Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Непременным условием всестороннего развития ребенка, его успешность является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители накопленного человечеством опыта, знаний, навыков, культуры. Этот опыт можно передать только с помощью речи. Согласно анализа литературы и собственным наблюдениям, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не обладают связными речевыми навыками в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, у которых наблюдается общее недоразвитие речи.
Таким образом, обучение составлению рассказам как методу формирования связной речи у детей с ОНР относится к числу актуальных проблем, но они еще не полностью исследованы.
Одним из наиболее распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Отклонения в речеобразовании стали считать нарушениями развития, обусловленными правилами иерархической структуры высшей психической деятельности.
Отсутствие коммуникативных навыков отрицательно влияет на общую личность ребенка: тормозит развитие его познавательных функций, снижает память, снижает логическую и смысловую память, у детей возникают трудности с психической деятельностью.
Недостаточная теоретическая проработка этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе ведущего логопеда. Однако если логопед соблюдает принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентацией на будущее. Преемственность в обучении связной речи следует понимать как установление взаимосвязи различных частей и их взаимосвязи на разных этапах усвоения языка. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных мыслей, которые выражаются точными словами в правильно построенных предложениях.
Проблемы развития связной речи у дошкольников с ОНР изучались такими авторами, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н.С. Жукова, Р. Е. Левин, Т. Б. Филичев, Т. А. Ткаченко и многими другими. Одним из требований к речевому развитию дошкольников, предъявляемых государственными образовательными стандартами, является умение составлять различные виды техники, поскольку именно на уровне текста язык и мышление взаимодействуют. В логопедии с этими детьми формирование связного языка имеет решающее значение, поскольку многие учебные занятия требуют достаточного уровня диалога и монологов, что, в свою очередь, гарантирует успех в школе. Навык описательного повествования является одним из компонентов связного высказывания и композиции текста, учащиеся учатся различать и сравнивать существенные черты предмета, объединять конкретные высказывания в связное и связное сообщение, использовать точные и образные слова в речи.
Цель исследования – изучение теоретических и практических основ развития связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объект исследования – процесс развития связной речи.
Предмет исследования – особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Задачи:
1. Описать специфику формирования связной речи у детей с ОНР в трудах отечественных ученых.
2. Провести анализ методик диагностики связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
3. Охарактеризовать основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
4. Раскрыть сущность методики по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня
1.1 Специфика формирования связной речи у детей с ОНР в трудах отечественных ученых
В число важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие (ОНР), входит формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Значительные трудности в овладении навыками контекстно-связной речи у детей с ОНР обусловлены неразвитостью основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточное формирование как произносительной (звуковой), так и смысловой сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии основных психических процессов (восприятие, внимание, память, воображение и т. д.) создает дополнительные трудности в освоении связной монологической речи.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде произведений современной специальной лингвистической, психолингвистической и методологической литературы. Что касается различных типов развитых высказываний, связная речь определяется как набор тематически связанных речевых сегментов, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое семантическое и структурное целое.
По мнению А. В. Текучева, связную речь в широком смысле этого слова следует понимать как любую единицу речи, составляющими языковых компонентов которой являются (важные и служебные слова, фразы) представляют собой единое целое, организованное в соответствии с законами логики и грамматической системой данного языка. В соответствии с этим "каждое независимое предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связного языка".
Понятие "связная речь" относится как к диалогическим, так и к монологическим формам речи.
Диалогическая речь – основная форма происхождения речи. Обладая ярко выраженной социальной направленностью, он удовлетворяет потребности прямого живого общения. Диалог, как форма дискурса, состоит из реплик (отдельных высказываний), в цепочке последовательных речевых реакций; он осуществляется в форме последовательных обращений, вопросов и ответов или в форме беседы (беседы) двух или более участников дискурсивного общения. Диалог основан на общем восприятии собеседниками, общности ситуации, знании того, о чем идет речь. В диалоге наряду с реальными языковыми средствами звучащей речи важную роль играют и невербальные компоненты: жест, мимика, а также средства интонационного выражения. Эти характеристики определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, пропуск отдельных элементов грамматически развитого высказывания, наличие повторения лексических элементов в соседних репликах, использование стереотипных конструкций разговорного стиля. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания в виде утвердительного или отрицательного ответа и т. д.) не требуют построения программы высказывания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопе- дам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003. – 128 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методический терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – С. 60.
3. Барменкова, Г. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : афтореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.13 / Г. Д. Барменкова ; Моск. пед. гос. ун-т.им. В. И. Ленина. – М. , 2005. – 23 с.
4. Безрукова, О. А. Программа формирования средств речевого об- щения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / О. А. Безрукова, О. Н. Коленкова. – М. : Русская Речь, 2014. – 58 с.
5. Быховская, А. М. Количественный мониторинг общего и речево- го развития детей с ОНР [Текст] / А. М. Быховская, Н. А. Казова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 31 с.
6. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с об- щим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, под на-уч. ред. И. Е. Левченко. – М. : Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
9. Глухов, В. П. Исследование особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – М. , 2005. – № 3. – 13-24 с.
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2002. – 144 с.
11. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2001. – 64с.
12. Грушина, Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Грушина // Логопед. – М. , 2009. – № 1. – С. 10-17.
13. Иванова, Н. Н. Формирование описательной связной речи у детей с ОНР [Электронный ресурс] / Н. Н. Иванова // Психологическая наука и об- разование. 2012. № 1. URL : http://psyedu.ru/journal/2012/1/2649.phtml (дата обращения: 13.04.2024) .
14. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет [Текст] / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.
15. Коррекция нарушений речи : программы дошк. образоват. учре- ждений компенсир. вида для детей с нарушениями речи [Текст] / авт.-сост. Г. В. Чиркина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 272 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Се- ребрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 219 с.
17. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятель- ности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 88-98