Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодняшнее общество переживает период, когда возрастает социальная мобильность и происходит миграция населения. Люди все чаще вступают в общение с людьми, которые разделяют различные взгляды и культуры, а также с представителями различных этнических групп. Различные факторы могут влиять на степень взаимодействия между людьми, группами и индивидами. Это может быть связано с такими факторами как расовые, этнические или религиозные различия. С их помощью возникает недопонимание, а также конфликты между людьми, что ведет к росту культурной нетерпимости. Таким образом, можно сказать, что это является важным фактором для формирования социокультурной компетенции.
Выводы о требованиях к уровню образования в соответствии с ФГОС были сделаны на основе исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными. Общепринятые нормы говорят о том, что школа должна заниматься формированием поликультурности, которая является залогом бесконфликтного взаимодействия личности в поликультурном обществе. Помимо этого, школа должна способствовать развитию межкультурной и межкультурной терпимости, а также позитивного отношения к многообразным культурам. Возможно, это будет показано с помощью развития социальной компетентности в области культуры, которая сможет показать ухудшение ситуации в сфере культурных конфликтов.
Объект исследования: процесс формирования социальных и культурных способностей у младших школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования: содержание формирования социокультурных способностей на занятиях по английскому языку для детей младшего возраста.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных сформулирован комплекс мероприятий, направленных на развитие социальных и культурных навыков у детей школьного возраста на занятиях по английскому языку.
Гипотеза исследования: формирование социокультурных навыков у детей на школьных уроках английского языка должно осуществляться на основе ряда мероприятий с использованием выбранных методов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «социальные и культурные способности».
2. Определить психолого–педагогические особенности младшего школьного возраста.
3. Провести теоретический анализ методов, приемов и методик формирования социокультурных навыков у учащихся начальных классов на уроках английского языка.
4. Изучить деятельность образовательных учреждений по развитию социальных и культурных навыков у детей младшего школьного возраста и определите основное направление их развития.
Методы исследования: теория: анализ, синтез, обобщение; опыт: анкетирование, анализ литературы, математические методы обработки информации.
Противоречие исследования: необходимость формирования социокультурных навыков у каждого члена общества, включая детей младшего школьного возраста, и недостаточная разработанность содержательных и методологических компонентов для решения этой проблемы среди образовательных учреждений.
Проблема исследования: формирование социальных и культурных способностей младших школьников на уроках английского языка.
Методологическую основу исследования является создание социокультурного метода в обучении иностранному языку (В.В.Сафонова, П.В.Сысоев), положения компетентностного подхода (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской) и коммуникативного подхода (Е.И.Пассов, А.А.Леонтьев).
Теоретической основой исследования послужили труды по теории и методике преподавания иностранных языков (Е.Н.Соловова, Г.В.Рогова, И.А.Зимняя, Н.Д.Гальскова, И.Л.Бим, P.A.Richard–Amato), пособия и монографии по социолингвистике и лингвострановедению (А.Н.Шамов, 7 Н.Б.Мечковская, Г.В.Елизарова), научные исследования формирования социокультурной компетенции (С.В.Беляева, П.В.Сысоев, В.В.Сафонова, Д.Г.Шумаков), концепция диалога культур (С.Г.Тер–Минасова) и работы, посвященные использованию новых информационных технологий в обучении иностранным языкам (Кудрявцева Л.В., Сысоев П.В.).
Практическая значимость исследования:
– В образовательный процесс включены методические разработки по формированию социокультурной компетенции учащихся, развитию их лингвокультурологических знаний и коммуникативных умений.
– В результате проведенных мероприятий проанализирована динамика изменения интереса учащихся к предмету, их социокультурных знаний и умений.
Апробация исследования проводилась в МАОУ СОШ № 16, г. Саратов.
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях:
1. Афанасьева О.В. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009 – 303 с.
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2007 – 333 с.
3. Конышева, А.В. Речевое поведение в различных типах коммуникации / А.В. Конышева // Язык –когниция – коммуникация: тез. докл. междунар. науч. конф., Минск, 3 – 6 ноября 2010 г.; Минский гос. лингв. ун–т; ред. кол.: З.А. Харитончик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2010. – 274 – 275 с.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи исследования, а также его теоретическое и практическое значение, указываются методы анализа.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования социальных и культурных способностей учащихся начальной школы в школе, в том числе понятие «социальные и культурные способности» и психолого–педагогические особенности младшего школьного возраста, а также методы, приемы и средства формирования способностей социальные и культурные особенности молодых учеников на уроках английского языка в школе.
Во второй главе анализируются результаты деятельности школы по формированию социальных и культурных способностей в классах английского языка детей начальной школы и предпринят ряд мер по формированию социальных и культурных способностей в классах английского языка детей начальной школы.
