Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. На современном этапе развития общества необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни актуализирует важность проблемы воспитания самостоятельной и творчески развитой личности. Специфика развития человека и человеческого общества заключается в процессе периодического преодоления пределов знаний, существующих потребностей, имеющегося опыта и создания новых продуктивных знаний, новых переживаний и потребностей новых. Изменение содержания, усложнение условий обучения и воспитания привели к необходимости поиска новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Современная концепция дошкольного образования подчеркивает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, рассматривая его как меру общечеловеческих ценностей и отмечает, что «общее развитие личности, формирование ее способностей остается одним из основных целей образования. Согласно ФГОС, основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческих способностей. Известные психологи и педагоги М. Монтессори, О. М. Дьяченко, А. А. Люблинская М. И. Лисина и др. подчеркивают особую восприимчивость дошкольника к творческому развитию, совершенствованию форм внимания, восприятия, воображения и памяти. В этот период происходит развитие творческого воображения, как умения по-новому сочетать факты и представлять результат работы до ее начала. Воображение дошкольника считается не только основой дальнейшего формирования творческих способностей, но и проявлением этой важнейшей черты в дошкольном возрасте.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развития творческих способностей детей.
Творческие способности - индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности.
В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях по рисованию.
Нетрадиционные техники рисования — это способ создания новых и оригинальных произведений искусства, в которых гармонично сочетаются цвет, линия и сюжет. Это прекрасная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя. О.А. Белобрикина, Р.Г. Казакова обращались к вопросу развития нетрадиционных техник рисования. Большинство нетрадиционных техник относится к спонтанному рисованию, где изображения являются результатом игрового манипулирования, а не результатом использования специальных изобразительных техник. Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, позволяют им глубже прочувствовать свой жизненный опыт, освобождают их от неприятных переживаний и ставят их в позитивную позицию «творцов».
Из всего вышесказанного можно выделить противоречие между осознанностью значимости развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, и недостаточной теоретической проработанностью вопроса,
Проблема каковы возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?
Исходя из сказанного основываясь на актуальности была определена тема исследования «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «творческие способности» в психолого – педагогической литературе.
2. Проанализировать особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить роль нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого- педагогической литературы, систематизация, обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании предполагаемой эффективности организованной работы, направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
1. Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема
Вопрос развития творческих способностей детей дошкольного возраста, несомненно, является чрезвычайно важным. Анализ основных положений ФГОС ДО позволяет отметить, что при постановке задач процессуальный, личностный и продуктивный компоненты творчества конкретизируются в нескольких образовательных областях. Одной из важнейших общих задач, выделенных в ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Именно в процессе организации творческой деятельности в различных образовательных областях решается главная задача - всестороннее развитие личности ребенка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, спонтанности, активности, реализации собственных идей и созданию новых идей.
Вопрос развития творческих способностей детей на протяжении многих лет вызывает пристальный интерес у многих ученых. Это связано с растущей потребностью современного производства в мотивированных людях, способных формулировать новые проблемы, находить решения в сложных ситуациях и постоянно совершенствовать знания, которые общество накопило в своей жизни и трудовой деятельности. Как отмечают исследователи, знания устаревают быстрее, чем люди успевают их использовать. Чтобы успешно жить и конкурентоспособно действовать в современном обществе, люди должны быть готовы к постоянным изменениям, иметь мобильную рабочую силу и уметь творчески решать производственные проблемы, сохраняя свою уникальность.
С философской точки зрения изучаются вопросы о природе творчества, в психологии творчество изучается как процесс, психологический "механизм" творческого поведения; в педагогике процесс создания чего-то нового изучается с точки зрения ребенка, овладения творческой деятельностью и целенаправленного развития творческих способностей [15].
Известный русский философ Николай Бержаев писал: "Творчество есть не создание культурных продуктов, а понимание воздействия и подъема всей личности, указывающее на другую, высшую жизнь, на новое существование" [1].
С.Л. Рубинштейн изучал механизм творчества как психический процесс, называя его "деятельностью, в которой производится нечто новое и оригинальное, входящее в историю науки и искусства и в самого творца"[2].
Психолог К.К. Платонов назвал творчество высшей формой существования мышления, которое выходит за пределы, требуемые уже известными средствами для решения возникших проблем [8]. Более полное определение творчества дал психолог Ю.А. Пономарев. По его мнению, творчество - это "необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, которые изменяются вместе с формами творчества. Творчество человека - лишь одна из этих форм" [2].
Поэтому в каждом процессе труда, выполняемого человеком, есть элемент творчества, а развитие и совершенствование форм творчества зависит, прежде всего, от формы труда.
С точки зрения многих педагогов, они рассматривают творчество как процесс реализации внутренних стимулов деятельности. Главным моментом, по мнению авторов, является совершенствование способностей человека, а не материальные результаты.
