Фрагмент для ознакомления
2
Основной характеристикой современного аспекта телевизионных развлечений является ключевая роль ведущего; этот человек не только ведет аудиторию по программе, но и в значительной степени формирует идентичность шоу и его восприятие (Johnson, 2018). Центральное место в данном исследовании занимает Павел Воля, выдающаяся фигура на российском телевидении, известный как динамичный ведущий шоу «Импровизация» – программы, в которой традиционное ведение сочетается с творческими выходами на месте. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью понимания динамики развития телевизионных развлечений, в частности того, как ведущие, подобные Воле, меняют ожидания зрителей и форматы программ через призму импровизационного взаимодействия.
Проблемное поле данного исследования охватывает несколько аспектов: Во-первых, теоретические основы роли ведущего в широком спектре современных телепрограмм – как ведущий выступает связующим звеном между контентом и зрителями, тем самым воплощая бренд программы (Katz, 2017); во-вторых, жанровые особенности развлекательных программ, включающих высокую степень спонтанности и вовлеченности зрителей, которые значительно отличаются от более сценарных форматов; и, в-третьих, практические проявления этих теорий, наблюдаемые в «Импровизации», где слияние сценарного руководства и несценарного исполнения создает уникальный зрительский опыт. Это пересечение теории и практики дает богатую почву для анализа, предлагая понимание когнитивных и коммуникативных стратегий, используемых ведущими, такими как Воля, для захвата и поддержания интереса аудитории.
Методично исследуя эти области, используя контент-анализ, отзывы зрителей и изучение жанров (Schneider, 2019), данное исследование ставит своей целью определить конкретный вклад ведущего в успех программы и потенциальные будущие направления развития этого телевизионного формата. Исследование обещает расширить существующий академический дискурс в области медиаисследований, предоставив новый взгляд на неотъемлемую роль личности и спонтанности в современном медиапотреблении. Так, данная работа стремится не только очертить контуры влияния Павла Воли, но и спрогнозировать траекторию развития развлекательного жанра в телевизионных медиа.
Объектом исследования является модальность современного развлекательного телевидения, а предметом – инстанция, воплощенная в телепрограмме «Импровизация»; предметом – методологическая основа ведущего Павла Воли, чьи стилистические и импровизационные приемы освещают более широкие коммуникативные стратегии в рамках жанра. Цель данного исследования – через призму систематического и аналитического изучения – раскрыть тонкости динамики взаимодействия между ведущим, аудиторией и контентом в рамках телевизионного развлечения, чтобы контекстуализировать и очертить влияние этих взаимодействий на эволюцию жанра. Задачи включают в себя: препарирование операционных парадигм ведущего в рамках различных развлекательных форматов, прояснение классификации жанра с одновременным выделением отличительных особенностей импровизационного контента, а также анализ коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного вовлечения аудитории. Используя синтез контент-анализа и исследований приема аудитории, исследование стремится внести вклад в корпус медиаисследований, объясняя симбиотическую связь между диалоговым взаимодействием под руководством ведущего и показателями удержания зрителей, тем самым продвигая дискурс о парадигмах медиавзаимодействия и их применимости к современным вещательным явлениям.
Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, синтезирующий парадигмы медиаисследований и социологического анализа; ключевыми в этом исследовании являются работы Е.В. Авраменко о стратегии вещания и роли утренних шоу, М. Маклюэна и Р. Уильямса о технологических и культурных измерениях телевидения, а также рассуждения Д. Сабировой, С. Боднара и Г. Яценко о просодических особенностях в медиакоммуникации. Для анализа коммуникативной эффективности Павла Воли как ведущего методология включает в себя контент-анализ – исследование личных стилей ведущих, проведенное Т. Ци-и, и оценку реакции аудитории, отражающую систему просоциальных сообщений В. Брауна. Синтез этих методологий обеспечивает надежный фундамент для изучения тонкой взаимосвязи между выступлениями ведущего и вовлеченностью аудитории, как это представлено в научных дискуссиях Ю.А. Крикуновой о личностных качествах телеведущих и структурном контент-анализе И.А. Полуэхтовой, И.Н. Ивченко и Е.В. Овчинской. Кроме того, применение имиджелогии, в частности прикладной имагологии В.Г. Горчаковой, способствует изучению перцептивных аспектов взаимодействия ведущих и зрителей, обогащенному размышлениями Ц. Сяо-чуня о коммуникации ведущих и зрителей. В исследовании используются современные статистические инструменты количественного анализа и качественные оценки, позволяющие понять динамичные и порой эфемерные взаимодействия, характерные для живых развлечений, о которых говорится в комплексных исследованиях тенденций медиапотребления Исследовательского центра Deloitte в СНГ и подробном рассмотрении современных аудиовизуальных медиа С.Н. Ильченко. Данное методологическое слияние обеспечивает глубокое исследование эволюционирующих парадигм телевизионного хостинга и его влияния на современный медиааспект.
