Фрагмент для ознакомления
2
Избирательное право граждан Российской Федерации является одной из основных гарантий демократического общества. Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый гражданин имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на равных основаниях и выражать свое мнение о работе этих органов. Однако, несмотря на ясность закона, факты нарушения избирательных прав граждан нередки. Так, в 2020 году Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 1 972 нарушения избирательного законодательства при проведении выборов.
Избирательное право является необходимым условием существования свободного и демократического общества, и его защита - одна из главных задач современного государства. Однако, несмотря на наличие законодательной базы, на практике существует множество ситуаций, когда права граждан нарушаются. Также можно отметить, что нарушения избирательных прав могут принимать различные формы, такие как манипуляции при подсчете голосов или прямое запугивание избирателей. В любом случае такие действия являются незаконными и влекут за собой юридическую ответственность.
Нарушение избирательного права гражданина может быть административным, гражданским или уголовным правонарушением, в зависимости от характера нарушения и его последствий.
Конституционно-правовая ответственность регулирует применение определенных конституционно-правовых санкций к виновным участникам избирательного процесса. Виды и практические особенности применения судами конституционно-правовой ответственности регулируются нормами избирательного права.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного права граждан признается Конституционным Судом Российской Федерации особым видом ответственности, который, в отличие, например, от уголовной или административной ответственности, еще не закреплен законодателем в качестве самостоятельного вида ответственности.
Правотворчество может осуществляться Конституционным Судом РФ (признание избирательного права или его отдельных положений неконституционными, международных договоров РФ в области избирательного права граждан неконституционными, признание издания законов, регулирующих выборы, не относящимся к компетенции соответствующих органов государственной власти), судами общей юрисдикции, вышестоящими избирательными комиссиями (признание недействительными актов избирательных комиссий), судами общей юрисдикции, вышестоящими избирательными комиссиями (отмена актов избирательных комиссий), а также различные меры конституционно-правовой ответственности, относящиеся к компетенции избирательной комиссии.
Меры конституционно-правовой ответственности применяются Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Республики, краевыми и областными судами, судами крупных городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.
Меры конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного права применяются как к физическим лицам (кандидатам, членам избирательных комиссий), так и к юридическим лицам (политическим партиям, избирательным комиссиям).
Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан устанавливается КоАП РФ. Наказанием за совершение административного правонарушения, нарушающего избирательное право гражданина, является наложение административного штрафа. Применение ответственности за административные правонарушения в области избирательных прав не всегда возможно и эффективно, так как требует письменной фиксации правонарушения, в том числе составления протокола об административном правонарушении. Однако не всегда члены избирательных комиссий, должностные лица органов внутренних дел могут законно зафиксировать правонарушения и составить по ним протоколы. Причиной тому является низкая правовая грамотность. Низкая квалификация должностных лиц, их занятость и нежелание вмешиваться в политический процесс. Для того чтобы суды могли определять ответственность за нарушение избирательных прав, есть вопросы, требующие безотлагательного решения. Например, до сих пор не решен вопрос о раскрытии преступлений и привлечении к уголовной ответственности за нарушение избирательных прав. Как уже говорилось выше, преступления имеют длительный инкубационный период, поэтому некоторые правонарушители остаются безнаказанными. В результате нарушаются основные принципы уголовной ответственности, касающиеся восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и неотвратимости наказания. В конечном итоге ненаказание, несомненно, приводит к совершению новых аналогичных преступлений.
Представляется целесообразным усилить административную ответственность за правонарушения в сфере избирательного права. Одной из целей административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как правонарушителями, так и другими лицами. Однако административное наказание в виде штрафа не соответствует степени общественной опасности нарушений избирательного законодательства и подрывает сами основы демократического государства. Штрафы в несколько тысяч рублей не всегда удерживают преступников от совершения новых правонарушений, которые могут привести к доступу к государственной власти.
