Фрагмент для ознакомления
2
Внутрифирменное планирование имеет большое значение в процессе развития как предприятия, так и любого другого экономического субъекта. Его сущность как управленческой функции предприятия заключается в точном определении главных направлений развития деятельности при которых учитываются материальные источники и рыночный спрос. Важным составляющим также является конкретизация цели развития предприятия и его отдельных подразделений на установленных временной промежуток; определение задачи маркетинга, средства для ее достижения, сроки и последовательность осуществления; выявление финансовых, материальных и трудовых ресурсов, которые необходимы в процессе решения, поставленной задачи.
Внутрифирменное планирование включает выявление перспектив развития внешнего окружения предприятия; формирование целей и вероятностных стратегий на установленный период времени; определение первостепенных текущих задач, средств.
Актуальность исследования темы заключается в том, что внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Целью курсовой работы является анализ планирования деятельности организации и разработка проекта по оптимизации финансовой устойчивости.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- раскрыть сущность планирования в деятельности предприятия;
- отразить внутрифирменное планирование;
- представить организационно-экономическую характеристику ПАО «Россети Кубань»;
- провести анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия;
- разработать мероприятия по оптимизации финансовой устойчивости.
Объект исследования – ПАО «Россети Кубань».
Предмет исследования – оценка планирования деятельности ПАО «Россети Кубань».
Теоретической основой исследования были работы отечественных и зарубежных экономистов, таких как Балабанов И.Т., Ефимова О.В., Кантор Э.Л., Коновалова Г.И., Садовская Т.А., Сибова Н.М., Чинки Дж., Сорвина О.В., Хамидуллина Г.Р., периодическая экономическая литература, нормативных актов.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, наблюдение, описание явлений, системный, комплексный подход, статистический метод.
1 Теоретические и методические основы планирования на предприятии
1.1 Сущность планирования в деятельности предприятия
На данном этапе развития экономики эффективность экономической деятельности коммерческого предприятия в основном определяется механизмами целеполагания и планирования. Планирование имеет множество разновидностей, а также является автономной функцией менеджмента. Одной из таких разновидностей выступает финансовое планирование, которое как ни что другое востребовано в условиях рыночной экономики.
В общих чертах планирование ¬¬можно определить, как вид управленческой деятельности, связанный с планированием привлечения и использования финансовых ресурсов для реализации целей предприятия.
Однако вышеприведенное определение не полностью отражает сущность финансового планирования. В настоящий момент не существует четкого определения данного термина, что дает возможность различным авторам трактовать понятие по-своему «финансовое планирование» [18].
Например, Н.Ф. Самсонов определил термин «планирование» как «совокупность методов и средств определения источников получения ресурсов и направлений их использования для обеспечения хозяйственной деятельности». Из вышеприведенного определения можно сделать вывод, что базовыми структурными компонентами финансового планирования являются – планирование поступления и использования денежных средств.
Планирование представляет собой процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени.
Сущность планирования состоит в прогнозировании финансовых результатов и (в широком смысле) финансового состояния деятельности предприятия на основе анализа финансовой и инвестиционной политики [19].
Стоит отметить, что финансовое планирование возникает только вокруг денежных средств, а не иных ресурсов. Вместе с тем, в процесс планирования включаются как уже имеющиеся средства, так и будущие (кредиторская задолженности и ожидаемая прибыль).
В более детальном варианте планирование делится на три основных группы: оперативное, текущее и стратегическое финансовое планирование. При этом оперативное планирование предполагает формирование таких документов, как платежный календарь и кассовый план, текущее планирование – планы доходов и расходов и балансовый план, а стратегическое планирование – прогнозы прибыли и бухгалтерского баланса. Стоит заметить, что финансовое планирование осуществляется на процедурной основе через конкретные документы. Чем дольше срок планирования, тем большее значение имеет прогнозирование, которое представляет собой самостоятельный вид деятельности вспомогательного значения [16].
В качестве исходных данных для планирования применяются:
- показатели достигнутого уровня объемов производства продукции и ее реализации предприятием;
- производственная мощность предприятия и его отдельных цехов и производственных участков;
- система договорных обязательств и заказы на производство продукции;
- научно-производственные рекомендации, прогрессивные нормы и нормативы;
- размеры и перспективы развития сырьевых зон для предприятий [6].
И так, планирование позволяет не только предсказать направления развития, но и лучше понять, какие цели необходимо установить и каких последствий можно ожидать от различных действий, оно помогает выбрать способы оптимального распределения ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Одной из важнейших задач прогнозирования является предвидение так называемых предельных величин процессов развития, выявление, например, сроков крупных сдвигов, знаменующих качественные изменения исследуемых процессов. Эффективное функционирование предприятия в современных условиях невозможно без использования в управлении методов прогнозирования. Именно прогнозирования является эффективным инструментом при принятии обоснованных управленческих решений, дает вероятностное предположение о возможном состоянии предприятия в будущем. Наличие прогноза позволяет избежать ошибочных решений, предотвратить нежелательные события. Итак, прогнозирования является одним из средств разработки стратегии управления предприятием.