Научная новизна исследования проявляется в интегративном анализе динамики телевизионной презентации, где рассматривается не только личность ведущего, но и вплетение спонтанности в структурированные форматы; центральное место в исследовании занимает раскрытие того, как импровизационные элементы, соединяясь с традиционным хостингом, вызывают особое зрительское вовлечение, что ранее было малоизученной областью. Проникнутое теоретическими и эмпирическими знаниями, это исследование определяет тонкие сдвиги в восприятии аудитории, связанные с импровизационным мастерством ведущего, тем самым открывая тонкое понимание интерактивной динамики в развлекательном телевидении. Выдвинутая здесь гипотеза о том, что импровизационный стиль Павла Воли значительно повышает вовлеченность зрителей и тем самым пересматривает традиционные границы жанра, находит подтверждение в сравнительном анализе реакции зрителей и эпизодического контента – эти элементы должны быть препарированы для выявления глубинных закономерностей. Исходя из этой гипотезы, в исследовании используется методологическая схема, в которой стандартные показатели хостинга противопоставляются показателям, возникающим при использовании импровизационных техник, что позволяет количественно оценить влияние таких стилей на удержание и удовлетворение аудитории. Применяя такой подход, исследование не только осваивает малоизученные территории исследований медиавзаимодействия, но и предлагает модель для оценки эффективности стилей ведения в динамично меняющихся медиааспектах.
Теоретическая значимость исследования заключается во всесторонней критике гибридных жанров в рамках медиаисследований, объединяющих анализ импровизационного телевидения со строгими социологическими исследованиями – этот сплав проясняет сложные механизмы динамики аудитории и ведущего, тем самым расширяя корпус знаний о теориях медиавзаимодействия. Применяя методы критического анализа, исследование вскрывает слои взаимодействия, определяющие современное развлекательное телевидение, выявляя не только скрытые структуры, управляющие вовлеченностью зрителей, но и потенциал для жанровых инноваций через импровизационный хостинг. Практическая значимость заключается в применении этих выводов, предлагающих вещателям практические идеи по оптимизации взаимодействия ведущего и аудитории для повышения уровня удержания и удовлетворенности зрителей. Такие выводы, сделанные на основе глубокого анализа стиля ведения Павла Воли в программе «Импровизация», служат примером применения теоретических моделей в реальных сценариях, обеспечивая двойную пользу: обогащение академических знаний и применение в промышленности. Сопоставление эмпирических данных с теоретическими основами служит каналом для углубления понимания медиаформатов, внося вклад как в научный дискурс, так и в прагматические методологии медиапроизводства. В результате исследование не только расширяет академический аспект, но и вооружает медиа-практиков стратегиями, позволяющими ориентироваться и внедрять инновации в рамках меняющихся параметров развлекательного вещания.
Роль ведущего в современных телепрограммах претерпела значительную эволюцию, воплотив в себе многогранную функцию узла коммуникации, взаимодействия и репрезентации бренда. Е.В. Авраменко выделяет стратегическое размещение ведущих в утренних программах как ключевое для вещательной повестки федеральных каналов, что свидетельствует о глубоком влиянии на вовлеченность зрителей и атмосферу программы [Авраменко, 2019, с. 64-65]. Такое стратегическое использование перекликается с фундаментальными взглядами М. Маклюэна и Р. Уильямса на медиа как расширение человеческих способностей, где ведущий становится критической средой, через которую фильтруется и усиливается содержание программы [McLuhan & Williams, 1978, p. 259].
Просодические характеристики речи ведущих, изученные Д. Сабировой, С. Боднаром и Г. Яценко, служат важнейшими инструментами модуляции зрительского восприятия и повышения коммуникативной эффективности телепередачи [Sabirova et al., 2020]. Эта модуляция является неотъемлемым условием поддержания зрительского интереса и создания эффекта погружения, который В.Г. Горчакова называет критически важным для успешной медиапрезентации [Горчакова, 2010].
Роль ведущего выходит за рамки простого общения и становится воплощением бренда программы, о чем пишет С.Н. Ильченко, рассуждая об эволюции аудиовизуальных СМИ в сторону более интерактивных и визуально динамичных форматов, что повышает требования к мастерству и универсальности ведущего [Ильченко, 2006]. Размышления З. Сяо-чунь о взаимодействии телеведущих с аудиторией еще больше подчеркивают необходимость для ведущих динамичного, чуткого стиля общения, который адаптируется к меняющимся контурам ожиданий аудитории [Xiao-chun, 2004].
