Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Игра – это основное занятие дошкольника и основной источник развития детей. Ценность игры для развития ребенка признается практически всеми специалистами.
Проблемы использования развивающих игр широко освещены во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, Е. А. Стребелев, Ж. Пиаже, Ж. Л. Ландре и др.). Основная задача этих исследований-обоснование и использование образовательных игр. Изучена роль развивающих игр как эффективного средства психолого-педагогического воздействия на ребенка. К концу XX века актуальны исследования таких авторов, как З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, Х. Т. Шерязданова, Г. М. Касимова и другие занимались этой проблемой.
В связи с этим использование развивающих игр в качестве средства обучения детей дошкольного возраста является важнейшей задачей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет игровой статус как неотъемлемый компонент образовательной среды детского сада. Таким образом, одна из основных задач дошкольной образовательной организации – способствовать развитию целостной и гармоничной личности.
Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их границы.
В развивающих играх можно совместить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.
Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, способность находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность комбинировать, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращают внимание, - это креативность: ребенок, проходя систему заданий, делает много открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.
Цель исследования – изучить развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития обучения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить понятие, сущность и особенности развивающей игры как средства обучения детей дошкольного возраста.
2. Выявить значение и виды развивающих игр.
3. Описать технологию использования развивающих игр в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по использованию развивающих игр как средства обучения детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развивающих игр как средства обучения детей дошкольного возраста
1.1 Понятие, сущность и особенности развивающей игры как средства обучения детей дошкольного возраста
Детская игра – это деятельность ребенка в условной (воображаемой, воображаемой) ситуации. Причина такой активности кроется в ней самой, то есть ребенок играет не ради внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.
Игра возникает из условий жизни ребенка и отражает эти условия. В нем вырабатывается "первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, особенно возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и необходимости быть взрослым" [8].
Один из крупнейших научных исследователей игры современности С.Л. Новоселова дала одновременно очень образное и очень точное определение: игра – это "форма практического осмысления ребенком окружающей действительности", которая является "генетическим прототипом теоретического мышления взрослого". В игре практически, то есть в действии, доступен каждый. Дошкольник не может водить машину, не говоря уже о космическом корабле, в одночасье добраться до джунглей или Северного полюса, и уж тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре возможно все.
Развивающие игры – это игры, в которых развиваются или улучшаются различные навыки.
Концепция развивающих игр в основном связана с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственное мышление, смекалку, воображение, творческие способности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе / Н. П. Аникеева. –М.: Эксмо, 2008. – 172с.
2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1998. – 237с.
3.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение 2002.
4.Веракс Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учеб. по-собие./ Н.Е.Веракс, Н.Н.Веракс.–М.: Мозаика-синтез, 2012.–336с
5.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Молодой ученый. — 2017.
6.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
7.Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1965. №10. С. 24.
8.Михайленко, Я. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателей / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М., 2000.
9.Никитин Б.П. Развивающие игры — М.: Педагогика, 1981
10.Новоселова С. Л. , Локуциевская Г. Г. Принципы построения системы игрушек. Техн. эстетика – 2002.
11.Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М. Просвещение 1986.
12.Урунтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. – М.: Академия, 2004. – 89 с.
13.Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987.
14.Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. Рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- 128с.
15.Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера, 2002.