Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования характеризуется тем, что проблема обеспечения национальной безопасности в текущих реалиях, как никогда, приобрела значение одной из первостепенных для Российской Федерации, в виду чего, для непосредственного выполнения функций обеспечения безопасности образована система, представляющая собой структурированную совокупность разнопрофильных федеральных органов исполнительной власти, сил и средств по обеспечению национальной безопасности, которой руководят глава государства и Правительство.
Каждый орган, осуществляя возложенные на него законодательством задачи, функции и полномочия в области безопасности, одновременно участвует и в реализации наиболее важных задач и функций других органов в данной области на принципах общей координации, взаимодействия, взаимосвязи и четкого распределения юридически-властных полномочий.
Цель работы – рассмотрение обеспечения национальной безопасности федеральными органами исполнительной власти РФ.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- представить теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации;
- отразить правовой статус прокуратуры и ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу функционирования органов системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативные положения действующего российского законодательства, составляющие правовую основу деятельности различных субъектов по обеспечению национальной безопасности, правоприменительная практика.
Теоретическая основа работы, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических, учебных изданий и периодической печати, законодательные и нормативные акты РФ.
Методологической основой работы является как общенаучный диалектический метод, так и отдельные частнонаучные методы: логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализа научных концепций.
Структурными элементами работы являются введение, две главы, включающих в себя четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
1.1. Национальная безопасность: понятие, содержание
Исходя из анализа положений ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (далее – ФЗ «О безопасности»), под национальной безопасностью подразумевается деятельность по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ряд авторов справедливо констатируют, что обеспечение национальной безопасности от угроз внешнего и внутреннего характера является постоянной необходимостью для общества, государства, граждан и одновременно целенаправленной, широкомасштабной и многоплановой деятельностью основных субъектов безопасности. Реализация этой необходимости обусловливает создание соответствующим образом организованной системы, предполагающей определенное объединение усилий субъектов, упорядочение их функций и взаимоотношений, целенаправленное использование их возможностей в изменяющихся условиях противодействия возникающим опасностям в различных сферах жизнедеятельности .
В данном случае, речь идет о системе обеспечения национальной безопасности, под которой на законодательном уровне понимается совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов (п. 6 Стратегии национальной безопасности), которая, как указывают специалисты, формируется на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики, направленной на образование взаимодействующих между собой сил и средств, государственных и иных органов, объединений, организаций и граждан, несущих в пределах своей компетенции всю полноту ответственности за формирование заданного уровня безопасности, обеспечивающего защиту национальных интересов страны .
Исходя из содержания ключевых программных документов, прежде всего, Стратегии национальной безопасности и Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года , можно выделить следующие приоритетные интересы национальной безопасности в их обобщающем виде:
- повышение качества жизни российских граждан, выраженное в создании условий для мирного и динамичного социально-экономического развития, а также путем развития человеческого потенциала, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижения уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего, за счет роста его доходов;
- обеспечение экономического роста путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности страны, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды;
- дальнейшее развитие культуры и образования через сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности, сохранение и развитие общероссийской идентичности народов, единого культурного пространства страны, повышение роли страны в мировом гуманитарном и культурном пространстве, повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований.
Национальными интересами Российской Федерации на долгосрочную перспективу в Стратегии национальной безопасности объявлены:
- укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности;
- укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
- повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
- сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- повышение конкурентоспособности национальной экономики;
- закрепление за Российской Федерацией статуса одной из
лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.
Поэтому национальная безопасность представляет собой очень сложную вероятностную социальную систему в структуру которой, помимо системы обеспечения национальной безопасности, также включены национальные интересы как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития и угрозы национальной безопасности как совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам (п. 6 Стратегии национальной безопасности).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) "О прокуратуре Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262.
3. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О федеральной службе безопасности" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300.
4. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О государственной охране" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10511.
5. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546.
7. Указ Президента РФ от 26.12.2015 N 664 (ред. от 29.01.2022) "О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму" (вместе с "Положением о Национальном антитеррористическом комитете") [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191103/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/?ysclid=lv468kufnt747413440.
8. Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353838/?ysclid=lv462fnyhm46344498.
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 9. – Ст. 1389.
11. Бялт В. С. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 238 с.
12. Вилкова Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 298 с.
13. Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов / А. В. Гриненко. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 296 с.
14. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / А.Ю. Гулягин. – М.: Норма, 2018. – 452 с.
15. Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры / Е.Р. Ергашев // Российский юридический журнал. – 2021. – №1. – С. 116-120.
16. Надарин Э. С. Принципы деятельности Федеральной службы безопасности / Э.С. Надарин, А.П. Зливко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://readera.ru/principy-dejatelnosti-federalnoj-sluzhby-bezopasnosti-142163206.
17. Насипов Д. Д. Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности / Д. Д. Насипов // Молодой ученый. – 2023. – № 23(470). – С. 359-361.
18. Официальный сайт ФСБ Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsb.ru.
19. Панасенко Е. В. Современные проблемы организации работы органов прокуратуры первичного звена прокурорской системы / Е. В. Панасенко // Молодой ученый. – 2023. – № 20(467). – С. 576-581.
20. Правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 367 с.
21. Пракин М. А. Теоретические основы организации и управления в органах прокуратуры РФ / М. А. Пракин // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2023. – № 5. – С. 26-31.
22. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 547 с.
23. Работа инженерного подразделения Пограничного управления ФСБ России по Республике Ингушетия [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.pravitelstvori.ru/pda/detail.php?ID=1034.
24. Специальный отряд авиации ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tchest.org/special_forces/378-aviaciya-fsb.html.
25. Царенкова Н. Ю. Пограничные органы ФСБ России в системе обеспечения национальны интересов Российской Федерации / Н.Ю. Царенкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pogranichnye-organy-fsb-rossii-v-sisteme-obespecheniya-natsionalnyh-interesov-rossiyskoy-federatsii-v-pogranichnoy-sfere.
26. Шилов Д. О. Проблемы принципов деятельности Прокуратуры Российской Федерации / Д.О. Шилов, В.В. Меркулова, П.С. Иконников // Open innovation. 2020. – 130 с.