Сложность этой роли более подробно описана В. Брауном, который отмечает, что перед ведущими развлекательных программ часто стоит задача продвигать просоциальные послания, тонко вплетая их в развлекательный контент, чтобы укрепить социальные нормы и ценности, не оттолкнув аудиторию [Brown, 1992]. Эта тонкость – навык, который П.М. Кадиева и Н.А. Булейко считают важнейшим в специфике утренних шоу, где способность ведущего ориентироваться в сложных социальных взаимодействиях приобретает первостепенное значение [Kadieva & Buleiko, 2020, pp. 393-395].
В академическом плане роль ведущего как связующего звена социальной коммуникации в трансформирующихся обществах исследует Ю.А. Крикунова, которая утверждает, что личные качества и профессиональные навыки ведущего напрямую влияют на социальное воздействие и популярность программы [Крикунова, 2009, с. 62-65]. Это утверждение поддерживают И.А. Полуэхтова, И.Н. Ивченко и Е.В. Овчинская, которые исследуют структуру и содержание утренних шоу, подтверждая значительную роль ведущего в формировании каркаса программы и вовлеченности зрителей [Полуэхтова и др, 2017].
Резюмируя, можно сказать, что ведущий в современных телепрограммах – это не просто проводник контента, а сложный символ идентичности программы и ключевой элемент стратегического взаимодействия с аудиторией, отражающий более широкие общественные ценности и медийные тенденции. Эволюция этой роли отражает постоянные изменения в потреблении медиа и технологическом прогрессе, что говорит о постоянной необходимости адаптации и инноваций в роли ведущего в различных телевизионных жанрах.
Взаимодействие между телеведущими и их аудиторией претерпело значительные изменения, реагируя на сложности современных медиааспектов; ключевым моментом в этой эволюции является способность ведущего взаимодействовать с помощью вербальных и невербальных сигналов, способствуя ощущению близости и непосредственности, что крайне важно для удержания аудитории. По мнению А.А. Новожениной, особая работа режиссеров по созданию таких взаимодействий во время утреннего эфира подчеркивает тонкую роль ведущих в формировании зрительского опыта, интегрируя спонтанность со структурированными элементами программы [Новоженина, 2014, с. 77-87]. Этот динамизм находит отклик в анализе личного обаяния телеведущих, проведенном Х. Йи-Фангом, где харизматическая вовлеченность рассматривается как ключевой фактор обеспечения лояльности зрителей и повышения развлекательной ценности программы [Yi-fang, 2010]. T. Qi-y развивает эту идею, исследуя личные стили ведущих, выявляя различные методики, которые персонализируют взаимодействие со зрителями и значительно влияют на рейтинги программ [Qi-y, 2013]. Суть этого взаимодействия более подробно рассматривает Ю.А. Крикунова, рассуждая о том, как личность ведущего в социальной коммуникации отражает и влияет на общественные нормы, тем самым позиционируя ведущего как посредника между СМИ и обществом [Krikunova, 2011]. Стратегическое использование утренних информационных блоков для привлечения внимания зрителей подробно описывают Г.В. Алексеева и Е.Б. Фаттерман, подчеркивая критическое время и размещение контента, направленное на максимальное вовлечение [Alekseeva & Futterman, 2019, p. 813]. Об умении, необходимом ведущим, рассуждает О.А. Герасимова, подчеркивая набор навыков, необходимых для эффективной коммуникации и вовлечения зрителей, – от модуляции голоса до эмпатического взаимодействия [Герасимова, 1999]. Современную актуальность этих навыков подчеркивает М. Гай, который рассматривает ролевые инновации дикторов в эпоху новых медиа, полагая, что цифровые платформы требуют переоценки традиционных техник вовлечения [Gai, 2023]. Языковые и интерактивные стратегии, используемые ведущими, подробно описаны Е. Бондаревой, Ю. Польшиной и В. Рихтером, которые анализируют речевое поведение ведущих поздних ночных шоу в разных культурах, отмечая адаптивные стратегии, находящие отклик у разных аудиторий [Bondareva et al., 2020].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраменко Е.В. Место и роль утренних программ в эфирной стратегии федеральных телевизионных каналов (на примере программ «Доброе утро!» и «Утро России») // Мат. XXVI Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоно-сов-2019». Севастополь, 3-5 апреля 2019. Севастополь: Изд-во Филиала МГУ в г. Севастополе, 2019. С. 64-65.
2. Алексеева Г.В., Футерман Е.Б. Специфика утреннего информационного блока на российских федеральных телеканалах // Медиасреда. 2019. № 15. С. 813.
3. Герасимова О.А. Мастерство ведущего: учеб. пособие. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999.
4. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
5. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: Новые виды и формы вещания: учеб. пособие. СПб.: Роза мира, 2006.
6. Кадиева П.М., Булейко Н.А. Специфика утренних передач на современном экране // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2. С. 393-395.