Проблема разграничения уголовной ответственности и иных видов юридической ответственности, в частности административной, является очень серьезной. Поскольку, по общему правилу, одно и то же деяние не может быть неоднократно привлечено к ответственности, применение конституционной или административно-правовой ответственности исключает уголовную. С другой стороны, привлечение к уголовной ответственности за правонарушения в сфере избирательного права на практике затруднено отсутствием фактов конституционной и административной ответственности, таких как бездействие избирательных комиссий или органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Совершенствование законодательства, регулирующего вопрос юридической ответственности за нарушения избирательного права, имеет большое значение. Ведь только при четком правовом регулировании возможно осуществление правосудия в соответствии с принципами справедливости.
1.2.Особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение избирательных прав
Гражданское законодательство описывает ответственность за нарушение избирательного права. Например, если нарушение повлекло за собой ущерб правам или интересам конкретного гражданина или группы граждан, лицо, которому причинен ущерб, имеет право на возмещение убытков в судебном порядке.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации граждане имеют право на компенсацию морального вреда в случае нарушения их избирательного права и права на референдум.
Также предусмотрена ответственность в случае распространения ложных сведений, оскорбляющих честь и достоинство участников выборов.
Гражданский кодекс Российской Федерации не дает юридического определения понятия «ответственность».
На сегодняшний день в теории гражданского права вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности остается дискуссионным. Так, по мнению профессора В.В. Витрянского, спорным является главным образом то, что в теории гражданского права многие понятия, в том числе и понятие гражданско-правовой ответственности, используются в разных целях и предопределяют значение соответствующих понятий .
Профессор С.Н. Братусь определяет ответственность как исполнение обязательства, опосредованное актом принуждения, поскольку ответственность есть исполнение обязательства под государственным или приравненным к нему публичным принуждением. При этом добровольное исполнение обязательств не является юридической ответственностью.
Профессор Б.И. Пугинский констатирует, что ответственность может быть реализована бесспорным (претензионным) приказом и даже добровольно принята на себя должником путем уплаты суммы штрафа или возмещения убытков потерпевшему.
Аналогичного мнения придерживался профессор О.С.Иоффе подчеркивал, что не все санкции являются мерами ответственности. При этом санкции не являются мерой ответственности, так как не связаны с лишением свободы правонарушителей.
На наш взгляд, признание ответственности формой принуждения со стороны государства в определенной степени оправдано. Сама по себе гражданско-правовая ответственность существует только потому, что государство всегда может гарантировать принудительное исполнение.
Понятие гражданско-правовой ответственности можно сформулировать как санкцию за преступление с возможностью государственного принуждения, возлагающую на правонарушителя в виде субъективного лишения гражданства либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
4. Анисимов А.П. Гражданское право. Общая часть : учебник для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я. Рыженков ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 435 с.
5. Антонов И.А., Каширин Р.М. Законодательная регламентация состава, прав и обязанностей участников судебного разбирательства при рассмотрении вопроса о реабилитации нуждается в совершенствовании // Мировой судья. 2022. № 4. С. 27 - 31.
6. Джармухамбет, А. А. Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав / А. А. Джармухамбет, Р. С. Епишкин, Д. С. Хайрусов // Актуальные проблемы науки и практики. – 2023. – № 2(31). – С. 11-15.
7. Ковязина Н.М. Убытки как самая распространенная мера гражданско-правовой ответственности // Юрист. 2021. № 3. С.57-63.
8. Кольцова, Е. Ю. К вопросу о преступлениях против избирательных прав граждан / Е. Ю. Кольцова // Выборы: теория и практика. – 2022. – № 1(57). – С. 48-51.
9. Постников А.Е. О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан // Журнал российского права. 2022. № 5. С. 31 - 42.
10. Розенко, С. В. Проблемы совершенствования ответственности за нарушения избирательного законодательства в Российской Федерации / С. В. Розенко, В. А. Зольникова // Гражданин. Выборы. Власть. – 2021. – № 2(20). – С. 25-33.
11. Турищева Н.Ю. Публично-правовое и частноправовое начала регулирования предвыборной агитации // Журнал российского права. 2020. № 1. С. 89 - 100.
12. Что такое убытки // СПС КонсультантПлюс. 2023.
13. Яковлев, А. В. Конкуренция некоторых норм Уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушение избирательных прав граждан, и пути ее преодоления / А. В. Яковлев // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 2(51). – С. 98-103.