Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образ жизни и экологическая обстановка прямо воздействуют на благополучие человека. Сегодняшний ритм жизни отмечен присутствием разнообразных привязанностей, которые чаще всего формируются в подростковом возрасте. Молодые люди сталкиваются с множеством опасностей, влияющих на их психоэмоциональное развитие. Учитывая, что прогресс нации во многом определяется молодым поколением, важно создавать условия для развития гармоничной личности.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье молодежи с помощью ключевых показателей, включая курение, одну из основных причин заболеваний и смертности среди взрослых.
Курение является одной из основных причин возникновения и прогрессирования многих хронических заболеваний, приводящих к инвалидности, ранней инвалидности и смерти. В то же время курение остается одной из худших привычек, от которой страдает значительная часть населения.
В настоящее время на государственном уровне закреплена работа по профилактике здорового образа жизни у обучающихся. А это означает, что образовательное учреждение должно осуществлять комплексную профилактику различных форм девиантного поведения среди подростков, как наиболее уязвимой категории обучающихся.
Сегодня многие подростки нуждаются в срочной профилактической поддержке. Они выделяются среди сверстников из-за своего асоциального поведения и проблем в адаптации. К сожалению, общество не придает должного значения этой проблеме, что ведет к увеличению числа зависимых подростков.
Актуальность исследования связана с проблемой повышения процента младших подростков с различными видами зависимостей, а зависимое поведение влияет на все сферы жизни человека и влечет за собой деформацию профессиональных, семейных, личных и социальных отношений.
Объект исследования: профилактика табакокурения среди младших подростков.
Предмет исследования: особенности технологий профилактики табакокурения среди младших подростков.
Цель исследования: рассмотреть особенности технологий профилактики табакокурения среди младших подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности младших подростков;
2. Описать особенности табакокурения как девиантного поведения;
3. Рассмотреть особенности организации первичной профилактики табакокурения среди младших подростков;
4. Провести исследование особенностей организации первичной профилактики табакокурения среди младших подростков;
5. Дать рекомендации родителям и педагогам.
Методологическая база. В формировании теоретической базы использовались идеи о стадиях и механизмах развития личности в подростковом возрасте, исследования мотивации зависимости у молодежи (Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич).
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, качественная и количественная оценка результатов.
База исследования.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных материалов в образовательном и воспитательном
процессе в школах, лицеях и гимназиях, а также для проведения эффективных профилактических мероприятий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы технологий первичной профилактики табакокурения среди младших подростков
1.1 Личность младшего подростка в современных психологических представлениях
Переход к подростковому возрасту, начало которого приходится примерно на 11 – 12 лет является критическим. У каждого подростка временные границы подросткового возраста не устанавливаются четко, они индивидуальны. Характерной особенностью подросткового возраста является половое созревание.
Физиологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, требуют построения нового телесного "Я". Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которые принимает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным как для самого подростка, так и для окружающих, делает невозможным сохранение статуса ребенка.
Тревога подростков по поводу своей внешности во многом обусловлена субъективным сексуальным соответствием (комплексом), то есть желанием выглядеть адекватно своему полу. Было установлено, что как у мальчиков, так и у девочек существуют сексуальные стереотипы тела, которые влияют на субъективную оценку их привлекательности, а, следовательно, и на общий уровень самооценки. В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя как самостоятельного субъекта, что выражается в появлении «чувства взрослости» [20].
Когнитивная сфера подростка существенно меняется. Происходит развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Внимание становится произвольным, может контролироваться самим учеником. Индивидуальные различия во внимании обусловлены индивидуально-психологическими различиями. Например, повышенной возбудимостью или утомляемостью, перенесенными соматическими заболеваниями, травмами.
