Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная налоговая система предполагает справедливый подход к налоговому контролю. Для поддержания стабильности в обществе и достойного функционирования всех государственный систем, необходимо обеспечить эффективное налоговое администрирование и регулирование.
С целью недопущения распространения недобросовестных налогоплательщиков создан данный инструмент.
В различные периоды времени налоговый контроль совершенствовался и приносил пользу обществу.
Сегодня налоговый контроль имеет целый блок инструментов для эффективной работы. Среди прочих в данном перечне присутствует налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг пользуется большой популярностью в разных странах. Свое место он обрел и в России, и с 2015 года активно применяется
Проблема заключается в том, что в современных реалиях крайне важно, чтобы система налогообложения стабильно работала, для этого нужно совершенствовать налоговый контроль.
Цель – изучение системы налогового контроля, а также выполнение расчёта по налогу в практической части работы
Задачи:
1) познакомиться с общими положениями о налоговом контроле в Налоговом кодексе РФ;
2) проанализировать инструмент налогового контроля «налоговый мониторинг» и выявить его преимущества и недостатки;
3) решить практическую задачу.
Объект – система налогового контроля в РФ
Предмет – современный инструментарий для эффективной работы налогового контроля
Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования:
• теоретические (Налоговый кодекс РФ);
• эмпирические (Решение практической задачи);
1 Сущность налогового контроля в Российской Федерации
1.1 Общие положения о налоговом контроле
Целостная картина относительно организации налогового контроля в Российской Федерации складывалась в течение длительного времени.
Налоговый контроль в сочетании с эффективной налоговой политикой являются важнейшими элементами любой современной налоговой системы и позволяют правительствам генерировать ресурсы, необходимые для создания устойчивой экономики.
Налоговый контроль способствует перечислению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечивает укрепление налоговой дисциплины и финансового правопорядка; реализует защитную функцию в системе контроля, которая способствует выявлению налоговых правонарушений, а также осуществлению превентивной функции, которая помогает предотвратить появление новых аналогичных правонарушений.
Сущность налогового контроля заключается в создании условий для соблюдения налоговых обязательств, правильности применения налогового законодательства, мониторинге налоговой документации.
Налоговый контроль производится для обеспечения честного сбора налогов и предотвращения уклонения граждан от уплаты налогов.
Налоговый контроль играет большую роль для нашей страны, поскольку служит механизмом регулирования исполнения обязанностей налогоплательщиков по своевременной уплате, противодействию нарушений налогового законодательства. [6]
Так как бюджет государства зависит от поступлений налогов, то данный механизм следует постоянно совершенствовать, чтобы выявлять нарушения, которые влекут дефицит в бюджете.
Определяющим документом, регламентирующим деятельность налоговых органов и функционирования налоговой системы, в целом является налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 146.
В соответствии с Налоговым кодексом под «Налоговым контролем» следует понимать, как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном кодексом. [2] НК РФ
В тоже время существуют авторские определения сущности данного понятия.
Например, А.В Брызгалин приводит следующее определение налогового контроля: «Это установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд»[1].
В то же время, по мнению Т.А. Гусевой, характерной чертой налогового контроля является своеобразная форма проверки деятельности налогоплательщиков со стороны государства. Ключевым в данном случае является применение формулировки «проверка»[3].
А.В. Демин считает, что налоговый контроль – это контроль государства за исполнением законодательства о налогах и сборах. В широком смысле налоговый контроль представляет собой контроль за деятельностью участников налоговых правоотношений [11].
Л.И. Гончаренко считает, что налоговый контроль – это комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов [7].
Данное определение рассматривает налоговый контроль в качестве инструмента контроля над объективностью информации.
Следует отметить, что налоговый контроль в служит целям поддержания финансовой стабильности и справедливости при исполнении конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это достигается через выполнение следующих задач:
1. проверка документов налогоплательщика для выявления возможных нарушений;
2. обеспечение правильного учета финансовых операций и налоговых обязательств;
3. выявление и пресечение попыток уклонения от уплаты налогов.
Налоговый контроль проводится органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. [2]
Статья 82 НК РФ пункт 1, говорит, что к инструментам налогового контроля следует относить налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и иные формы. [2]
На налоговые службы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренные действующим законодательством.
