Фрагмент для ознакомления
2
Настоящее имя и фамилия Марка Твена Сэмюэл Клеменс, 1835–1910, американский писатель и журналист. Он родился в деревне Флорида, штат Миссури, в семье судьи. После смерти отца работал подмастерьем наборщика в провинциальных газетах, где на рубеже 40-50-х годов XIX века публиковал свои юмористические рассказы и путевые заметки.
В эссе «Мои первые подвиги на газетном поприще» 1871 года Твен рассказал о начале своей журналистской деятельности. Писатель со свойственным ему юмором рассказывает, как в тринадцатилетнем возрасте, еще будучи подмастерьем в типографии, по просьбе своего дяди, редактора еженедельника «Ганнибал Джорнал», заменил его на неделю в этой роли и что случилось. Первые литературные опыты Твена в этой газете. Восемнадцатилетний Твен покидает Ганнибала и четыре года скитается по стране. Сотрудничает под псевдонимом в новоорлеанских изданиях Crescent и True Delta. Во время Гражданской войны 1861–1865 годов Твен работал репортером и обозревателем невадской газеты «Территориал Энтерпрайз». Первые статьи появились в газете, подписанной псевдонимом Марк Твен, т. е. мерка два, лоцманский термин, означающий уровень воды в реке, достаточный для прохода судна. После переезда в Сан-Франциско Твен публиковался в местных газетах Morningcall, California, Union и Golden Ira. Сотрудничество в газете «Территориальное предприятие» в Вирджиния-Сити под псевдонимом Джош. С августа является штатным сотрудником предприятия. Твен – профессиональный журналист, работа Твена на Территориальном предприятии длилась 1 год и 9 месяцев. Отчеты в Территориальном предприятии о работе законодательных органов Территории Невада. Основные жанры, в которых работал Твен, — публицистика, эссе, брошюра, речь. Успех Твену принесла книга эссе «Простые за рубежом» 1869 года, составленная на основе его переписки с нью-йоркскими и калифорнийскими газетами во время путешествия на пароходе «Квакер-Сити» через Европу и Палестину в 1867 году. Твен, журналист, был отличался склонностью к репортерской мистификации. В одном из номеров газеты Твен опубликовал эссе «Окаменелый человек» 1870 года, в котором сообщалось об обнаруженных якобы окаменелых останках человека, умершего триста лет назад. Твен убежден, что одна из причин существования и успеха такой журналистики состоит в том, что американский читатель ждет от газеты не знаний, а развлечения и скандала.
В рассказе «Журналистика в Теннесси» (1869) Твен с присущим ему остроумием и склонностью к гротеску высмеивает нравы американской журналистики. Рассказчик, приехавший в город на юге Теннесси поправить здоровье и имеющий смелость занять место помощника редактора местной газеты, вскоре убеждается, что журналистика в Теннесси — небезопасное ремесло. Его наставник и начальник, главный редактор газеты, публикует статьи, в которых осыпает ругательствами и оскорблениями своих коллег. Разгневанные журналисты выясняют связь с преступником с помощью пистолетов. Жертвой этих разборок оказывается рассказчик, которому главный редактор поручает принимать «посетителей в его отсутствие». В результате рассказчик получает несколько ранений, теряет пару зубов, его выбрасывают из окна, избивают и снимают скальп. В финале романа он отказывается от своего положения и переезжает в больницу залечивать раны.
В романе журналисты больше похожи на гангстеров из американских боевиков, чем на работников литературной мастерской. Американская журналистика груба, оскорбительна и агрессивна.
Герой другого романа Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» (1870), оказавшись в стесненных финансовых обстоятельствах, во время отпуска главного редактора возглавляет сельскохозяйственную газету, совершенно ничего не зная о сельском хозяйстве. Его статьи, поражающие своей невежественностью, привлекают внимание местных жителей, считающих их автора сумасшедшим. Вынужденный прервать отпуск, главный редактор газеты требует от автора статей немедленно покинуть редакцию. Этот, казалось бы, невероятный случай выглядит в описании Твена типичным для американской журналистики.
