Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с изучением научных статей и публикаций, способствующих пониманию ограничений влияния журналистов на развитие социокультурных СМИ. Исследования ученых в области журналистики позволяют определить важность и актуальность культурных медиа в современном обществе. Систематизация материалов о возможностях средств массовой информации (в том числе газет и Интернета) позволяет увидеть современные тенденции в форматах печатных видов СМИ, в том числе интернет-газет и журналов, периодических изданий. Качество информационных материалов определяет развитие гражданского общества и возможность установления конструктивного диалога между структурами и институтами гражданского общества и органами власти. Система типов новостей имеет свои внутренние и внешние ссылки. Внутренняя связь между различными типами новостей обусловлена одним типом творчества–журналистикой и внешним творчеством, каждое из которых отражает события и явления современной жизни с целью влияния на общественное мнение. Рассмотрение характеристик каждого жанра в системе помогает определить его место в других жанровых разновидностях, выделить его общие и уникальные характеристики, а также установить родовые или специфические отношения с другими жанрами.
В контексте социальных реформ значительно возросло внимание к типологии СМИ, так как этот метод активно используется в маркетинговых исследованиях. Типология носителей основана на группировании объектов с использованием обобщенных моделей или типов. Каждый тип действует как форма или модель, специфичная для определенной группы. В печати такими единицами являются периодические издания (газеты, журналы), телеканалы, телевизионные программы, радиостанции, радиопрограммы. Типология журналистики отражает основные характеристики СМИ: характер аудитории СМИ, ее предметно-тематическую направленность и другие характеристики, связанные с характером информации; целевое назначение; время публикации (утреннее, вечернее, ночное телевидение); периодичность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).
Отражение военных конфликтов в СМИ относится к разряду сложных социально-политических вопросов, которые в последние годы привлекают внимание политиков, философов, историков и социологов. Журналисты, работающие в горячих точках, выполняют важные гражданские функции. Их учили, как снимать на фото- и видеокамеры, как писать, как брать интервью или собирать материалы для статей, но как «показывать» войну - учебников нет. Каков уровень насилия, транслируемого по телевидению? Как показать жертв конфликта? Как выставить тела напоказ? С одной стороны, это нельзя игнорировать, особенно когда это становится ужасной проблемой, когда тела жертв лежат на улицах разбомбленного города в течение нескольких недель. С другой стороны, нам совершенно ясно, что когда общественность становится настолько бесчувственной, что более спокойно воспринимает каждую новую вспышку насилия, это приводит к определенной степени оцепенения нашей аудитории. Поэтому научных работ и учебников по актуальным темам журналистской работы в горячих точках практически нет, что подчеркивает актуальность изучения этого вопроса.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения. От того, насколько будут точны и объективны данные журналиста, может зависеть представление аудитории о происходящем в зоне вооруженного конфликта, что формирует и отношение к противоборствующим сторонам.
Научные источники. К ним относятся монографии, учебные пособия, отчеты, обзоры, статьи, диссертации/авторефераты, печатные и электронные издания, представленные в списке использованной литературы. Исследование жанров в сфере журналистики отражены в работах А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров »; В.М. Горохова «Средства массовой информации в системе политической коммуникации» . Большой вклад в типологизацию сетевой газетно-журнальной периодики внес профессор тольяттинского университета В.В. Амиров . А.В. Колесниченко систематизирована технология журналистской работы в прессе, даны рекомендации в подготовке наиболее распространенных жанров СМИ . Н.Ю. Крыловой в диссертации «Формирование коммуникативной компетенции в чтении и аудировании на материале новостных текстов: «сертификационный уровень» разработана новая концепция создания газетно-публицистического текста через призму личности автора и адресата . Необходимо отметить, что специфика сетевой газетно-журнальной периодики изучена недостаточно полно. В частности, множество вопросов возникает в связи с определением современных жанровых форм и форматов публикаций, активно используемых сетевыми СМИ и их идентификацией.
Объект исследования: журналист в зоне СВО.
Предмет исследования: сущностные характеристики работы журналиста в зоне военного конфликта.