Методы налогового контроля представляют собой: «совокупность приемов, используемых должностными лицами, непосредственно осуществляющими налоговый контроль, для исследования фактического исполнения налогового законодательства объектами контроля с целью обеспечения полной и своевременной уплаты налогов в бюджет» [15].
Эти методы разрабатываются с целью повышения эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства и уменьшения налоговых недоимок для государства.
Налоговый контроль в Российской Федерации достаточно хорошо развит, имеет довольно сложную структуру, включает камеральные и выездные проверки.
В соответствии со статьей 87 НК РФ, Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1. камеральные налоговые проверки;
2. выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральная проверка проводится на основе анализа представленных налогоплательщиком документов (прежде всего налоговых деклараций), без посещения его места деятельности. Налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика проверяет налоговые декларации и иные имеющиеся у нее документы о деятельности налогоплательщика. Если инспекция выявила ошибки в налоговой декларации и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, она потребует у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
Выездная проверка включает посещение места деятельности налогоплательщика для проверки документов и финансовой деятельности. Она проводится на основании решения руководителя (или его заместителя)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Максимовских М.В. Перспективы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации// Московский финансово-юридический университет//№2/ С. 198 – 2015 г;
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ;
3. Гафарова Г.Р., Табачник Ф.И. Внутренний налоговый контроль как одно из направлений налогового контроля // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития. 2017. – Вып. 4. – С. 28- 33.
4. Гасымов М.Б. Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля // Международный национальный журнал // С.190 – 2019
5. Татаренко А.А. /Особенности налогового контроля зарубежных стран, применимые для налогового контроля в Российской Федерации /МЦНС «Наука и Просвещение»/ С.48
6. Буханов А.С., Малая О.О. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля: состояние и перспективы развития // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление/ №9 / С.129 – 2021
7. Данаев А.М. Анализ современных методов налогового контроля в России и их влияние на повышение эффективности налогового контроля// Экономика и право 2023/ С.254 – 2023г.
8. Плеханова Д.А., Матягина Т.В. / Налоговый мониторинг инновационная функция налогового контроля / Вестник науки и образования/ №3 / С. 32 – 2020г.
9. Графова Т.О., Гладченко В.А. / Основы применения системы налогового мониторинга в Российской Федерации на современном этапе// Весник Таганрогского института экономики и управления/ №1/ С. 14 – 2024г.
10. Васянина Е.Л. / Налоговое администрирование и налоговый контроль: проблемы осуществления, перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь/ №2 / С. 172 / 2022г.
11. Сименко И.В., Бредихина О.А. /Компаративный анализ понятия «Налоговый контроль» // Вестник института экономических исследований/ №1/ С.93 – 2022г.
12. Баташев Р.В. / Современные тенденции в сфере налогового контроля и налогового администрирования НДС// Международный журнал о человечестве и науке / №12/ С. 150 – 2023г.
13. Тайбулатова А.У., Абдугамитова А. Х., Курбанува У.А. / Совершенствование налогового контроля в Российской Федерации / Научно-практический журнал «Экономические исследования»/№3/ С.212 – 2023 г.
14. Урунова М.М. /Правовое регулирование налогового контроля// Правовой альманах/ №6/ С.51 – 2022г.
15. Фирагина А.В., Губернаторова Н.Н., / Порядок проведения налогового мониторинга // Налоговый вестник ЮрФУ / № 4/ С. 211 – 2023 г.
16. Виноградова С.Э., Гаибова А.Р. / Тенденции правового регулирования налогового контроля/ Международный научный журнал «Вестник науки»/ №12/ С. 189 – 2022 г.
17. Деникаева Р.В., Гарбалева Т.М., Первышов Е.А., / налоговый мониторинг, как институт налогового права и эффективный способ налогового контроля// Образование и право /№1/ С. 133 – 2023г.
18. Жирова Г.В., Багдасарова К.Э., Мулдагалиева А.С., / Преимущества налогового мониторинга/ Экономика и Социум/ №4 / С.831 – 2023 г.
19. Шатохина М.В. / Определение категории налоговый контроль в аспекте экосистемы цифрового налогообложения// Финансовые рынки и банки/ №11/ С. 129 – 2023г.
20. Гребенникова В.А., Кузьменко М.Д. / Налоговое администрирование: теоретические подходы к определению понятия//Управление финансами / № 4/ С. 24 – 2023г.