Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Роль игровой терапии для подростков с ОВЗ
В практической психологии существуют различные методы психологической работы для особых детей. Среди них арт-терапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, игровая терапия. Мы остановимся на таком подходе, как игровая терапия, центрированная на ребенке, поскольку ей присущи особые черты, отличающие ее от других видов помощи.
Специальные исследования игровой деятельности, влияющей на благополучие личности школьников, осуществляли такие психологи и педагоги, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. в специальных психолого-педагогических источниках широко обозначена проблема высших психических функций ребенка посредством вовлечения его в игровую деятельность.
Жан Пиаже подчеркивал игру как важнейшее выражение чувств детей, особенно потому, что они не знают, как передать свои чувства словами . Игра помогает ребенку развить чувство истинного «я» и овладеть своими врожденными способностями, что приводит к ощущению собственной ценности и способностей. Во время игры дети стремятся удовлетворить насущную потребность в исследовании окружающей среды и воздействии на нее. Игра также способствует развитию творческого мышления. Игра также дает детям возможность высвободить сильные эмоции. Во время игры дети могут разыгрывать сложные жизненные переживания, перестраивая их, тем самым разряжая эмоциональные состояния, с потенциалом возвращения каждого опыта к стабильности и обретения большего чувства мастерства .
В настоящее время школе необходима такая организация учебной деятельности, которая обеспечила бы развитие благополучной личности каждого учащегося через внедрение разнообразных инновационных программ с элементами учебно-игровой деятельности, реализацию принципов гуманистического образования, другими словами, школа весьма заинтересована в применении игровых технологий, помогающих достичь получения обозначенных выше продуктов.
Игровая терапия – это форма психотерапии, которая использует игру как основной способ общения, особенно с детьми и людьми, чьи речевые способности могут быть нарушены, для определения и преодоления психосоциальных проблем. Она направлена на то, чтобы помочь пациентам улучшить рост и развитие, социальную интеграцию, снизить агрессию, эмоциональную модуляцию, развитие социальных навыков, эмпатию, и разрешение травм. Игровая терапия также помогает в сенсомоторном развитии и умении справляться с трудностями .
Игровая терапия – эффективный метод терапии, независимо от возраста, пола или характера проблемы. Когда дети не знают, как сообщить о своих проблемах, они разыгрывают их. Это может выглядеть как плохое поведение в школе, с друзьями или дома. Игровая терапия направлена на то, чтобы дать детям возможность справляться со сложными эмоциями и помогает им находить более здоровые решения и механизмы преодоления .
Игровая терапия также может использоваться как инструмент диагностики. Учитель наблюдает за тем, как ребёнок играет с игрушками (игровыми домиками, мягкими игрушками, куклами и т.д.), Чтобы определить причину нарушенного поведения. Объекты и паттерны игры, а также готовность взаимодействовать с учителем могут быть использованы для понимания лежащего в основе поведения как внутри, так и вне урока терапии. Однако следует соблюдать осторожность при использовании игровой терапии в оценочных и / или диагностических целях.
Согласно психодинамической точке зрения, люди (особенно дети) будут участвовать в игровом поведении, чтобы справиться со своими внутренними тревогами. Согласно этой точке зрения, игровая терапия может использоваться как саморегулирующийся механизм, при условии, что детям предоставляется время для свободной или неструктурированной игры. Однако некоторые формы терапии отходят от ненаправленности в игре фантазий и вводят различную направленность во время сеанса терапии.
Пример более директивного подхода к игровой терапии, например, может включать использование типа десенсибилизации или терапии повторного обучения для изменения вызывающего беспокойство поведения либо систематически, либо с помощью менее структурированного подхода. Есть надежда, что с помощью языка символической игры такая десенсибилизация может иметь место как естественная часть терапевтического опыта и привести к положительным результатам лечения.
Характерной особенностью детей с ОВЗ, с точки зрения Р.А. Акмаловой, Н.В. Деньгиной, А.И. Захарова, и др., является недостаток развития речевых средств и низкая познавательная активность, что, по мнению авторов, влечет за собой развитие стеснительности, замкнутости, нерешительности, ограничение круга общения и отсутствие потребности в нем, и, как следствие, приводит к затруднениям в формировании коммуникативных навыков . И.А. Игнатова, С.В. Кахнович, Е.В. Кулагина считают, что при ОВЗ не может быть успешным развитие речи и других психических процессов . Следовательно, можно говорить о том, что развитие речевой активности детей у детей с ОВЗ является одним из обязательных условий эффективности коррекционной работы с данной категорией детей.