Цель работы – рассмотреть особенности работы журналиста в зоне СВО.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:
изучить теоретико - методологическое обоснование работы журналиста в медиасфере;
проанализировать специфику работы в горячих точках;
изучить творческие аспекты журналиста в горячих точках (выбор героев, выбор локаций и т.д.);
исследовать особенности работы журналиста в СВО
Метод исследования: дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, сравнение.
Теоретическая основа исследования представлена перечнем научной и учебной литературы, посвященной теме исследования.
Структура работы: введение, две главы, раскрывающие вышеописанные задачи, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСФЕРЕ
Журналистика как сфера деятельности является подсистемой общества и в то же время представляет собой отдельную систему. Для проведения такого анализа необходимо сначала кратко определить основные понятия, связанные с системой. Система («systema» состоит из частей, связей) - совокупность элементов, находящихся во взаимоотношениях и связях друг с другом и формирующих определенную целостность, единство.
Поэтому характеристики любой системы очень важны для определения ее элементов. Стандартным признаком элемента является его непосредственное участие в создании системы. Таким образом, элемент является компонентом системы. Это включает в себя общую организацию элементов, их пространственное положение, связи между этапами развития и т. д., совокупность элементов может составлять подсистемы и иерархию системы.
Из приведенного выше концептуального определения ясно, что качество всей системы определяется:
Качество его элементов,
Качество структурной связи между ними.
Ее целостность и стабильность зависят от перекрытий системных элементов, подсистем, уровней и целей системы в целом.
Кроме внутренней связи, система имеет неразрывное единство с окружающей средой, в связи с этим она проявляет свою целостность и присущую ей функцию.
Система характеризуется процессом передачи информации и, следовательно, регулируется для обеспечения ее организованной и эффективной деятельности.
Элементы и структура системы в коллекции характеризуются так называемой структурной информацией, то есть, параллельно внутренней организации системы, степенью ее упорядоченности. Внешняя связь системы называется относительной информацией о ней, и она характеризует свою функцию в более широкой системе, частью которой является то, где она выполняет свою миссию и играет определенную роль. Таким образом, характеристика системы осуществляется последовательно на трех уровнях: базовая, структурные и функциональные.
За последнее десятилетие формат отношений в области общественной информации в России претерпел серьезные изменения. Прежде всего, российские СМИ стали реальным средством политической коммуникации между властью и обществом. Однако сегодня эта ось информации и коммуникации существует в условиях, когда граждане не чувствуют себя равноправными участниками информационных отношений и фактически могут влиять на национальную политику. Во-вторых, благодаря новейшим методам организации потока информации регионального и международного значения медиахолдинги (мощные российские СМИ) начали формализовывать собственную корпоративную культуру, создавая редакционную политику, профессиональные стандарты, этику и т.д. Вышеупомянутые документы, как правило, предназначены для внутреннего использования, но в основном они предназначены для формализации отношений между News Corp и государственными органами.
В сфере современных российских СМИ политическая коммуникация носит противоречивый, а иногда и агрессивный характер, что не только негативно сказывается на социально-политическом уровне культуры, но и приводит к дисбалансу в сознании зрительских масс, в повседневной". В своих научных трудах профессор Кузнецов исследует вопросы взаимного влияния государств и средств политической коммуникации для каждого из них. other.in В частности, профессор отметил, что степень развития общественно-политической коммуникации также определяет степень влияния различных источников информации, в том числе средств массовой информации, на формирование политических взглядов. Опора исключительно на старый багаж политических технологий может привести к потере достижения желаемых социальных целей. Именно поэтому необходимо творчески заново накапливать опыт, чтобы заложить теоретическую основу для проектирования успешных интегрированных политических и коммуникационных технологий и их сбалансированной практической реализации. Кроме того, в процессе формирования эффективного социального государства в России необходимо определить механизм интегрированной политической коммуникации, который обеспечит ее динамическую устойчивость и стабильность российского общества в целом.
Интерактивность присуща вещательной журналистике. Российские СМИ используют эту технологию в различных видах электронных СМИ (от информационно-развлекательных ток-шоу до новостных программ на радио и телевидении), как правило, для того, чтобы создать иллюзию присутствия аудитории и повлиять на текущее развитие российских СМИ.