Если в рассказах и повестях Твен описывал пороки американской журналистики с юмором, то в речи «Необузданная пресса» 1873 года, произнесенной писателем в клубе журналистов в Хартфорде в 1873 году, он с горечью и болью говорил о состояние современной журналистики, обвинил американскую прессу в моральной деградации общества. Поздний Твен все чаще обращается к жанру брошюры. В памфлетах Твен высмеивал культ золотого тельца – «Открытое письмо коммодору Вандербильту», 1869 г., политиканство американских политиков – «Исправленный катехизис», 1871 г. 24 апреля Марк Твен умер в возрасте 74 лет.
1.2. Место Марка Твена в американской литературе
Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс, известный под псевдонимом Марк Твен, оказал большое влияние как первооткрыватель новых путей и возможностей, определивший задачу развития американской литературы. Он прославился такими произведениями, как «Невинные за границей» (1869), «Суровая жизнь» (1872) и «Жизнь на Миссисипи» (1883), а также романами «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1885). Эрнест Хемингуэй полагал, что «вся современная американская литература возникла из книги Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
Биографии и творчеству писателя посвящено множество исследований. Несмотря на то, что со дня смерти автора прошло сто лет, он по-прежнему популярен, его произведения интересны и захватывающи. Говоря об индивидуальном стиле Марка Твена, важно отметить, что он был непревзойденным мастером юмора. Но постепенно дружелюбный юмор трансформировался в острую сатиру. В поздних работах Твена можно заметить его универсальный характер. По словам Фредерика Хендерсона, Марку Твену удалось создать литературный стиль, который отражает Америку, его мировоззрение. Кроме того, он был первым, кто использовал диалект на уровне искусства [25, с. 27].
Важно отметить, что многие отклонения от литературной нормы в романах Марка Твена отражают традиции американской литературы второй половины XIX века: реализм, регионализм, юмор западного фронтира. Кроме того, они являются важным элементом речи персонажа. Прежде всего, грамматические отклонения указывают на социальную принадлежность персонажа. Мы отметили около 400 грамматических отклонений в романе «Приключения Тома Сойера» и около 3600 в романе «Приключения Гекльберри Финна».
Очевидно, что стиль писателя развивался. Мы можем отметить постепенные переходы от юмора к сатире: ирония и юмор в “Невинных за границей» и «Жестоком обращении» - этих произведениях отражен фронтир. В 1873-1878 годах в США начинается экономический кризис, который порождает сатиру, нашедшую отражение в «Позолоченном веке». Писательница показала реальную жизнь американцев того времени, когда политики обещали процветание, но Твен видел в этом бесстыдную жадность, спекуляцию и неограниченную коррупцию [3, с. 94].
Воспоминание о прошедшей юности, которая была в «Приключениях Тома Сойера», «Жизни на Миссисипи», «Приключениях Гекльберри Финна». В этот период Марк Твен меняет иронию на сатиру, а типичное повествование заменяется социальной критикой [3, с. 99]. Экскурс в Средневековье и романтический порыв страстей эпохи Просвещения в «Принце и нищем», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»; поиски идеала и мечты об идеальной женщине в “Личных воспоминаниях Жанны д'Арк”; и «Таинственный незнакомец», и «Что такое женщина мужчина?» – острая сатира и разочарование (Паррингтон, 1987, с. 91).
Так, в своей первой книге «Знаменитая прыгающая лягушка из страны Калаверас» 1867 года, принесшей известность ее автору, Марк Твен намеренно использовал «заумные» слова и словосочетания, а также заимствования и варваризмы, чтобы усилить контраст с речью рассказчика. Автор нарушил правила грамматики, рассказчик изъяснялся безграмотно, не отличая единственного числа от множественного, согласовывая грамматические формы, используя двойные отрицания. Заметим, что Твен использовал лексику того времени, которая отражала социальный слой [6, с. 93].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балдицын П. В. Новеллистика Твена // Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы / Отв. ред. Я. Н. Засурский. М.: Наука, 1987. С. 15.