Своевременное устранение речевых нарушений позволит школьникам избежать коммуникативных трудностей и проблем межличностного взаимодействия, которые, в противном случае, могут привести к личностным изменениям в процессе роста и взросления.
В научной литературе представлено широкое разнообразие методов активизации речевой деятельности подростков, и одно из ведущих мест в их ряду занимает игра.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игра для ребенка – это процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом, выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или научиться управлять ими, либо отказаться от них.
Игра для ребенка – самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. И задача, родителей научить ребенка играть, несмотря на занятость и небольшие размеры жилплощади, родители обязаны уделять игре должное внимание. Это может быть свободная игра, когда ребенок играет в своё удовольствие, либо сюжетно – ролевая игра, где вы уже можете увидеть, как он воспринимает окружающий мир, примеряет на себя те или иные социальные роли, т.е. через игру ребенок социализируется.
Игры могут быть разнообразны: игры с куклами, игры с предметами, игры с элементами сказкотерапии, сюжетно – ролевые игры со взрослыми, арттерапевтеческие игры, игры с правилами, игры с песком, игры с водой, развивающие игры (пальчиковые игры) и т.д.
Указывая на связь речи и деятельности у подростков, исследователи отмечают, что в игре ребенок не просто учится пользоваться собственным опытом и знаниями, находить способы осуществления задуманного, решать игровые задачи, но вербально это оформлять. Разработчики теории игровой деятельности подчеркивают, что игра, создавая потребность в использовании речи, выступает средством активизации речевого общения и развития .
По мнению многих исследователей (С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Л.Н. Усачевой, Т.Б. Филичевой, Т.А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко, Г.В. Косовой, Р.Г. Лазаревой и др.) применение игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, является перспективным, поскольку открывает широкие возможности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. Ростов-на- Дону: Феникс, 2018. – 121 с.
2. Акмалова, Р.А. Содержание и методика социально- реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья/ Р.А. Акмалова // Science Time. – 2016. – № 4 (28). – С. 19-24.
3. Асташина И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И. В. Асташина. М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2019. – 143 с.
4. Брдовская, З. В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З. В. Брдовская // Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, 2006. – С. 92–101.
5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Психология развития / Л.С. Выготский. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
6. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст] / Психология подростка: хрестоматия / Сост. Ю.М. Фролов. – М., 1997. – 332 с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы психического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский / Избранные психологические исследования. – М., 1956. – 431 с.
8. Гайденко, Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку– с 1-го класса [Текст] / Е. Гайденко // Начальная школа. – 2006. – №10. – C. 2–3.
9. Деньгина, Н.В. Коррекционно-педагогическая работа в системе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья при реализации ФГОС НОО / Н.В. Деньгина // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. – 2016. – № 8. – С. 53-57.
10. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
11. Игнатова, И.А. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребенком инвалидом посредством игровой терапии / И.А. Игнатова // Мастер-класс. – 2016. – № 10. – С. 18-21.
12. Казанцева, В.Г. Подросток. Трудности взросления [Текст] / В.Г. Казанцева. / 2-е издание, дополненное. – СПб.: 2008. – 131 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
14. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М. : Владос, 2014. – 142 с.
15. Кулагина, Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования / Е.В. Кулагина // Социологические исследования. – 2015. – № 9 (377). – С. 94-101.
16. Левин, К. Теория поля в социальных науках (в серии «Мастера психологии») [Текст] / К. Левин. – СПб.: Речь, 2000. – 145 с.
17. Лободина, Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требований ФГОС НОО [Текст] / Н. В. Лободина, Л. Е. Гринин. – М. : Учитель, 2017. – 275 с.
18. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И. С. Сергеев. – М. : Просвещение, 2006. – 80 с.
19. Степанов, С.С. Психология в лицах [Текст] / С.С. Степанов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 384 с.
20. Филичева Т. Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для студ. высш. учебн. заведений, педагогов и родителей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. М.: В. Секачев, 2016. – 244 с.
21. Фрейд З., Норма и патология детского развития [Текст] / З. Фрейд. – М., 2009. – 431 с.
22. Холл С., Линдсей Г. Теории личности [Электронный ресурс] // Перевод И.Б. Гриншпун / С.S.Hall, G.Lindsey. Theories of Personality N.Y.: John Wiley and Sons, 1970; М.: "КСП+", 1997.Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/holli01/index.htm, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 06.04.2024 г.)
23. Хромов, А. А. Метод проектов в начальной школе [Текст] / А. А. Хромов // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. – № 10. – с. 127– 128.
24. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин.– М., 1995. – 324 с.
25. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Акамедия», 2013. – 213 с.