Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Футбол является аритмичным видом спорта, важной характеристикой которого оказывается неравномерность физической нагрузки в течении матча, постоянная смена векторов движения, смена интенсивности работы от низкой до максимальной.
Игрокам во время матча приходится выполнять большой объём двигательной работы как с мячом, так и без него, вступать в единоборства с соперником, исполнять сложные технические элементы. В большинстве случаев всё это происходит на фоне недовосстановления после предыдущего эпизода.
Таким образом, чтобы вести конкурентную борьбу на протяжении всего матча футболисты должны обладать соответствующим уровнем физической подготовки. Одним из первых на это обратил внимание заслуженный тренер В.В. Лобановский. Он полагал, что одним из важнейших элементов физической подготовки является функциональная подготовленность.
Когда уровень технико-тактического мастерства примерно равен, функциональные способности могут играть решающую роль в состязании, особенно это проявляется в конце матча, когда работоспособность снижается из-за наступления утомления. Чем выше уровень функциональных возможностей организма, тем эффективней и надежней игрок сможет выполнять технико-тактические действия в течении всей игры.
Л.П. Матвеев в ХХ веке детально описал все средства и методы физической подготовки в спорте. Однако их различные сочетания могут применяться с различной долей успешности при решении конкретных задач физического воспитания в разных видах спорта.
Футболист должен обладать хорошей силовой подготовкой для того, чтобы выигрывать единоборства у соперников, сильно пробить по мячу, отдать сильную передачу или далеко бросить аут из-за боковой зоны. Также, хорошая силовая подготовка футболиста говорит о том, что мышцы спортсмена хорошо развиты и тем самым это дает большое преимущество перед другими игроками за счет большей работоспособности мышц и их меньшей утомляемости, а также снижает риск получения травм, за счет хорошей их подготовки.
Каждый футболист в наше время должен быть физически хорошо подготовлен во всех аспектах и если один из аспектов отсутствует или слабо развит, то это заметно сказывается на игре футболиста во время матча.
Поэтому футболист должен быть всесторонне развит для того, чтобы хорошо чувствовать себя во время матча и быть на ровне со своей командой и соперником.
Цель исследования: рассмотреть особенности специальной физической подготовки на тренировочном этапе в футболе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Охарактеризовать футбол как вид спорта;
Проанализировать виды спортивной подготовки;
Провести исследование по изучению влияния специальной физической подготовки на тренировочном этапе в футболе.
Объект исследования: тренировочный процесс футболистов.
Предмет исследования: специальная физическая подготовка в футболе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ литературных источников
1.1. Общая характеристика футбола как вида спорта
Футбол – это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 миллионов человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, а также развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Такие чувства и качества способны помочь человеку не только стать хорошим спортсменом и будущим чемпионом, но и помочь в обычной жизни. Ведь не всегда человек, занимающийся каким-либо видом спорта, в будущем может стать профессиональным спортсменом, поэтому, приобретя такие качества, человеку будет легче в обычной жизни. Следовательно, можно сделать вывод, что футбол развивает в человеке такие качества, которые способны помочь ему и в дальнейшей жизни.
Футбол – это командный вид спорта, в котором каждый игрок команды должен взаимодействовать друг с другом и понимать его на все 100 процентов. Но не стоит забывать и про личностные качества игрока. Это самое главное в футболе. Футболист, никогда не раскроется, если запрещать ему творить. Это загубит его, как личность. Многие тренеры требуют от своей команды только слаженной игры, отставляя на второй план творческие способности игрока. Они хотят сделать из них роботов, которые будут выполнять команды по приказу. Возможно, они правы, ведь каждый тренер и каждая команда хочет добиться высоких достижений, поэтому тренеры заставляют делать все так, как написано в учебнике. Но нельзя ограничивать футболиста в действиях. Таким образом, мы губим настоящий потенциал спортсмена, не давая ему возможности развиваться и раскрываться на свой максимум. Ведь футбол является своего рода театром, где футболисты, это артисты, которые играют на публику, показывая весь свой максимум и выплескивая все свои эмоции. Поэтому тренеры должны давать возможность футболистам раскрываться не только в исполнительском плане, но и как творческой личности.
Футбол, как и многие другие виды спорта, определяется четырьмя позициями. Первое – техника, второе – тактика, третье – морально-волевая подготовка и четвертое – функциональное состояние, состояние здоровья. Но в основе всего этого лежит талант, и если он отсутствует у спортсмена, то эти четыре главных компонента футбола не сработают.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению.
Игровая и тренировочная деятельности оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм, развивая основные физические качества, такие как быстрота, ловкость, выносливость, силу, а также повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки.
Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Большой популярностью футбол пользуется среди детей и подростков. Дети разных возрастов, загоревшиеся этой игрой, просят своих родителей отдать их в футбольную секцию, чтобы в дальнейшем из них воспитали настоящих спортсменов высшего класса. В России имеется множество спортивных школ, начиная от простых коммерческих секций, заканчивая детскими спортивными школами, где готовят юных футболистов ко взрослому и тяжелому пути в большой спорт. Конечно же, коммерческие футбольные секции отличаются от профессиональных футбольных школ своим тренировочным процессом и уровнем подготовки футболистов.
Зачастую, родители, которые не могут отдать своего ребенка в профессиональную футбольную школу, в связи с нехваткой времени у родителей и ненадобностью делать из своих детей будущих спортсменов, отдают их в близлежащие секции по футболу для того, чтобы ребенок занимался спортом, развивал физические способности и наслаждался игрой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвазова Е.С., Гончарова Д.М. Футбол как средство физического воспитания студентов // Психология. Спорт. Здравоохранение. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. - Санкт-Петербург: 2021. - С. 40-42.
