Олимпиада проводится на нескольких уровнях: школьном, муниципальном, региональном и заканчивается всероссийским этапом.
2. Международные олимпиады, такие как Международная математическая олимпиада, организованы для сборных команд из разных стран. Эти соревнования высоко ценятся в образовательном сообществе и служат показателем уровня математического образования в различных странах.
3. Региональные и школьные соревнования. Различные регионы и учебные заведения могут организовывать собственные математические олимпиады, направленные на развитие интереса к математике среди учащихся местных образовательных учреждений.
4. Онлайн - олимпиады, такие как Саммат или олимпиады от Фоксфорда , представляют собой современный формат проведения математических соревнований. Преимуществом таких олимпиад является возможность участия большого количества учеников из разных регионов без необходимости их физического присутствия в определённом месте. Это облегчает доступ к качественным олимпиадным задачам и способствует дальнейшему развитию математического образования.
Таким образом, классификация олимпиад не только подчёркивает многообразие и масштаб математических соревнований, но и указывает на значимость олимпиадного движения для развития математических способностей и интереса у школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаханов, Н. X. 53-я Международная математическая олимпиада / Н.Х. Агаханов, И.И. Богданов, П.А. Кожевников, М.Я. Пратусевич, Д.А. Терешин // Математика в школе, 2012. – №9. – С. 79−80.
2. Агаханов, Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады [Текст] / Н. X. Агаханов, О. К. Подлипский. – М.: Просвещение, 2009. –159 с.
3. Алексеева Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад. Опыт и проблемы / Г.И. Алексеева. – Якутск, 2012. – 144 с
4. Баишева М.И. О конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» / М.И. Баишева. – Якутск, 2013.
5. Вакульчик, П.А. Нестандартные и олимпиадные задачи по математике. [Текст] / П. А. Вакульчик. – Минск: УниверсалПресс, 2004. – 352 с. 73
6. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике: психологопедагогические основы [Текст] / В. А. Гусев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 456 с.
7. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997
8. Келдибекова А. О. О подходах к оценке решения задач математических олимпиад школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 324-344. doi: 10.32744/pse.2019.5.23
9. Клейменов В.А. Математика. Решение задач повышенной сложности. – М.: «Интеллект-Центр», 2004
10. Крамор, В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа [Текст] / В.С. Крамор. – М.: Оникс; Мир и Образование, 2008. – 416 с.
11. Перельман, Я. И. Весёлые задачи / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 204 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07284-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/index.php/bcode/539072
12. Романова, Т.В. Из истории становления и развития олимпиадного движения в России. / Т.В. Романова– Москва, 2014. – 8 с.
13. Садовничий В.А., Подколзин А.С. Задания студенческих олимпиад по математике. – М.:, Наука, 1988
14. Селевко Г.К. Современные общеобразовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998
15. Севрюков П.Ф. Подготовка к решению олимпиадных задач по математике.- М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: сервисшкола, 2011 – 112 с.
16. Серебряков В. Напряги мозги: 350 головоломок / пер. с англ. Е. Ю. Гупало, А. В. Банкрашкова. М. : АСТ: Астрель, 2007.
17. Фарков, А. В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения [Текст] / А. В. Фарков. – М.: Народное образование, 2003. – 112 с.
18. Фарков А.В.Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия. 5-11 классы.- М.: Айрис- пресс 2007- 128 с.
19. Фоминых Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7 – 9 классов: Кн. Для учителя. –М. : Просвещение.1999. – 112 с.
20. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи [Текст]: книга для учащихся 9-11 кл. / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2009. – 255 c.
21. Щербакова Ю.В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы- 2-е издание доп. – М.6 Издательство «Глобус», 2010ю- 240 с.
22. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике.-М.: Просвещение. 1995. – 222 с
23. Большая Российская энциклопедия // Л. Фибоначчи URL: https://bigenc.ru/c/fibonachchi-a9f2c7
24. Большая Российская энциклопедия // Н.Тартатья URL: https://old.bigenc.ru/mathematics/text/4183039?ysclid=lve65si04d11741903
25. Большая Российская энциклопедия // Л. Эйлер URL: https://bigenc.ru/c/eiler-leonard-0e881f?ysclid=lve69rd5v7427604678
26. Информационный ресурс / Межрегиональная олимпиада школьников по математике https://samara.postupi.online/olimpiada/olimpiada-sammat/etap/registraciya/?ysclid=lve6r7rb4k530410909
27. Информационный ресурс / Фоксфорд https://foxford.ru/levels/olympiads/middle?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=brand_all_all_brand-search-desktop-rus&utm_content=11674505950&utm_term=фоксфорд%20олимпиада&placement=none&network=search&yclid=2953212180851326975
28. Информационный ресурс / Всероссийская Олимпиада школьников https://postupi.online/olimpiada/vsosh-vseros-vosh-vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov/
29. Информационный ресурс / КиберЛенинка. Вакилов Ш.М., Челябов И.М. Система подготовки учащихся общеобразовательных школ к олимпиадам по математике https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-podgotovki-uchaschihsya-obscheobrazovatelnyh-shkol-k-olimpiadam-po-matematike
30. Информационный ресурс / КиберЛенинка Пермякова М.Ю., Кириллова О.А. О некоторых особенностях подготовки учащихся к олимпиадам по математике https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-podgotovki-uchaschihsya-k-olimpiadam-po-matematike
31. Информационный ресурс / Дистанционное образование для школьников https://uchi.ru/?ysclid=lvec0eh6kb112973072
32. Информационный ресурс / Skysmart/ https://skysmart.ru/
33. Информационный ресурс / КиберЛенинка. Гусева Е.В., Родионов М.А. Содержательно-методические основы работы по обучению решению олимпиадных задач https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelno-metodicheskie-osnovy-raboty-po-obucheniyu-resheniyu-olimpiadnyh-zadach
34. Информационный ресурс / КиберЛенинка. Сальная Е.П,, Яковенко И.В. Применение игровых технологий при изучении темы «Функции» в 7 классе https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-pri-izuchenii-temy-funktsii-v-7-klasse
35. Информационный ресурс / КиберЛенинка Костюченко Р.Ю. Методика обучения учащихся решению математических задач: содержание этапов решения https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-uchaschihsya-resheniyu-matematicheskih-zadach-soderzhanie-etapov-resheniya