Коммерциализация средств массовой информации постепенно приводит к потере качества и превращению большинства аудиовизуальных и печатных средств массовой информации в "желтые новости". Сообщения о насилии, сексе, скандалах, преступлениях, стихийных бедствиях и катастрофах занимают большую часть эфирного времени радио-и телевизионных новостных программ, а также страницы журналов. На информационные услуги влияют транснациональные корпорации. Чтобы оставаться конкурентоспособными на информационном рынке, СМИ прибегали к различным методам, одним из которых является погоня за сенсационным материалом. Политические комментаторы все чаще рассказывают своей аудитории о заговоре и с меньшей вероятностью затрагивают вопросы, важные для обычных граждан. Журналисты, освещающие экономические вопросы, часто даже не знают, что они работают
Фрагмент для ознакомления
3
1. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – С. 4322.
2. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: федер. закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ, ред. от 03.07.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - №7. – С. 2570.
1. Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – №1. – С. 12–21.
2. Амиров А.А. Взаимодействие средств массовой информации и власти / А.А. Амиров, А.С. Чаплыгин // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 166-170.
3. Балуев Д.Г. «Новые» средства массовой информации как феномен современного общества: проблемы теоретического осмысления // Информационное общество. – 2014. – №1. – С. 32–37.
4. Взаимодействие СМИ и властных структур в российских регионах. Щепилова Г.Г., Бурьянова М.В. // Медиаскоп (электронный журнал). – 2014. - № 4. - с. 1-18
5. Горохов В.М. Средства массовой информации в системе политической коммуникации: Учебник / Под ред. В.М. Горохова. – М.: Спартак, 2016. – 285 с.
6. Дзялошинский И.М. СМИ и гражданское общество / И.М. Дзялошинский // Актуальные проблемы Европы. – 2014. – №2. – С. 192–209
7. Ермаков В.А. Влияние средств массовой информации на формирование профессиональных иллюзий студентов / В.А. Ермаков, Ю.В. Бажданова // Интерактивная наука – № 9. – С. 56-59
8. Завьялов А.А. Власть и средства массовой информации: проблема взаимозависимости // Наука и бизнес: пути развития. – 2015. – №6 (48). – С. 28–32.
9. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста: Учебное пособие / А.В. Колесников. ‒ М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2015. – 334 с.
10. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста. ‒ СПб, 2018. ‒ С. 37-54.
11. Крылова Н.Ю. Формирование коммуникативной компетенции в чтении и аудировании на материале новостных текстов: 1 сертификационный уровень: диссертация канд. пед. наук Н.Ю. Крыловой. – М., 2018. – 188 с.
12. Лободенко Л.К. Специфика медиатекста региональных ИнтернетСМИ / Л.К. Лободенко, О.Н. Зайкова // Вестник ЮУрГУ. Серия « Лингвистика». – 2015. – Т. 12, № 4. ‒ С. 38–44.
13. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: Гардарики, 2017. – 462 с.
14. Никитин А. Между журналистикой и пиаристикой / А.Никитин // Эволюция жанров в российской журналистике. Сб. научных статей Всероссийских научно-практических конференций. ‒ Самара: Порто-принт, 2015. – 380 с.
15. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество / В.Ф. Олешко. ‒ М., 2013. – 160 с.
16. Пантелеев Б. Восстановить доверие к СМИ! // ЭЖ-Юрист. – 2016. – №21. – с. 66-69
17. Плониш В.Ю. Теория и практика массовой информации. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2016.-168с.
18. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2016. - 651 с.
19. Романов А.А. Массовые коммуникации. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 236 с
20. Садовская Е. С. Типология публицистических жанров и литературно-критические тексты // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8-2(50). -С. 156-159.
21. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014. – 420 с.
22. Уваров А.А. Средства массовой информации как институт гражданского общества (правовые аспекты) // Российская юстиция. – 2014. – №6. – С. 3–7.
23. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - СПб. : Питер, 2014. - 400 с.
24. Филатова О. Г. Социология массовой коммуникации. - М. : Гардарики, 2017. - 304 с.
25. Хоконов А.А. Развитие гражданского общества в России (проблемы и противоречия) / А.А. Хоконов. – Власть, 2013. – №10. – С.32–3.
26. Черных А. И. Социология массовых коммуникаций. - М. : ГУ ВШЭ, 2016. - 452 с.