Философский взгляд, раскрывающий воспитательную роль творчества, также утверждает, что нет конечной цели творческой деятельности человека, а есть сам человек. Это объясняется тем, что, творя, человек не выходит за пределы себя, а играет с собой и познает себя.
Развитие творческих способностей имеет первостепенное значение в организации и осуществлении творческой деятельности. Б.М. Теплов проницательно разъяснил вопрос развития творческих способностей. По его словам, суть понятия "компетентность" заключается в том, что "Во-первых, под компетентностью понимаются личностные и психологические характеристики, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способности обычно являются характеристиками не всех людей, а только тех характеристик, которые связаны с успешным выполнением конкретной деятельности или набора видов деятельности" [12].
Компетенции, как индивидуально-типологические характеристики человека, развиваются в деятельности и определяют успешность этой деятельности. Способности могут быть развиты только в той деятельности, которая их требует. Например, нельзя развить музыкальные способности, если не заниматься музыкой; нельзя развить математические способности, если не заниматься математикой. То же самое относится и к творческим способностям. Последняя развивается через творчество, то есть через участие в творческой деятельности.
Более того, наличие или отсутствие способностей и степень их развития сами отражаются в деятельности. Поэтому решение педагогической проблемы развития творческих способностей ребенка лежит в организации его творческой деятельности. Только во взаимодействии с педагогом ребенок может освоить новые виды деятельности. И одним из результатов такой деятельности является развитие способностей ребенка.
В связи с решающей ролью творческой деятельности (изобретательства) в развитии творческих способностей рассмотрим понятия "творчество" и "творческая деятельность".
Само творчество, по мнению В.А. Моряко, можно определить как "целенаправленную деятельность человека, результатом которой является создание новых социально значимых материальных и духовных ценностей".
Психолог С.Л. Рубинштейн определяет творчество как "деятельность, в результате которой получается нечто новое и оригинальное, что входит в историю развития как самого творчества, так и науки, искусства и т.д." [10].
С.О. Грузенберг также рассматривает творчество как деятельность. По его мнению, творчество — это, по сути, создание или производство чего-то нового. Если бы не было новых результатов из тех или иных данных, то не было бы и творчества вообще. А новое в творчестве — это очень систематическое изменение в той или иной комбинации существующих стимулов и в отношениях между ними, изменение, которого нет в опыте индивида и нет в опыте других [6].
Л.Л.С. Николаева определяет творческую деятельность как - "это деятельность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов и отвечающая требованиям общества и государства" [16].
Таким образом, существование человека обусловлено активной деятельностью, направленной на творческое изменение окружающей действительности в соответствии со своими замыслами; Р.С. Немов утверждает, что "активная деятельность человека принципиально отличается от деятельности животных в плане потребностей" [11]. Активность животных связана с удовлетворением естественных потребностей. Активность человека связана с антропогенными потребностями, возникающими в связи с присвоением достижений культурного наследия человечества".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Р.А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / под ред. Алексеева Р.А. – М.: Сфера, 2019. – с.198
2. Бакина Н. А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изодеятельности //Педагогика, психология, общество: от теории к практике. – 2022. – С. 103-104.
3. Великжанина Р. Д. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста //становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. – 2021. – С. 28-30.
4. Григорьева, О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни [Текст] / О. А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 5. – Ч. 2. – С.12.
5. Грызункова Г. Г., Коровка Е. А. Развитие творческих способностей старшего дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования //учитель: профессиональная. – 2022. – С. 100.
6. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2018. - 651 c.
7. Зоидзе З. И. Условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования //ББК 94.3 С 56. – 2021. – С. 195.
8. Ерёменко Н. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста //теория и практика современной педагогики. – 2020. – С. 123-125.
9. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с
10. Корнищева Д. Е., Юрышева С. Ю. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования //Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. – 2021. – С. 183-186.
11. Куликова А. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – 2022. – С. 22-24.
12. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2019. – 687 с. 30.
13. Неретина Т. Г., Каткова И. С. Развитие у дошкольников творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования //Научная мысль: традиции и инновации. – 2021. – С. 223-228.
14. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии. – Санкт Петербург: Питер, 2019. – 368 с.
15. Саллинен Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Средняя и старшая группы [Текст] / Е. В. Саллинен. – М.: КАРО, 2019. - 200 c.
16. Смирнова, Е. О. Детская психология – Санкт Петербург: Питер, 2020. – 304 с.
17. Тришина Г. В., Потапова Л. В., Шевченко И. В. К вопросу о педагогических условиях развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Проблемы педагогики – 2023. – с.123
18. Шарипова М. Б., Саьдуллаева М. Б. к. Развитие творческих способностей детей в дошкольном образовании //Проблемы педагогики. – 2020. – №. 6 (51). – С. 58-60.
19. Эшова Д. Ш. Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста //Academy. – 2020. – №. 12 (63). – С. 73-75.
20. Юсупова Г. А., Миннуллина Р. Ф. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста //гуманитарные и естественные науки: фундаментальные и прикладные исследования. – 2023. – С. 102-110.