В заключении подводится итог проведенной работы, формулируются общие выводы исследования.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетентности у детей младшего школьного возраста в школе
1.1 Анализ понятия «социокультурная компетентность»
При изучении ситуации, которая складывается в современном мире, следует определить новые приоритеты и ценности, которые помогут устранить негативное влияние конфликтов между различными цивилизациями. Данное обстоятельство является одним из факторов, способствующих росту ксенофобии и агрессивности на почве национальных культур. Важно внести изменения в содержание образования при значительном изменении социальной реальности. По сути дела, только в системе образования государство может сознательно и осознанно осуществлять процесс создания этнокультурных социальных процессов.
Обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, независимо от их происхождения (этнического, религиозного или социального) является основной целью стандартов образования. Они должны учитывать разнообразие мировоззрений и развивать социальную компетентность. Это необходимо для того, чтобы повысить уровень социокультурной компетенции.
В качестве основных составляющих социокультурной компетенции следует отметить базовую культуру и уровень образования.
Культура социальной коммуникации определяет приоритеты в поведении человека в обществе и его способности влиять на социальные процессы. Они подразумевают межкультурное взаимодействие и процессы, связанные с ним.
Основополагающими в социокультурной коммуникации являются эти функции:
– Возможности для развития творческих способностей у людей будут увеличиваться.
– Социально–информационная деятельность, в свою очередь, занимается сбором, передачей и сохранением социального опыта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) (дата обращения: 15.04.2024)
2. Апарина Ю.И., Павлова А.С., Чистик А.А. Профессиональный жаргон учителя иностранного языка // Современное педагогическое образование. 2021. №2. (дата обращения: 15.04.2024)
3. Афанасьева О.В. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.– 303 с.
4. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство «Молодой ученый», 2014. – С. 92–106.
5. Богданова А.В., Чистик А.А. Формирование у школьников социокультурной компетенции в процессе обучения этикетным речевым жанрам // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности: Материалы межд. науч.–практ. конф. М.: Экон–Информ, 2018. С. 190–193.
6. Будник А.С. Проблема формирования социокультурной коммуникативной компетенции младших школьников при изучении иностранных языков // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения: Сб. итоговых материалов I Международной научно–практической конференции имени Е.Н. Солововой. Обнинск: Издательство «Титул», 2020. С. 94–96.
7. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы). – М., 1997. – 331 с.
8. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка [Текст] / Г. А. Воробьев // Иностранные языки в школе, 2003. – № 2. – С. 30–35.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2007.– 333 с.
10. Гальскова Н.Д., Никитенко 3.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис–пресс,2004. 240 с.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – M.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). – 223 с.
12. Елизарова Г.В. О природе социокультурной компетенции [Текст] // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Linguitica 8. – СПб.: Тригон, 1998. – С. 25–31.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно–целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
14. Иванюшина В.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников [Текст] / В.А. Иванюшина, Д.А. Александров // Вопросы образования, 2014. – № 3. –С. 174–196.
15. Конышева, А.В. Речевое поведение в различных типах коммуникации / А.В. Конышева // Язык –когниция – коммуникация: тез. докл. междунар. науч. конф., Минск, 3 – 6 ноября 2010 г.; Минский гос. лингв. ун–т; ред. кол.: З.А. Харитончик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2010. – С. 274 – 275.
16. Методические рекомендации Минобрнауки России ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. – 2011. – 17 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dagminobr.ru/storage/files/2011/03–296.pdf (дата обращения: 15.04.2024)
17. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. Социально–экономические и правовые исследования. – 2011. – №9. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie–sotsiokulturnoy–kompetentsii–v–sovremennoy–nauke–i–obrazovatelnoy–praktike (дата обращения: 15.04.2024)
18. Николаева Н.А. Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов / Н.А. Николаева, С.А. Волкова. // Образование и воспитание. 2017. №1(11). С. 69–71. (дата обращения: 15.04.2024)
19. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
20. Рындина Ю.В., Дериглазов С.С. Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание // Молодой ученый. – 2015. – №9.1. – С. 82–85.
21. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 238 с.
22. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с.
23. Сейд Хасан Захраии, Муса Абдоллахи. Этапы работы с видеоматериалами в процессе обучения иностранным языкам // Символ науки. 2015. №10–1. (дата обращения: 15.04.2024)
24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2006. – 238 с.
25. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. М.: Астрель, 2008. 238 с.
26. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 12–18.
27. Тер–Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. – М.: Слово/Slovo, 2008. – 334 с.
28. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
29. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . (дата обращения: 15.04.2024)
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») (дата обращения: 15.04.2024)