2. Антипов А.В., Джикия Г.Т., Губа В.П. Эффективность содержательного компонента физической подготовки высококвалифицированных футболистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - №4. - С. 144-148.
3. Ащеулов Н.С., Косогор Д.В., Жамбурин Ж.Ж. О проблемах футбола в России и Германии // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIV студенческой научно-практической конференции, посвящённой памяти 75-летия Победы в Великой отечественной войне. - 2020. - С. 329-333.
4. Бабушкин С.А. Развитие общей выносливости у футболистов различной квалификации // Национальная ассоциация ученых. - 2021. - №66. - С. 12-13.
5. Быков Е.В., Балберова Ольга.В., Сидоркина Е.Г., Кошкина К.С. Особенности энергетического профиля спортсменов игровых видов спорта (футбол, хоккей) с разным игровым амплуа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №3. - С. 56-60.
6. Грачев А.С., Артамонов А.Б. Методика физической подготовки в футболе на этапе спортивного совершенствования // Научный журнал Дискурс. - 2019. № 2 (28). - С. 24-33.
7. Губа В.П., Лексаков А.В., Полишкис М.С., Выжгин В.А., Антипов А.В., Колосков В.И., Варюшин В. В., Полишкис М.М., Теория и методика футбола. - 3-е изд. - М.: Спорт, Человек, 2020. - 624 с.
8. Ден Бланк IQ в футболе. Как играют умные футболисты. - Москва: Эксмо, 2020. - 176 с.
9. Джурабеков Э.Т. Лёгкая атлетика в системе физического воспитания // Проблемы педагогики. - 2020. - С. 67-69.
10.Дубровский В.Ю., Домрачёва Е.Ю., Иляхина О.Ю., Ермоленко С.А. Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста (12-14 лет) на учебно-тренировочных занятиях по футболу // Современный ученый. - 2020. № 1. - С. 14-17.
11.Зерег Ф., Жийяр М.В., Мохамед К.С., Хоусине Б. Комплексный контроль координационных способностей в методике их совершенствования у футболистов 14-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. № 3 (145). - С. 65-70.
12.Кадиров М.А. Эффективность формирования специальной быстроты и точности ударов у юных футболистов с использованием резко меняющихся ситуационных упражнений // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). - 2022. - С. 473-479.
13.Кармазенюк В.В. История развития футбола в России // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Посвящена 165-летию В.Г. Шухова. - Белгород: 2018. - С. 5923-5926.
14.Касумов М.Х. Абдурахманов А.Ш. Протекание восстановительных процессов у юных футболистов после занятий разной направленности // Вестник Социально-педагогического института. - 2020. - №1. - С. 46-50.
15.Козлов А.А., Кузнецова З.М., Теоретические и методические аспекты блочно-модульной системы планирования специальной тренировки футболистов // Вестник спортивной науки. - 2021. - №3. - С. 8-12.
16.Костюнина Л.И, Дугуфана Багайоко, Николаев Д.С. Развитие ведущих двигательно-координационных качеств юных футболистов на основе дифференцированного подхода // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №2. - С. 59-61.
17.Кубеков Э.А., Эркенов С.М. Аэробная выносливость футболистов в соревновательный период // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - С. 157-160.
18.Литовченко А.А., Курочкин С.В. Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Материалы научно-практической конференции. - 2018. - С. 80-85.
19.Лучиано Вернике Футбольные байки: 100 невероятных историй, о которых вы даже не догадывались.. - Москва: Эксмо, 2019. - 256 с.
20.Мальцев В.А., Деребенец В.Ю., Шершень А.А., Семин В.И. Обучение технике игры в футбол на тренировочном этапе: эффективность двигательно-координационного модуля // Научный вестник Крыма. - 2020. - №4. - С. 1-10.
21.Овчинникова А.Я., Пономарев А.Е. К вопросу о функциональной подготовке футболистов на этапе начальной подготовки // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - №2. - С. 93-99.
22.Оргина А.Д. Английский футбол // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сборник материалов заочных научно-практических конференций. - 2020. - С. 1748-1753.
23.Потужний А.В. Уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболистов разных игровых амплуа // Современные здоровье сберегающие технологии. - 2017. № 1. - С. 171-177.
24.Привалов А.В, Нифонтов М.Ю, Вишнякова Ю.Ю, Мухамедзянов Р.Р. Влияние индивидуальной специальной силовой подготовки квалифицированных футболистов на эффективность приема и передачи мяча в касание // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №2. - С. 76-78.
25.Привалов.А.В. Динамика показателей уровня развития силовых возможностей в процессе технической подготовки футболистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №3. - С. 254-257.
26.Сучилин А.А., Вершинин М.А., Новокщенов И.Н. Трансформация тактических систем игры в современном футболе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2020. - №2. - С. 26-32.
27.Сюзев И.Ю., Сидоров Р.В. «Совершенствование системы физического воспитания через введение нового физкультурно-спортивного направления «Ролкросс» // Физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 55-летию со дня основания Дальневосточной государственной академии физической культуры. Под редакцией Е.А. Ветошкиной. - Хабаровск: 2022. - С. 275-282.
28.Тарабрина Н.Ю., Краев Ю.В. Изучение физиологических основ стрейчинга в системе подготовки юных футболистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - №4. - С. 161-169.
29.Умбаров Д.М. Влияние физической подготовки на развитие функциональных возможностей в футболе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - С. 50-52.
30.Фаизов А.В., Мутаева И.Ш. Теоретические аспекты физической подготовки футболистов в возрасте 13-14 лет // Всероссийский научный форум студентов и учащихся. Сборник статей форума. - 2020. - С. 103-106.