В рыночной экономике планирование должно охватывать все стороны деятельности современного промышленного предприятия приобретать признаки комплексной непрерывной деятельности хозяйствующего субъекта направленной на выживание производственной системы в условиях растущей неопределенности внешней среды, результатом которой является система планов предприятия. Планирование на промышленном предприятии - это непрерывный творческий процесс имеет целью достижения поставленных целей при оптимальных затратах ресурсов и приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка.
1.2 Внутрифирменное планирование
Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Внутрифирменное планирование включает выявление перспектив развития внешнего окружения предприятия; формирование целей и вероятностных стратегий на установленный период времени; определение первостепенных текущих задач, средств их достижения, сроков и последовательность реализации [7].
Внутрифирменное планирование имеет большое значение в процессе развития как предприятия, так и любого другого экономического субъекта. Его сущность как управленческой функции предприятия заключается в точном определении главных направлений развития деятельности при которых учитываются материальные источники и рыночный спрос. Важным составляющим также является конкретизация цели развития предприятия и его отдельных подразделений на установленных временной промежуток; определение задачи маркетинга, средства для ее достижения, сроки и последовательность осуществления; выявление финансовых, материальных и трудовых ресурсов, которые необходимы в процессе решения поставленной задачи.
В настоящее время под внутрифирменным планированием понимается определение перспективного требуемого состояния всего предприятия, его отдельной производственной системы, экономического показателя и другого конечного результата, а также целесообразного решения, которые требуется реализовать для выведения фирмы из текущего положения в то, которое было запланировано [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw
2. Абрамова К.В. Методические особенности разработки инвестиционной политики хозяйствующего субъекта / К.В. Абрамова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2024. - № 2-1. - С. 103-109.
3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика. - 2023. – 512 с.
4. Банин С.А. Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения / С.А. Банин // Вестник томского государственного университета. - 2023. – №3(19). – С. 112–117.
5. Брызгалин А.В. Основные принципы формирования расходов для целей налогообложения / А.В. Брызгалин // Налоги и финансовое право. - 2022. - № 5. – С. 4-10.
6. Гончарук А.В. Механизм повышения эффективности функционирования предприятия на основе финансового планирования / А.В. Гончарук, М.Б. Качеянц // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2023. - № 8. - С. 154-157.
7. Добровольский А.Л. Финансовое планирование как одна из составляющих тактического планирования / А.Л. Добровольский // Мир современной науки. - 2022. - № 5 (20). - С. 28-30
8. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ : учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян.- М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2022. – 224 с.
9. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент / Л.Н. Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2023. - 269 с.
10. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 9-е изд., стер. / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с.
11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. Студентам ССУЗов / Г.В. Савицкая. – М. : Инфра-М, 2023. – 378 с.
12. Савруков А.Н. Финансовый анализ : учебное пособие / А.Н. Савруков.- Чебоксары : Элита, 2021. – 246 с.
13. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия : учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина.- М. : ИНФРА-М, 2024. – 296 с.
14. Сыроижко В.В. Финансовые методы управления прибылью / В.В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2022. - № 2. - С. 62-66.
15. Улумбекова Г.Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения / Г.Э. Улумбекова // Вестник Росздравнадзора. – 2023. - № 2. С. 33-38.
16. Финансовый менеджмент : учебник / Под ред. Е.И. Шохина.- М. : КНОРУС, 2024. - 480с.
17. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев и др. - М.: Риор, 2021. - 240 c.
18. Хачатурян Н. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : конспект лекций / Н. М. Хачатурян. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс , 2022. - 187 с.
19. Хлебодарова Е.С. Бухгалтерский учет доходов и расходов на предприятиях / Е.С. Хлебодарова // Вектор экономики. – 2019. – № 2 (32). – С. 7.
20. Чечевицына Л.Н. Анализ хозяйственной деятельности : учебник / Л.Н. Чечевицына.- Ростов н/Д. : «Феникс», 2022. – 384 с.
21. Чижова Е.Н. Совершенствование методических подходов к анализу и оценке эффективности предпринимательской деятельности / Е.Н. Чижова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2020. - № 3. - С. 96-100.
22. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для среднего профессионального образования. - 3-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Шадрина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 461 с.
23. Шейман И.М. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи: докл. Государственного университета. - Высшей школы экономики: к X Междунар.науч. конф. ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества (Москва, 7–9 апреля 2022 г.) / И.М. Шейман, С.В. Шишкин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2022. - 66 с.
24. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа : учеб. пособие / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА, 2023. – 298 с.
25. Шубенкова И.Г. Финансовое планирование предпринимательской деятельности / И.Г. Шубенкова // Вестник Академии. - 2024. - № 1. - С. 77-78.
26. Экономика предприятия : учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 458 с.
27. Якутин Ю.В. Об опыте, проблемах и путях совершенствования государственного стратегического планирования / Ю.В. Якутин // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2022. - № 2. - С. 4-27.