Фрагмент для ознакомления
2
Концепция универсальных учебных действий (далее УДД) направлена на обеспечение способности каждого обучающегося самостоятельно и индивидуально вести образовательную деятельность, ставить образовательные цели и задачи, находить пути их реализации, контролировать, прогнозировать и оценивать свою образовательную деятельность.
УУД создают условия для развития личности и самосовершенствования. Развитие УУД позволяет каждому ребенку приобретать новые знания, навыки, умения и компетенции на основе формирования индивидуальных и успешных способностей к обучению.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий получила отражение в работах (А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и др.).В начальной школе проблемой формирования коммуникативных умений освещены в работах различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: (С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой. Г.А. Цукерман и др.). Данная проблема разработана на уровне образовательных программ устаревшего образца, в которых коммуникативным умениям не уделялось должного внимания.
Актуальность работы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, что является требованием ФГОС. Недостаточное теоретическое и практическое обоснование формирование коммуникативных умений на уроках окружающего мира затрудняет освоение программы, что составляют проблему исследования.
В ФГОС НОО курс «Окружающий мир» считается важной частью основных школьных предметов, а также основой изучения природы и общества, социальных явлений, то есть составляющих мира. Курс «Окружающий мир» может помочь обучающимся развить личное понимание, чуткий подход к миру природы и культуры в единстве; духовно зрелые, активные, компетентные граждане, ценящие свое место в мире и способные участвовать в творческой деятельности.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников на уроках окружающего мира.
Цель исследования – теоретическое обоснование приемов развития коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»;
2. Рассмотреть возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий;
3. Выделить потенциал уроков окружающего мира в развитии коммуникативных универсальные учебные действий у младших школьников;
4. Дать характеристику приемов развития коммуникативных универсальные учебные действий на уроках окружающего мира;
5. Описать опыт работы учителем начальной школы по развитию коммуникативных универсальные учебные действий у обучающихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Для решения поставленных задач были использованы исследовательские методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников
1.1. Сущность, структура и особенности коммуникативных универсальных учебных действий
«Универсальные учебные действия» (УУД) – это способность учащегося развиваться посредством самосовершенствования и приобретения новых социальных навыков - способность к обучению. Этот термин может также описывать систему образования и способы работы школьников, в том числе самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, и организацию этого процесса [9].
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Караба% новой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального основного образования УУД – это комплекс мероприятий, которые поддерживают культурную идентичность учащегося, его социальную компетентность, толерантность и способность быть независимым, приобретение новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [17].
УУД дает детям возможность иметь широкую ориентацию и образовательную структуру по различным направлениям, что гарантирует способность к успешному усвоению новых знаний, в том числе к самостоятельной организации этого процесса (обучаемости). «Учебная деятельность включает целеориентацию, ценностно-смысловую и оперативную информацию.
Таким образом, под умением учиться понимают полное овладение всеми компонентами учебной деятельности школьников. К ним относятся познавательная и учебная мотивация, цель обучения, учебная задача, учебная деятельность и операции. Способность к обучению является важным фактором, повышающим усвоение учащимися предметных знаний, формирование умений, ценностно-смысловых основ картины мира и личного нравственного выбора.
УУД имеют надпредменый и метапредметный характер, включают этапы усвоения нового материала и развития психологических способностей учащихся, а также связывает все этапы образовательного процесса, подтверждая их универсальный характер [9].
К основным видам УУД, отвечающим базовым целям общего образования, относятся:личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Коммуникативные УУД развивают социальную грамотность и способность учитывать позиции других людей, слушать и общаться, работать в группах и обсуждать проблемы в команде.
Коммуникативную деятельность можно разделить на три группы:
- общение как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера в деятельности);
- общение как сотрудничество (основная цель – координация усилий для достижения общей цели);
- коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и развития выразительности [1].
Современными исследователями И.Н. Агафоновой, И.А. Гришановой, Е.В. Леоновой, О.Н. Мостовой, Э.Р. Набиуллиной и др. выделяются следующие виды коммуникативных действий, необходимых ученикам для сотрудничества:
1) планирование учебного общения с учителем и одноклассниками, заключающееся в определении целей, задач, способов взаимодействия, функций участников;
2) сотрудничество в поиске информации, поиске вопросов и выборе ответов;
3) выявлять, проблематизировать, принятие решений, а также поиск и оценка способов разрешения конфликтов;
4) умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения;
5) контролировать, регулировать и оценивать работу партнера, чтобы управлять его поведением;
6) на основе грамматических и синтаксических норм родного языка осваивать монологические и диалогические формы речи [11].
На основе основной учебной программы начального общего образования учащиеся начальной школы овладеют следующими навыками коммуникативного обучения:
1) способность формировать личное мнение и позицию;
2) коммуникативные, прежде всего речевые, решения различных коммуникативных задач в соответствии с речевой ситуацией, использование информационно-коммуникативных технологий для создания монологов и диалогов;
3) допускать возможность различных мнений, в том числе мнений, не соответствующих собственному мнению, при этом обращая внимание на позицию собеседника в общении и взаимодействии;
4) умение вести переговоры и совместное принятие решений в совместной деятельности (в случае возникновения конфликтных ситуаций);
5) умение грамотно строить предложения, учитывающих то, что собеседник знает, видит и не знает;
6) регуляция своего действия и др. [9].
Вывод: коммуникативные УУД способствуют формированию и развитию умения взаимодействовать со взрослыми и школьниками, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Е.В. Анисимова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5.
2. Ведерникова, И.А. Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnih-uud-na-urokah-okruzhayuschego-mira-2466693.html (дата обращения 16.04.2024).
3. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе : лекции 5–8. / Н.Ф, Виноградова, О.А. Рыдзе. - Москва : «Первое сентября», 2008. 68 с.
5. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.
6. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2020. – 127 с.
7. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. — М.: Высшая школа, 2018. — 183 с.
8. Карабанова, O.A., Возрастная психология / O.A. Карабанова. М.: Айриспресс, 2005.-240 с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просве% щение, 2008. — 151 с.
10. Крупко, Н.В. «Опыт формирования некоторых коммуникативных универсальных учебных действий через организацию учебного диалога на уроках окружающего мира» Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/statia-opyt-formirovaniia-nekotorykh-kommunikativn.html (дата обращения 16.04.2024).
11. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е. В. Леонова, А. В. Плотникова // Начальная школа. — 2016. — № 7. — С. 91–96.
12. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка / Технологии образования и воспитания ребенка в общении / М.И. Лисина. - С-Пб.: Питер, в современной России. Сборник статей, 2013. – С. 29-38.
13. Панасюк, Н.В. Приемы формирования коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы Режим доступа: https://nic-snail.ru/pedagogu/articles/3484081 (дата обращения 16.04.2024).
14. Панеш, Б.Х. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА / Б.Х. Панеш, Л.Л. Багова // The Scientific Heritage. 2021. №77-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira (дата обращения: 17.04.2024).
15. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 151-155. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3080/ (дата обращения: 17.04.2024).
16. Скитская, Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / Л.В. Скитская // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 2. - С. 50-57.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — Москва: Просвещение, 2021 — 31 с.
18. Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников : дидактические очерки / И. Ф. Харламов. - Минск : Нар. асвета, 1970. - 158 с
19. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка учеб.‐методич. пособие / А.М. Щетинина, М.А. Никифорова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
20. Юрлова, Е. С. Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий / Е. С. Юрлова // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 625-627. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/310/70119/ (дата обращения: 17.04.2024).