Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
§1. Понятие «конфликт» ………………………………………………….. 5
§2. Проблема типологии конфликтов и их классификация ……………. 8
§3. Анализ современного подхода к вопросу о типологии конфликтов .. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 27
Фрагмент для ознакомления
2
Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) рассматривается в различных науках. В психологии конфликт - это столкновение противопо-ложно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отно-шениях отдельных людей или групп людей, связанных с острыми негатив-ными переживаниями. Диагностика конфликта включает в себя: описание его видимых проявлений; определение уровня развития конфликта; Выяв-ление причин конфликта и его характера; измерение интенсивности; опре-деление степени распространенности [12].
Эффективное разрешение конфликтов, то есть решение, требующее значительных потерь ресурсов и сохранения жизненно важных социаль-ных структур, возможно при наличии определенных предпосылок и реа-лизации принципов управления конфликтами. К первым относятся: нали-чие организационно-правового механизма разрешения конфликтов; опыт конструктивного разрешения конфликтов; развитие коммуникационных связей; наличие ресурсов для внедрения системы компенсации. Выполне-ние этих условий требует создания определенных норм и правил разреше-ния конфликтов, основанных на современных методах их изучения и при-менения.
Когда человек находится в конфликтной ситуации, он должен вы-брать определенный стиль поведения, чтобы более эффективно решить проблему. Выделяются следующие пять типичных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
1. Адаптация - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.
2. Компромисс - это урегулирование разногласий путем взаиморас-четов: пусть и длительное и состоящее из нескольких этапов, но полезное для дела.
3. Сотрудничество - это совместная разработка решения, отвечающе-го интересам всех сторон.
4. Игнорирование - это желание выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
5. Соперничество - это конкуренция, открытая борьба за свои инте-ресы, настойчивое отстаивание своей позиции.
В то же время необходимо проводить четкую дифференциацию, по-скольку каждый конфликт имеет свой специфический объект и объект ис-следования. Различные авторы выделяют наиболее важные особенности и возможные результаты конфликта.
Основная функция конфликта заключается в выявлении проблем и противоречий в жизни социального субъекта, определенной психологиче-ской системы (личности, группы, организации, общества) и определении путей разрешения этих противоречий и развития этого социального субъ-екта (психологической системы). Как правило, выделяются следующие функции:
1) сигнальная функция - характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества;
2) информационная функция - отражение и выявление причин про-блемы в системе;
3) функция дифференциации - это процесс социальной дифференциа-ции, который отражает переориентацию и перегруппировку социальных сил, вовлеченных в конфликт;
4) динамической функцией является содействие социальному про-грессу, при котором конфликты являются стимулом к развитию и разре-шению накопившихся противоречий [15].
Основные элементы конфликта:
1. Информационный инцидент - это событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих субъектов осознать разницу между своими интересами и ценностями и интересами и ценностями других заин-тересованных сторон.
2. Инцидент в какой-либо деятельности является поводом для объяс-нения конфронтационных действий при различии интересов и ценностных ориентаций.
3. Конфликтная ситуация - это развитие конфликта в определенный период времени.
4. Конфликтующие стороны - это стороны конфликта, которые могут быть представлены одним человеком, группой людей или социальной ор-ганизацией.
5. Предметом конфликта являются конкретные интересы и ценност-ные ориентации, в которых возникает конфликт (что послужило причиной конфликта).
6. Конфликтные отношения - это форма и содержание взаимодей-ствия между субъектами и их действия по разрешению конфликта.
С.Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: - противопо-ложные ориентации взаимодействующих людей (разные потребности); - идеологические причины; - причины экономического и социального по-рядка; - противоречия между элементами социальной структуры.
Также выделяются более конкретные причины конфликтов: - соци-ально-психологические причины (неудовлетворенность индивидов своим положением в группе, в организации, в обществе), - причины морально-этического порядка (отрицание определенных социальных норм и ценно-стей определенного коллектива или группы), - организационные причины, - ценностные факторы конфликта, - факторы взаимоотношений, - поведен-ческие факторы.
Предпосылки, необходимые для успешного разрешения конфликта: - определение причины конфликта; - определение целей и сторон в конфлик-те; - конфликтующие стороны должны прилагать усилия для преодоления своих разногласий; - определить пути преодоления конфликта.
Современная конфликтология выделяет такие структурные элементы, как: - субъекты - стороны конфликта; - субъект является источником про-тиворечий; - причина в ситуации, которая вызвала конфликт; - причиной является действие или событие, спровоцировавшее конфронтацию между сторонами.
Таким образом, нами были рассмотрены функции, элементы и при-чины конфликта. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что межличностный конфликт - это устойчивое столкновение (столкновение) социально-психологических явлений, возникающее в сфере взаимодей-ствия индивида с социокультурными институтами [13].
В результате конфликта меняется отношение к объекту или субъекту, на первый план выходят интересы отдельного человека или социальной группы, их потребности и цели.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аминов И.И. Психология делового общения. - М.: Омега-Л, 2007. - 356 с.
2. Андреева Т.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2008 - 166 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 551 с.
4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 234 с.
5. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса). М.: ИНФРА-М, 2008. - 344 с.
6. Бороздина Т.В. Психология делового общения: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ACT, 2009 - 144 с.
7. Вахнина В. В., Мальцева Т. В., Ульянина О. А., Михайлова Т. В. Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел: учебное пособие. – М. : Академия управления МВД России, 2019. – 100 с.
8. Геранюшкина Г. П. Управление конфликтами и организация переговорного процесса: учеб. пособие / Г. П. Геранюшкина. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. – 174 с.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 499 с.
10. Гладков И.С. Менеджмент: учебное пособие / И.С. Гладков. - М.: Дашков и К', 2008. - 311 с.
11. Горбунова М.Ю. Общая социология. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
12. Зельдович Б.З. Деловое общение: учебник для вузов. - М: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. - 456 с.
13. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 347 с.
14. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.
15. Король Л.Г., Малимонов И.В., Рахинский Д.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов. – Ульяновск: Зебра, 2015. – 248 с.
16. Кузнецов И.Н. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 344 с.
17. Кузнецов, Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Ю.В. Кузнецов. - СПб.: ИНФРА. - 2009. - 356 с.
18. Лукин Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами: учебник для вузов. — М.: Академический Проект ; Гаудеамус, 2007. — 799 с.
19. Менеджмент: учебник для вузов / ред. В.В. Томилов. - М.: ЮРАЙТ, 2007. - 590 с.
20. Морис М. Начинающий менеджер: Первые шаги на пути к блестящей карьере менеджера / М. Морис. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 332 с.
21. Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М. Юристъ, 1997. С. 92 – 101
22. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
23. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - 3-е изд. - М.: Дашков и К', 2009. - 298 с.
24. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. – 219 с.
25. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2004. – 512 с.
26. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: учеб. пособие. С. 195-205