Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Даже говоря на одном языке, люди не всегда могут правильно понимать друг друга, и причиной этого зачастую является расхождение культур.
Диалектика отношений между представителями разных культур неразрывно связана с системой наук о культуре. Существование культурогенной бинарной оппозиции «мы или враги», развитие и функционирование системы автостереотипов (штампованных образов собственной культуры) и гетеростереотипов (клише восприятия чужой культуры) являются предметом изучения многих научных дисциплин - культурологии. исследования, социология, семиотика, концепции межкультурной коммуникации и т.д.
Актуальность данного исследования заключается в том, что практика последних десятилетий показала, насколько трагичными могут быть последствия недооценки проблем межкультурной коммуникации, формирования порой совершенно необоснованных образов врага в лице представителей других культур, и Сэмюэл Хантингтон, политолог из Гарвардского университета в Соединенные Штаты прогнозируют, что Третья мировая война станет войной культур и цивилизаций. Таким образом, проблема восприятия чужой культуры является одной из самых актуальных проблем современности.
В теоретической и методологической области межкультурной коммуникации язык является важнейшей предпосылкой понимания другой культуры. У каждого народа есть свое видение окружающего мира, записанное в его лексиконе.
Именно в межкультурном языковом контакте взаимное влияние культур происходит через идейно-мировоззренческие, религиозные и нравственные ценности коммуникантов, вступающих в диалог. Поэтому лингвокультурологические исследования межкультурной коммуникации утверждают, что без глубокого понимания языковых особенностей другой культуры адекватное межкультурное взаимодействие невозможно.
Язык — это сокровище, копилка, резервуар культуры; оно хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиомах, в пословицах, поговорках, фольклоре. Таким образом, язык может сыграть ключевую роль в решении проблем межкультурного непонимания.
Объектом исследования является русская лексика
Предметом исследования является русская предметная и бытовая культурно-специфическая лексика теоретический и прикладной аспекты
Целью данного исследования является изучение особенности русской предметной и бытовой культурно-специфической лексики теоретический и прикладной аспекты
Методы исследования. Для достижения поставленной цели используются комплекс методов анализа, среди которых дескриптивный анализ, сравнительный анализ, статистические методы, а также методы семантического анализа и интерпретации текстов.
Практическая база. Основой для исследования являются тексты современной русской литературы, языковые корпусы, учебные пособия по русскому языку, а также собранные лингвистические данные.
Структура работы:Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе будет рассмотрено понятие лексики и предметно- бытовая лексика русского языка.
Во второй главе будет рассмотрено взаимодействие языка и культуры, а также культурно-специфическая лексика .
Глава 1. Особенности русской предметной лексики
1.1.Лексика. Лексическое значение слова
В лексике (греч. «lexis» — слово, выражение) изучается словарный запас языка.
Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выражать свои мысли. Чтение особенно обогащает речь. Если во время чтения вы встретите новые слова, вам необходимо выяснить их значение и постараться их запомнить.
Лексика языка постоянно развивается: некоторые слова исчезают, потому что то, что этими словами называлось и обозначалось, перестает существовать; некоторые слова как бы обозначают (называют) новые предметы, их действия, их признаки и т. д.
Богатство русского языка проявляется главным образом в словарном запасе. Трудно пересчитать все слова русского языка и включить их даже в самые большие словари. Среди них самым крупным является «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах, содержащий более 120 000 слов.
Чтобы понять друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, хотя для выразительной речи этого недостаточно. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина и др. состоят примерно из 7000 слов.
Богатство словарного запаса русского языка создается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, близких по значению (синонимов); слова с противоположным значением (антонимы); устойчивые сочетания, пословицы и поговорки.
С течением времени лексическое значение слов может меняться.
Слово – важнейшая единица языка. С помощью слов называются все разнообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Слово может выполнять эту роль, поскольку оно имеет определенное значение, значение, называемое лексическим значением.
В лексическом смысле слова отражают представления людей о существенных сторонах предметов, действий и знаков.
Однако в языке есть много слов с лексическим значением, которое невозможно визуализировать, например: грамматика, искусство, цель; искусственная жесть; обсудить и так далее.
Лексическое значение слов поясняется (интерпретируется) в толковых словарях следующими способами:
подбор слов (синонимов), близких по лексическому значению: аккуратный – точный, пунктуальный;
Описание: аккуратный – поддержание порядка, аккуратность.
В русском языке есть слова с разным лексическим значением, которые различаются по написанию на одну букву, но произносятся эти слова одинаково: флаг развевается, а промышленность развивается; хорошая компания, но предвыборная кампания и прочее.
Правильность словоупотребления состоит в соблюдении лексических норм русского литературного языка, в умении употреблять слова в письменной и устной речи в полном соответствии с их установившимися и закрепленными в языке лексическими значениями.
Неточность в выборе слов и речевые ошибки вызваны тем, что пишущий (говорящий) использует слова, лексическое значение которых он не понимает или понимает не совсем правильно. Таким образом, слово «prance» означает «искусство верховой езды», например, лихие смельчаки, скачущие на лошадях. (Р.) Из-за непонимания писателем различий в лексическом значении слов идти, ездить («двигаться, передвигаться на чем-то») и гарцевать, допущена лексическая ошибка в следующем предложении: Ионыч гарцует на стуле с ленивый кучер на козлах. Естественно, нельзя «гарцевать на стуле»; а в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится, что доктор Старцев «… едет на тройке с колокольчиками, а Пантелеймон сидит на ящике».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березин Ф. М. Общее языкознание: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101"яз. и лит". - М.: просвещение, 2019.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2021.
3. Введение в языкознание: Учебник/Г. В. Глинских, О. В. Петрова - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2019.
4. Виноградов В. В. вопрос об историческом словаре русского литературного языка 18в. - 20в. // В. В. Виноградов. Лексикология и лексикография: избранные труды. - М.: Наука, 2021.
5. Виноградов В. В. К истории лексики русского лит. языка (1987) // Виноградов. Лексикология и лексикография: избранные труды. - М.: Наука, 2019.
6. Вишнякова О. В. Паронимы современного русского языка. - М., 2019.
7. Голуб И. Г. Русский язык и культура речи, уч. пос. для ВУЗов. М.: Логос, 2020.-432 с.
8. Ипполитова И. А. Князева О.Ю. Саввова М. Р. Русский язык и культура речи; М.: Проспект; 2021.
9. Колтунова М. В. Деловое общение: нормы, риторика, этикет; издание 2-е, дополненное; Москва, «Логос»; 2020.
10. Калинин А. В. Русская лексика. М., 2017.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. - М., 2020.
12. Культура русской речи /Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. - М., 2019.
13. Кодухов В. И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 "Русс. яз. и лит". - М.: Просвещение, 2019.
14. Кодухов В. И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. Специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высш. школа, 2021.
15. Современный русский язык. Н. С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М. И. Фомин. М.: Просвещение, 2021.