2. Ионкис Г. Указ. соч. 14 Пьянов Д.В. Своеобразие исторической проблематики в творчестве Марка Твена : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2003. С. 9.
3. Кубарева Н.П. Зарубежная литература последняя треть XIX начало ХХ вв. М.: Московский лицей, 2004. 344 с.
4. Мендельсон М. О. Рассказы, очерки, публицистика (статья) / Собр. соч. Марка Твена. В 12 т.
М.: Госуд. изд. худ. лит, 1959-1961. – Т.10. - 1960. – С. 698.
5. Модестов B.C. Художественный перевод: история, теория, практика / В. С. Модестов. – М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2006. – 463 с
6. Наливайко Д.С. Зарубіжна література ХІХ сторіччя. Доба романтизму. Тернопіль: Богдан, 2001. 416
7. Пьянов Д.В. Своеобразие исторической проблематики в творчестве Марка Твена : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2003. С. 9.
8. Ромм А. С. Марк Твен. М.: Наука, 1977. С. 29.
9. Твен М. Среди духов // Сделка с Сатаной / Сост.: П.В. Балдицын. Л.: Лениздат, 1986. С. 72.
10. Твен М. Журналистика в Теннесси (пер. с англ.) // Сибирский вестник. – 1896. – № 200. – С. 2.
11. Твен М. Как я редактировал земледельческую газету (пер. с англ.) // Сибирская жизнь. – 1900. – № 193. – С. 2
12. Твен М. Пари миллионеров (пер. с англ.) // Сибирская жизнь. – 1908. – № 23-24. – С. 2.
13. A companion to Mark Twain / edited by Peter Messent and Louis J. Budd. Blackwell Publishing Ltd, 2005. P. 20.
14. Calaveras İlçesinin Kötü Şöhretli Sıçrayan Kurbağası, Mark Tven.Tuhaf bir rüya. Toplu öyküler 1, ALFA, 2016. İstanbul, s. 7
15. Jelliffe, Robert A. (1956). Faulkner at Nagano. Tokyo: Kenkyusha, Ltd.p.3-23
16. Mark Tven. Tuhaf bir rüya. Toplu öyküler 1, ALFA, 2016. İstanbul, (Tennessee”de Gazeteçilik), s. 52.
17. Messent P. The Cambridge Introduction to Mark Twain. Cambridge University Press, New York, 2007. 150 p
18. Paine, A. B., Mark Twain: A Biography, Harper, 1912, p. 701
19. Paine A.B. Mark Twain: A Bibliography. The Personal and Literary Life of Samuel Langhome Clemens. 3 vols. N.Y., 1912. p.269
20. Quirk T. Mark Twain and human nature. University of Missouri Press, 2007. P. 3.
21. «In 1904 Mark Twain asserted that he “did not rely heavily upon the Alta letters». Dickinson L. Innocents abroad // The Mark Twain encyclopedia / Ed. J. R. LeMaster, J. D. Wilson; editorial and research assistant C. G. Hamric. New York, London: Garland Publishing, 1993. P. 400.
22. Snodgrass T. J. Correspondence // Keokuk Saturday Post (November 1, 1856). URL: http://www.twainquotes.com/Keokuk/18561101.html
23. «Plenty of newspaper people – neuters». Twain M. Among the spiritualists (letter) / Territorial Enterprise (dated January 24, 1866). URL: http://twainquotes.com/18660204at.html
24. Parrington, V. L. Main Currents in American thought. The beginning of critical realism in America, 1860 – 1920. Norman: University of Oklahoma press, V.III. 1987. 429 p
25. Voto, de B. Mark Twain at. Cambridge: Harvard University Press, 1942. 144 p
26. Jerome Loving Mark Twain: The Adventures of Samuel L. Clemens. Berkeley: University of California Press, 2010. 491 p