Фрагмент для ознакомления
2
Массовая коммуникация – это система взаимосвязей, обеспечивающая практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому количеству людей независимо от их местонахождения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Эта коммуникация развивается на основе использования технических средств воспроизведения и передачи сообщений. Как правило, массовые коммуникации осуществляют специализированные организации (издательства, агентства, редакции, студии).
Под массовыми коммуникациями можно понимать также одновременное присутствие большого количества людей на ограниченном пространстве, позволяющее им взаимодействовать (общаться) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты на больших открытых или закрытых пространствах). . (например, крытые стадионы)
Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление массовой информации большим количеством людей.[13]
Массовая коммуникация в основном характеризуется:
1. наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражируемость;
2. социальная значимость информации, способствующая повышению мотивации массовой коммуникации;
3. масса публики, которая в силу своей дисперсности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
4. многоканальность и возможность выбора средств коммуникации, гарантирующих как вариативность, так и нормативность массовой коммуникации.
Массовая информация – это социально значимая информация, передаваемая большой аудитории, рассредоточенной во времени и пространстве, по искусственным каналам.
Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:
диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;
органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующей в обществе;
постулировать эффективность информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;
наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);
наличие субъективной стороны в ее оценке, поскольку ценности отражают мнение отдельных лиц и не имеют смысла без своих сторонников.
СМИ – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов вербальной, образной и музыкальной информации.
Современные системы СМК делятся на три типа:
Структура современной системы СМИ такова: пресса (газеты, журналы, сводки, еженедельники и т. д.); аудиовизуальные средства массовой информации (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и т.п.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, агентства по связям с общественностью, клубы и ассоциации профессиональных журналистов).[14]
Пресса состоит из массовых периодических изданий. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Газеты занимают главное место в периодической системе.
Радио является средством массовой информации. Уникальность радио заключается в его повсеместности и доступности. Слушая радио, люди могут узнавать новости, слушать музыку, развлекательные программы и одновременно заниматься другими делами. Радио является одним из важнейших средств социального контроля (особенно государственного), благодаря которому можно одновременно контролировать сознание и поведение большого количества людей.
Телевидение – это аудиовизуальная среда, которая, синтезируя звук и изображение, предлагает более широкие возможности для общения.
Информационные службы – это организации, которые собирают и передают информацию. Традиционно они составляют основу национальных и международных систем распространения информации. Корреспонденты информационных служб собирают информацию, которая затем перепродается подписчикам - газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим структурам и другим.
Фирмами по связям с общественностью называют организации, которые разрабатывают и предлагают руководству деловых, политических, общественных и других структур ключевую концепцию своей политики или отдельные рекомендации в области связей с общественностью.
Связи с общественностью (PR) – это особая система управления информацией (в том числе социальной информацией), где под управлением понимают процесс создания информации и информационных возможностей заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами связи для целевого формирования желаемого общественного мнения.[16]
Телекоммуникации – это технические услуги, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты в области телекоммуникаций – это инженеры и техники.
В основном они работают с кодами, сигналами, шумами. Традиция исследования шифрования информации, экономичности и надежности ее передачи восходит к временам посольств и спецслужб, которые использовали шифрование и кодирование для написания секретных писем.
Информатика – это система средств обработки данных с помощью компьютеров (ЭВМ). Исторически компьютерные технологии увековечили так называемую культуру доказательства, где на первом месте стоят истина, научные исследования и доказательства существования естественных пределов. В данном SMQ рассматривается исследование человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и реализации его коммуникативных функций.
Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций – сети Интернет.
Массовая аудитория. Создание и потребление массовой информации напрямую связано с психологическими процессами восприятия и усвоения. Основную роль в процессе потребления играет общественность – непосредственные потребители этой информации.
Аудитории могут быть стабильными или нестабильными по своим предпочтениям, привычкам и частоте доступа, что учитывается при изучении взаимодействия источника и получателя информации.
Характеристики населения во многом зависят от его социально-демографических характеристик (пола, возраста, дохода, уровня образования, места жительства, семейного положения, профессиональной ориентации и т. д.).
Кроме того, при получении массовой информации на поведение общества влияют факторы ситуационного характера (уникальные обстоятельства, внешняя среда и т. д.).[17]
О важности самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем шире аудитория, тем важнее информация и значительнее источник.
Типология аудитории основана на способности групп населения получать доступ к конкретным источникам информации. По этому признаку можно выделить следующие типы аудиторий: условную и нецелевую (не таргетированную непосредственно СМИ); регулярный и нерегулярный; реальные и потенциальные (кто на самом деле является аудиторией этого СМИ и кто имеет доступ к этому СМИ).