Подросток становится способным к аналитическому и синтетическому восприятию вещей. Восприятие теперь может быть не только поверхностным, но и неслучайным, в зависимости от интереса к чему-либо. У младших под-ростков память находится на низком уровне, но со временем значительно улучшается, становится произвольной. Наблюдается отказ от дословного запоминания учебного материала, подростку достаточно повторить учебный мате-риал для запоминания. Появляется автоматизация мнемонических приемов. Наблюдается развитие логической памяти, появляется интерес к способам улучшения процесса запоминания. На этом уровне развития ребенка происходит тесное взаимодействие памяти и мышления, что позволяет памяти включать новый материал в систему знаний, а также устанавливать все более сложные ассоциации [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Методическое пособие для учителей и родителей. – М. : Медиа-Сфера. 2011.
2. Александров А.А., Александрова В.Ю., Ваганов А.Д. Профилактика курения среди подростков: роль врача // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. / А.А. Александров, В.Ю. Александрова, А.Д. Ваганов // – 2014 -№6 – С.29-31
3. Баранов А. А. Табакокурение детей и подростков: Гигиенические и медикосоциальные проблемы и пути решения / А. А. Баранов, В.Р. Кучма, И.В. Звез-дина. - М.: Литтерра, 2007. - 213 с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой // – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
5. Гноевых В.В. Дисфункции кардиорес-пираторной системы при табакокурении у лиц молодого возраста / В.В. Гноевых, С.П. Григорьев, О.В. Александров, В.А. Семенов, А.Ю. Смирнова, А.А. Куприянов, Р.М. Хайретдино-ва // Российский медицинский журнал. - 2008. - № 4. - С. 13-14.
6. Дедух Е.Л. Факторы, влияющие на табакокурение учащихся среднего школьного возраста Москвы / Е.Л. Дедух, Н. А. Ручкина, Н. Б. Мирская // Гигиена и санитария. - 2011. - № 3. - С. 58-62.
7. Дмитриева О.В., Казаева О.В. Табакокурение подростков как медико-социальная проблема // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tabakokurenie-podrostkov-kak-mediko-sotsialnaya-problema (дата обращения: 16.04.2024).
8. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.Г. Зайнышев // – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
9. Звездина, И. В. Медико-социальные аспекты формирования здоровья школьников / И.В. Звездина, В.Р. Кучма // Бюллетень здоровья населения и среда обитания. – 2005. – № 1. – С. 5-9.
10. Инглик, Т.Н. Изучение мотивации подростков к табакокурению / Т.Н. Инглик, Н.М. Чернявская, Л.Б. Айбазова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. С.272- 273. – URL: www/scitnct-education.ru/106-8040
11. Касаткин В. Н. Здоровье: Программа профилактики курения в школе / В.Н. Касаткин, И.А. Паршутин, О.Л. Рязанова, Т.П. Константинова. - М., 2005. - 132 с.
12. Клочинова П.Д. Профилактика асоциального поведения подростков/ П.Д. Клочинова // Социальная педагогика. – 2011 – №1. – С.61- 70.
13. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / З.В. Коробкина, В.А. Попов // – М.: Издательский центр "Академия", 2012.
14. Левитский Л.М., Язловецкий В.С. Вред алкоголя и никотина: Пособие для учителей. /Л.М. Левитский, В.С. Язловецкий // – 2-е изд., перераб. и доп. – К., 2012.
15. Маркова А. И. Отношение школьников к табакокурению: социально-гигиеническое исследование / А.И. Маркова,
16. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. – Ижевск, 2011.
17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. /Ф. Райс // - СПб., 2010.
18. Российская Федерация. М-во образования РФ О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: приказ М-ва образования РФ от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. –2010. – №6.
19. Синцова С.В. Табакокурение - эпидемия XXI века / С.В. Синцова, Е.Н. Чичерина // Туберкулез и болезни легких. - 2011. - № 3. - С. 8-14.
20. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 2010.
21. Узумова А.Н. Особенности клеточного состава носовой слизи у подростков при курении табака / А. Н. Узумова, В.В. Мрясьева // Педиатрия. - 2007. -Т. 86, №2. - С. 111-113.
22. Чучалин А.Г. Табакокурение и болезни органов дыхания / А.Г. Чучалин // Русский медицинский журнал. - 2008. -Т. 16, № 22. - С. 1477-1481.