Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно изменяется. При этом она испытывает постоянное развитие и совершенствование. Перед школой сегодня стоят новые задачи одна из наиболее актуальных задач – это индивидуализация образования. Учебно – воспитательный процесс сегодня не опирается лишь на знаниевую парадигму, поскольку в основе инновационной образовательной среды лежит системно – деятельностный подход.
В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия - это обеспечение гарантий помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она им не потребовалась. Современная политика государства учитывает необходимость образования для всех категорий детей. И это должно быть доступно каждому ребёнку.
При инклюзивном образовании предполагается совместное обучение физически и психически здоровых детей и тех, у кого ограничены возможности здоровья. Это требует создания в каждой образовательной организации специальных условий, чтобы каждый ребёнок, имеющий любые отличия в развитии и здоровье мог иметь возможность обучаться с другими детьми.
Дети с ОВЗ посещают те же образовательные организации, что и их нормально развивающиеся ровесники. Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья является приобретение образовательного и социального опыта. Главное - это успешность в социализации и формирование социального опыта. Нельзя пока говорить о том, что все вопросы в этом направлении решены. Помочь такого рода проблемы помогает разработка индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости индивидуального образовательного маршрута как средства инклюзивного образования.
Объект исследования: процесс инклюзивного образования на основе индивидуального образовательного маршрута.
Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут как средство инклюзивного образования.
Задачи:
1. Провести анализ понятия инклюзивное образование в современной образовательной среде.
2. Изучить особенности реализации инклюзивного образования посредством образовательного маршрута.
3. Описать организационно-педагогические условия реализации инклюзивного образования посредством образовательного маршрута.
4. Предложить методические рекомендации по реализации инклюзивного образования посредством образовательного маршрута.
Методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
1.1. Анализ понятия инклюзивное образование в современной образовательной среде
Одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психо - коррекционной помощи в образовательных организациях. Государство приняло на себя обязательство по реализации совместного обучения детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья на всех уровнях образования.
Российская Федерация в 2012 году утвердила Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Одним из основополагающих компонентов инклюзивного образования и основным фактором его успешной реализации является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса.
Проблемы инклюзивного образования и его психолого-педагогическое сопровождение рассматривали учёные и исследователи И.А. Боброва, О.А. Сергеева, Н.В. Савицкая и др. В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется индивидуально и фронтально.
При работе с детьми с ОВЗ сопровождение деятельности детей всегда направлено на конкретного ученика, даже если учитель работает с группой детей. Чаще всего дети с ОВЗ обучаются с использованием индивидуального образовательного маршрута.
Несформированность многих психических функций детей относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания - сенсорной, моторной и речевой.
В период, когда дети начинают посещать дошкольные учреждения необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными умениями и навыками, что в дальнейшем будет способствовать их адаптации в процессах обучения и развития [12].
Отклонения или аномалии в развитии ребёнка чрезвычайно разнообразны. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая трудоспособность, непостоянство памяти, низкое развитие запоминания.
Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию
лиц, деятельность которых характеризуется каким-либо ограничениям или
недостатком способности проявлять активность разными способами или в
рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста [16].
Согласно точке зрения автора Т.В. Егоровой, дети с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий
обучения и воспитания. Отмеченная выше тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экологии, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни, обучения и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
Для особых детей, имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать специальные условия для того, чтобы ребенок был приспособлен к окружающему миру. Большое количество таких детей социально изолированы от сверстников в силу своего заболевания, и имеют
возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы [5].
Л.С. Выготский отмечал, что желательно включать детей с
ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую
деятельность, направленную на налаживание детского умения.
По классификации, которую предложили В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов
различаются следующие группы детей с нарушениями в развитии:
- дети с нарушением слуха;
-дети с нарушением зрения;
- дети с тяжелыми нарушениями речи;
-дети с соматическими заболеваниями;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением опорно - двигательного аппарата;
-дети с расстройствами раннего детского аутизма.
Память таких детей отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Наиболее страдает вербальная память. Значительное своеобразие можно отметить в развитии их мыслительной деятельности.
Отставание отмечается уже на высоте наглядных форм мышления, может возникнуть трудность в формировании сферы образов - представлений. Многие исследователи подчеркивают трудность создания целого из собранных частей и выделения этих частей из целого, помимо этого, может возникнуть трудность в пространственном оперировании образами [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л.И. Психологические основы социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2014. – 276 с.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с
ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общей редакцией Н.В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями [Текст] / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
4. Большакова, Ю.В. Психолого-педагогические особенности
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве [Текст] / Ю.В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2012. – 349 с.
5. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями [Текст] / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева,
Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2015. – 247 с.
6. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному
образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] /
П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – No 3. –
С. 35-39.
7. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2012. – 80 с.
8. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред.
В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ
МарТ; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
9. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития:
особенности речи, письма, чтения [Текст] / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,
С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
10. Косачева, Е.В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Косачева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 10 (352). - С. 162-164. - URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/. https://moluch.ru/archive/352/78990/ (дата обращения: 24.04.2024).
11. Лебединская, К. С. Задержка психического развития [Текст] /
К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2017. – 280 с.
12. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения [Текст] / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2008.
13. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2014. – 220 с.
14. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе:
проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /
Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2012. — С. 141-143.
15. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А. М. Прихожан.- Текст: непосредственный // Питер- СПб, 2009, 119 стр. https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf (дата обращения: 24.04.2024).
16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, А.М.
Прихожан и др. М.: Деловая книга, 2010. - 176 с.
17. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья [Текст] / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
18. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие [Текст] /
М. С. Староверова. - Москва: Владос, 2011. - 167 с.
19. Трушина, С.Н. Детская тревожность / С. Н. Трушина. - Текст непосредственный // Проект «Инфоурок», 2020. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/15/detskaya-trevozhnost (дата обращения: 24.04.2024).
20. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений
развития детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. М. Шпицина. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 92 с.