Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство её успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития старших дошкольников является речевая деятельность и сформированная связная речь. Ребёнок должен уметь слышать звуки и определять их места в слове.
Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с другими детьми и взрослыми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы педагога и выполнять ту задачу, которую перед ними поставили. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и всё это непосредственно связано с формированием связной речи.
Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у дошкольников всегда являлось актуальной задачей для системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует это как одно из важных требований.
Дошкольники должны обладать некоторыми речевыми навыками, в том числе, осознанным построением речевого высказывания в соответствии с задачами общения. Те навыки, которые ребёнок приобретёт в ДОУ, будут всегда служить ему языковой основой, которая формирует развитую языковую личность. Связанная речь – это высшая форма речевой деятельности и способность субъекта рассказывать, или пересказывать смысл сюжетной картинки позволяет говорить о том, насколько у ребёнка сформирована связная речь. Она неразрывно связана с миром мыслей и слов.
Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, поскольку связная речь лежит в основе общения, коммуникации и взаимодействия между людьми. Без этого невозможно нормальное психическое развитие и функционирование личности. В связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей формируется умение контролировать свою речь. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. У ребенка 5-7 лет связная речь должна быть сформирована полностью, ребенок должен не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.
Не всем детям дано в срок овладеть всеми сторонами связной речи. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, сюжетно-ролевые, развивающие занятия, сказки, рассказывание по картине и др. Одним из эффективных средств развития речи дошкольников являются сюжетно-ролевые игры.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: раскрытие роли сюжетно-ролевых игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Проанализировать методическую и учебную литературу по данной проблеме.
2. Определить задачи по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности реализации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
4. Раскрытие роли сюжетно-ролевых для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучить опыт работы воспитателя (ФИО) МДОУ детский сад № комбинированного вида городского округа Орехово-Зуево Московской области по данному вопросу.
6. Разработать рекомендации для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В работе предполагается использовать следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение.
База исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида городского округа Московской области, дети старшего дошкольного возраста.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном периоде дети активно осознают формы речи и знакомятся со звуковым составом слов. Ж. Пиаже было отмечено, что в дошкольном возрасте мышление ребёнка развивается чрезвычайно интенсивно. Дети очень активно используют речевые построения. Обучаясь чему-либо практически каждый день, дошкольники начинают правильно классифицировать и сравнивать предметы, различать их по различным признакам и др. [3].
Вопросы развития связной речи детей всегда были актуальны, поскольку проблема работы с текстами, речью, пересказом является основой всей дальнейшей учебной деятельности. Об этом писали Л.С. Выготский, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др.
Все они отмечали, что в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются психические процессы и очень многие моменты, в частности, развитие памяти, мышления, восприятия лишь способствуют становлению связной речи дошкольника. Повышенная эмоциональность старшего школьника позволяет ему более внимательно рассматривать картинки, задавать вопросы, высказывать собственные ощущения и др.
Если педагог всё это использует при рассказывании дошкольника по картинкам, раньше, или позже это будет получаться у каждого ребёнка. Большую роль здесь играют познавательные процессы. Развитие познавательной деятельности дошкольника также является одной, из наиболее актуальной задач, дошкольного образования.
Всё это способствует формирования связной устной речи дошкольника, и можно говорить о том, что чем успешнее дети справляются с такого рода задачами, тем больше у них шансов успешно учится в школе.
Развитие связной речи ребёнка и развитие осознания им языка является важным условием для формирования более сложных форм речи. У ребёнка в идеале должна быть сформирована развёрнутая монологическая речь. Это важно потому, что свою речь ребёнок использует повсюду, дома, в ДОУ, на занятиях, при общении со сверстниками. Если ребёнок будет при этом, испытывать какие - либо затруднения, то с течением времени для него станет проблематичным обучение в школе [9].