7. Крикунова Ю.А. Личность телеведущего в процессе социальной коммуникации в трансформирующем российском обществе: дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2011.
8. Крикунова Ю.А. Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения // Омск. науч. вестн. 2009. № 1 (75). С. 62-65.
9. Медиапотребление в России. Рост медиаактивности на фоне проведения крупных спортивных мероприятий. М.: Исследоват. центр компании «Делойт» в СНГ, 2017. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/media-consumption-in-Russia-2017-rus.pdf (дата обращения: 22.08.2019).
10. Новоженина А.А. Специфика работа режиссера в программах утреннего эфира // Вестн. электр. и печ. СМИ. 2014. № 22. С. 77-87.
11. Полуэхтова И.А., Ивченко И.Н., Овчинская Е.В. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2352 (дата обращения: 15.03.2019).
12. Руцкая С.С. Звезды без телеэфира в Америке и России. М.: ИКАР, 2016.
13. Сбоева И.А., Ежова Е.А. Формирование имиджа телеведущего // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 759-764. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30592183_85250527. pdf (дата обращения: 15.03.2019).
14. Baym, G., 2005. The Daily Show: Discursive Integration and the Reinvention of Political Journalism. Political Communication, 22, pp. 259 – 276. https://doi.org/10.1080/10584600591006492.
15. Bondareva, E., Polshina, Y., & Rikhter, V., 2020. VERBAL BEHAVIOR OF LATE NIGHT SHOW HOSTS IN THE USA, GREAT BRITAIN AND RUSSIA. The Humanities And Social Studies In The Far East. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2020-17-1-182-189.
16. Brown, W., 1992. The use of entertainment television programs for promoting prosocial messages. Howard Journal of Communications, 3, pp. 253-266. https://doi.org/10.1080/10646179209359754.
17. Chen-guang, B., 2007. On the Language Charm of Modern Broadcast Host. Journal of Xuzhou Normal University.
18. Cheng, T., 2023. Symbolic communication in cultural television programmes. SHS Web of Conferences. https://doi.org/10.1051/shsconf/202315802010.
19. Danfeng, C., 2008. On the Role Orientation of the Host in TV Newspaper-reading. Journal of Fuqing Branch of Fujian Normal University.
20. Fitzgerald, R., 2012. Categories, norms and inferences: Generating entertainment in a daytime talk show. Discourse, Context and Media, 1, pp. 151-159. https://doi.org/10.1016/J.DCM.2012.06.004.
21. Gai, M., 2023. Role innovation and development of announcers and hosts in the new media era. Frontiers in Art Research. https://doi.org/10.25236/far.2023.051007.
22. Guo, Y., 2023. Comprehensive quality of cultural TV program hosts. Frontiers in Art Research. https://doi.org/10.25236/far.2023.051315.
23. Holler, A., Götz, M., & Alper, M., 2016. Children’s preferences for TV show hosts: an international perspective on learning from television. Journal of Children and Media, 10, pp. 497 – 507. https://doi.org/10.1080/17482798.2016.1203804.
24. Huo, Y., 2022. The language art of the host's live oral expression in new media live programs. Frontiers in Art Research. https://doi.org/10.25236/far.2022.041115.
25. Kitsa, M., & Kul, M., 2021. CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS ON TELEVISION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONING. Bulletin of Lviv Polytechnic National University: journalism. https://doi.org/10.23939/SJS2021.02.017.
26. Kun, W., 2010. Review of the Host of Radio and Television Show. Journal of Xingyi Normal University for Nationalities.
27. Livingstone, S., & Lunt, P., 1993. Talk on Television: Audience Participation and Public Debate. . https://doi.org/10.4324/9780203131916.
28. Mcluhan, M., & Williams, R., 1978. Television: Technology and Cultural Form. Technology and Culture, 19, pp. 259. https://doi.org/10.2307/3103751.
29. Qi-y, T., 2013. An Analysis to the Personal Hosting Styles of Entertaining TV Programs. Journal of Huaihai Institute of Technology.
30. Sabirova, D., Bodnar, S., & Yatsenko, G., 2020. Prosodic characteristics of the speech of hosts in the media communication (examples of British and American talk shows). Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. https://doi.org/10.1145/3388984.3389064.
31. Smith, A., 2010. Lifestyle television programmes and the construction of the expert host. European Journal of Cultural Studies, 13, pp. 191 – 205. https://doi.org/10.1177/1367549409352279.
32. Xiao-chun, Z., 2004. Reflections on the Communication between TV Hosts and Audience. Journal of Hunan Mass Media Vocational Technical College.
33. Yi-fang, H., 2010. On the Personal Charm of a TV Show Host. Journal of North China Institute of Aerospace Engineering.