В процессе потребления социальной информации выделяют несколько этапов взаимодействия аудитории и информации: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, получение информации, усвоение информации, формирование отношения к информация.
Важнейшим показателем общественной готовности является осведомленность общественности. Степень осведомленности может варьироваться от полной информированности до полной неинформированности.
Воздействие информации зависит от ее соответствия социальным потребностям общества и ее регулярности. Помимо социальной значимости смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочной информации от СМИ, поскольку последние, как социальные институты, имеют статус официального источника информации, которому доверяет широкая общественность.
Достоверность смысловой информации трудно проверить, поэтому общественность так чутко прислушивается к оценочной информации, отражающей доминирующие тенденции в обществе. Это оценочная информация, которая вносит существенный вклад в формирование общественного мнения.[18]
А это уже рычаг, который используют политические силы общества для достижения своих целей. Известно, что информация, распространяемая средствами массовой информации, как находящимися под протекторатом государства, так и находящимися в распоряжении частных монополий, отражает интересы владельцев и их мировоззрение.
Функции массовой коммуникации.
В 1948 году Г. Лассвелл выделил три основные функции массовой коммуникации:
1. обзор окружающего мира, который можно трактовать как информационную функцию;
2. корреляция с социальными структурами общества, которую можно интерпретировать как воздействие на общество и его обратную связь по познанию;
3. трансляция культурного наследия, которую можно понимать как познавательно-культурную функцию, функцию культурной преемственности.
В 1960 г. К. Райт выделил еще одну функцию массовой коммуникации: развлечение.
В отечественной психолингвистике выделяют четыре типичные функции радио- и телекоммуникации: информационную; регулятор; социальный контроль; социализация личности – привитие личности качеств, желательных для общества.[19]
Информационная функция заключается в предоставлении широкому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации по самым разнообразным сферам деятельности - коммерческой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т. д.
Получая большое количество информации, люди не только развивают свои познавательные способности, но и повышают свой творческий потенциал. Знание информации позволяет прогнозировать свои действия и экономить время. При этом заметно возрастает мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и личности.
Регулирующая функция оказывает очень широкое влияние на широкую общественность: от установления контактов до контроля над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. - М.: Аспект пресс, 2020. - 176 c.
2. Бойко, Виктор Йога. Искусство коммуникации / Виктор Бойко. - М.: ДЕКОМ, 2021. - 508 c.
3. Володина, Т.И. Агитационно-массовое искусствою оформление праздневств / Т.И. Володина. - М.: Искусство, 203. - 290 c.
4. Головко, Бориэль Деловые издания: Информационный менеджмент массовой коммуникации / Бориэль Головко. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2019. - 128 c.
5. Головко, Бориэль Информационный менеджмент массовой коммуникации. Учебное пособие / Бориэль Головко. - М.: Академический Проект, Трикста, 2022. - 288 c.
6. Гончарова, Т.А. История Нижнего Притомья в контексте межэтнической коммуникации (XVII- начало XXI в.) / Т.А. Гончарова. - М.: Томск, 2022. - 226 c.
7. Грабельников, А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. - М.: РУДН, 2019. - 330 c.
8. Карцева, Е.Н. "Массовая культура" в США и проблема личности / Е.Н. Карцева. - М.: Наука, 2023. - 192 c.
9. Козлов, В.П. Архивы России в зеркале средств массовой информации 90-х годов ХХ века / В.П. Козлов. - М.: Российское общество историков-архивистов, 2016. - 567 c.
10. Константинова Астрология времени: Человек как участник массовых процессов / Константинова, Елена. - М.: ВШКА, 2022. - 512 c.
11. Коханая, Ольга Евгеньевна Массовая Коммуникация В Процессах Самоорганизации Социума: Тезисы / Коханая Ольга Евгеньевна. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 740 c.
12. Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура / А.В. Кукаркин. - М.: Политиздат; Издание 2-е, перераб. и доп., 2023. - 400 c.
13. Ляпина, Т. Бизнес и коммуникации, или Школа современной рекламы / Т. Ляпина. - М.: Альтерпресс, 2019. - 336 c.
14. Музыкант Маркетинговые основы управления коммуникациями / Музыкант, Валерий. - М.: Эксмо, 2020. - 832 c.
15. Мэскалл, Б. Ключевые слова в средствах массовой информации / Б. Мэскалл. - М.: АСТ, 2019. - 272 c.
16. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество / М.М. Назаров. - М.: Аванти плюс, 2019. - 432 c.
17. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. - М.: Либроком, 2021. - 360 c.
18. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. - М.: Либроком, 2022. - 360 c.
19. Пост Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха / Пост, Пост Пегги; , Питер. - М.: Эксмо, 2019. - 304 c.
20. Романов, А. А. Массовые коммуникации / А.А. Романов, Г.А. Васильев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 203. - 240 c.
21. Тавокин, Е. П. Массовая коммуникация. Сущность и состояние в современной России. Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Либроком, 2022. - 200 c.
22. Трус, Н.В. Геноцид и массовые репрессии: Истребление по национальным и религиозным мотивам / ред. Т.И. Ревяко, Н.В. Трус. - М.: Мн: Литература, 2019. - 576 c.
23. Уолрэнд, Дж. Введение в теорию сетей массового обслуживания / Дж. Уолрэнд. - М.: Мир, 2020. - 336 c.
24. Федотова, Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л.Н. Федотова. - М.: Научный мир, 2019. - 214 c.
25.Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение [Текст] / Л.Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2023. - 352 с.
25. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для бакалавров [Текст] / Л.Н. Федотова. - СПб.: Юрайт, 2021. - 603 с.
26. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учебное пособие [Текст] / О.Г. Филатова. - М.: Гардарики, 2019. - 303 с.
27. Фет, Я.И. Массовая обработка информации в специализированных однородных процессорах / Я.И. Фет. - М.: Новосибирск: СО АН СССР, 2023. - 199 c.
28.Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2023. - 350 c.
29. Шкондин, М.В. Печатные СМИ: ресурсы публичности. // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. [Текст] - №5, 2021. - 7-21 с.
31. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие [Текст] / А.И. Черных. - М.: Изд-й дом ГУ ВШЭ, 2018. - 451 с.
29. Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование / Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин. - М.: Дашков и Ко, 2022. - 488 c.
30. Шарков, Ф. И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и Ко, 2023. - 320 c.
31. Шарков, Ф. И. Коммуникология. Социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и Ко, 2022. - 320 c.
32.Шляпентох В. Конструктивизм в американской общественной науке. // Материалы Независимого теоретического семинара «Социокультурная методология анализа российского общества» 2021 гг. - С.124-127.
33. Ядин, Даниэль Маркетинговые коммуникации: современная креативная реклама / Даниэль Ядин. - М.: Гранд, Фаир-Пресс, 2022. - 488 c.
34. Якушева, Н.М. Unix. Коммуникации / Н.М. Якушева, В.А. Машурцев. - М.: Радио и связь, 2019. - 224 c.
35. Яковлева, Е.М. Специфика жанров рекламы в печатных СМИ. // Лингвокультурология. [Текст] - №2, -М.: 2022. - 203-208 с.
36.American Masters of Social Science. An Approach to the Study of the Social Sciences Through a Neglected Field of Biography. Ed. By H.W. Odum. New York, 2017.-411 p.
37.Barnes H.E. [ed.] The History and Prospects of the Social Sciences, New York, 2022. - 186 p.
38.Bames H.E. The Place of Albion Woodbury Small in Modern Sociology H American Journal of Sociology. 2021, Vol. XXXII, No. 1.
39.Barnes H.E. and Bekker H. Social Thought from Lore to Science. 2 vols. N.Y. 2018, v. 1. - 804 p., v. 2.-707 p.
40.Barnes H.E. (ed.) An Introduction to the History of Sociology. Chicago, 2021.
41.Barnes H E. William Graham Sumner, Spencerianism in American Dress // An Introduction to the History of Sociology. Chicago, 2018, p. 155-172.
42.Becker C. L. Cornell University: Founders and the Founding. Ithaca, 2019.
43.Bekker H and BoskofF A. (ed.) Modern Sociological Theory in Continuity and Change. New York. 2017. - 890 p.
44.Berelson Bernard. Graduate Education in the U.S. New York, 2020.
45.Bernard L.L. and Bernard J. Origins of American Sociology. New York, 2021.
46.Bliss W. D. Chautauqua Assembly II Encyclopedia of Social Reform. 207.
47.Bogardus E.S. History of Social Thought. Los Angeles, 2019 (1-st ed. 1922).
48.BoscoffA. The Mosaic of Sociological Theory. New York, 2022.
49. Bulmer M. The Chicago School of Sociology: What Made it a "School"? // History of Sociology. Laurence, 2021. Vol. 5. No. 2.
50.Chugerman S. Lester Ward: The American Aristotle. A Summary and Interpretation of His Sociology. New York. 2019.