Дошкольник при выполнении речевой деятельности в полном объёме получает психические новообразования в виде произвольности психических процессов и внутреннего плана действия. Это сопровождается его рефлексией и соответствующим поведением [16]. Рефлексия, или обратная связь, для ребёнка жизненно необходима. Она позволяет ему адекватно оценивать свои успехи в любой деятельности, в том числе, и речевой. На основе этого постепенно формируется его личная самооценка.
Нет необходимости говорить о том, что для человека в любом возрасте означает адекватная самооценка. От этого зависит вера в собственные силы и уровень личностных притязаний. Для ребёнка также важен внутренний план действия. Его можно рассматривать как психическое новообразование, которое характеризует способность субъекта планировать и выполнять некоторые действия про себя [10].
Чтобы делать что-то про себя, необходима внутренняя речь. Она всегда связана со связной речевой деятельностью ребёнка. Именно в дошкольный период внутренняя речь ребёнка развивается очень активно. При выполнении связной речевой деятельности внутренняя речь субъекта направлена на повторение и усвоение конкретных знаний, умений и навыков. У каждого ребёнка есть свой внутренний план. Чем больше шагов или пунктов в этом плане будет появляться, тем лучше ребёнок сможет контролировать свои действия [6].
В этом возрасте ребёнок уже умеет ставить перед собой некоторые цели. Он способен преднамеренно искать и находить средства достижения этих целей. Ребёнок каждый день постигает нечто новое и получает по этому поводу новые переживания. Особенностью этого возраста объясняется потребность ребёнка получать новые переживания и новые впечатления. Информации об окружающем мире у него становится всё больше [14].
Автор Л.И. Божович говорила о речевой деятельности, образующей особую внутреннюю позицию дошкольника. Обучение ребёнка связной речи сказывается на развитии осознанности и управляемости процесса общении в целом. Приучая дошкольника к расчленению потока мысли, к ее оформлению и развернутому выражению, связная речь хорошо дисциплинирует мышление.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте – это, прежде всего, развитие речи устной и диалогической. Это овладение грамматическими структурами и употребление деепричастных оборотов. Устную речь ребёнок использует практически везде. Связная речь ребёнка выполняет достаточно много функций:
1. Обозначение чего-либо.
2. Сообщение.
3. Выражение.
4. Воздействие.
Обозначением может выступать каждое предложение или слово. Посредством сообщения можно передать информацию. С помощью выражения детям удаётся передавать чувства, интонации и многое другое. Воздействие связной речи мотивирует субъекта на совершение поступка или заставляет изменить взгляды на что-либо.
Психологи рассматривают связную речь как активную речевую деятельность субъекта [11]. Речевая деятельность может существовать в двух видах. Это внешняя и внутренняя речевая деятельность. Внешняя речь – это устная речь, которая разделена на диалог и монолог. Внутренняя речь делится на три основных типа:
1. Внутреннее проговаривание. Речь про себя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
2. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
3. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2008. – 560 с.
4. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст] / Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
5. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2013. – 198 с.
6. Пудовкина, Н.В. Развитие речи как средство обучения младших
школьников родному языку [Текст] / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова - М.: Молодой ученый, 2016. - 809-813 с.
2. Дополнительные источники
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
8. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2011. – 448 с.
9. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
10. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
11.Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку
в детском саду./ О.И. Соловьёва.- М.: Молодой ученый, 2016. – 128 с.
12. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2014. – 56 с.
13. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение. - 2020. – 34 с.
14. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Под ред. Давыдова В. В., Нежновой Т.А., М.: ИНТОР. - 1998. - 112 с.
3. Интернет-ресурсы
15. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е.А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 18.04.2024).
16. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 18.04.2024).
17. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 18.04.2024).
18. Киселёва, Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса дошкольников и младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 18.04.2024).
19. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений дошкольников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 18.04.2024).
20. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 18.04.2024).
21. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (дата обращения: 18.04.2024).
22. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/maps/news/30705.html (дата обращения: 18.04.2024).
23. Речевое развитие ребенка 6-7 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/ (дата обращения: 18.04.2024).
24. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml (дата обращения: 18.04.2024).
25. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1751149/ (дата обращения: 18.04.2024).