Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению 6
1.1. Анализ понятия девиантное поведение личности 6
1.2. Средства и способы социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению 10
Глава 2. Методические аспекты социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению 15
2.1. Организационно-педагогические условия социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению 15
2.2. Методические рекомендации по социально-педагогической 18
работе с подростками, склонными к девиантному поведению 18
Заключение 28
Список использованных источников 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной и социальной среде наблюдается непрерывный динамизм различного рода процессов. Речь может идти об обострении всевозможных конфликтов внутри социума, или возникновение определённых противоречий. Эти процессы, так, или иначе связаны с отклонением поведения субъектов в социуме, чьё поведение называют девиантным.
Чаще всего в образовательной и социальной практике говорят о девиантном поведении подростков, поскольку взрослые люди уже имеют ярко выраженные личностные качества, положительного, или отрицательного характера. Исследователи в области педагогики, психологии, социологии и др. лишь усиливают свою работу в этом направлении, поскольку девиаций в поведении людей с течением времени не становится меньше.
Чаще всего при этом говорят об исследованиях девиантного поведения детей подросткового возраста и молодых людей юношеского возраста, поскольку именно в этом возрасте негативные проявления возникают достаточно часто.
Можно говорить о том, что девиантное поведение – это достаточно распространенный в наше время феномен, который сопровождает процесс социализации и возрастного развития детей подросткового возраста. При расмотрении вопросов такого содержания важно помнить о том, что девиации в поведении осознаются людьми далеко не всегда, если вообще осознаются.
Многочисленные практические исследования в этой области говорят о том, что все эти процессы лишь нарастают и это нельзя объяснить лишь современной ситуацией развития российского общества. Отклоняющееся поведение субъектов лишь нарастает. Что касается подростков, то практика показывает, что именно они являются самыми незащищенными и неподготовленными личностями в современном социуме.
Это говорит о том, что подростки, в отличие от взрослых людей с негативным поведением не имеют никакого жизненного опыта. Их поведение и деятельность транслируются из той социальной среды, в которой они жили и росли, и это прежде всего проблемы самой семьи.
Подростки не имеют сформированных жизненных, или житейских ценностей. Тем не менее, зрелые девиантные личности вырастают именно из таких подростков, поскольку в их понимании и сознании произошло закрепление негативных тенденций общественного развития. В связи с чем, можно говрить о том, что девиантное поведение личности является фундаментальной психолого-педагогической проблемой, которую изучает и которой занимаются социальные, юридические, психологические службы.
Образовательная и социальная практика говорит о том, что существуют некоторые противоречия между достаточным количеством теоретических наработок в области социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению и недостаточным количеством методических, диагностических и оценочных материалов в данной области деятельности.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
Объект исследования: процесс социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективной профилактической и социально-педагогической деятельности педагогов с подростками, имеющими девиантное поведение, можно достичь при условии использования разнообразных средств досуговой и продуктивной общественной деятельности, что повлечёт за собой формирование личностно-значимых ценностей подростков.
Предмет исследования: формы и методы социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
Задачи:
1. Провести анализ понятия девиантное поведение личности.
2. Изучить средства и способы социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
3. Описать организационно-педагогические условия социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
4. Предложить методические рекомендации по социально-педагогической работе с подростками, склонными к девиантному поведению.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками, склонными к девиантному поведению
1.1. Анализ понятия девиантное поведение личности
Девиантное поведение субъектов всегда относилось к психолого-педагогическим проблемам личности. Это явление рассматривается как нарушение процесса социализации. Исследователи Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов, Ю.А. Клейберг и др. изучали девиантное поведение подростков и отмечали, что девиантное поведение должно быть сосредоточено на изучении личностных характеристик субъекта.
В настоящее время психолого-педагогические исследования в этой области также актуальны. Часто рассматриваются необходимые нормы и ценности для формирования необходимых личностных качеств подростков, чтобы каким – либо образом избежать проблем девиантного поведения личности.
Учёные отмечают, что главную роль в профилактике девиантного поведения играет семья и социальное окружение. Исследователи Л.А. Ральникова, С.Л. Сибиряков и др. предлагали различные классификации девиантного поведения подростков. По их мнению, основная причина девиации субъекта заключается в возникновении противоречия между целями социума и средствами их достижения.
Средства достижения должны быть социально одобряемыми. Если это не наблюдается, возникает девиантное поведение. Девиантное поведение всегда идёт вразрез с ожиданиями активного социума. Проявляется такого рода поведение у всех по-разному и отклонения в поведении личности также может быть совершенно различным и отличным от всех остальных [7].
Девиантное поведение всегда индивидуально. Оно представляет собой конкретные личностные поступки, запрещенные нормами права и морали. Можно говорить о том, что девиация – это действия, которые не соответствуют официально установленным правилам. Психологи рассматривают отдельную отрасль науки - психология девиантного поведения. Она изучает процессы и механизмы возникновения и формирования отклоняющихся норм поведения личности. Эта же отрасль психологии рассматривает соответствующие способы и методы коррекции [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С.Л. Профилактика девиантного поведения молодежи:
психолого-правовой аспект [Текст] / С. Л. Алексеев // Казанский педагогический журнал. – 2017. – No3. – С. 94-102.
2. Арцимович, И. В. Характеристика субъективности подростков-
девиантнов [Текст] / И. В. Арцимович //Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и
психология». – 2015. – No1. – С. 36-46.
3. Ахвердова, О.А. К вопросу исследования самосознания у
подростков с девиантным стереотипом поведения [Текст] / О. А. Ахвередова,
И.Н. Польшакова// Наука. Инновации. Технологии. – 2016. – No73. – С. 128-
132.
4. Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие [Текст] / И. А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. –141 с.
5. Вахремеева, О. А. Меры по профилактике девиантного поведения
детей-сирот [Электронный ресурс] / О. А. Вахремеева. – URL:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения:
21.04.2024).
6. Воронцова, М.В. Теория деструктивности [Текст] / М.В. Воронцова,
В.Н. Макаров, Т.В. Бюндюгова. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2014. –
360 с.
7. Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль [Текст] /
Н. В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нижнекамск: Нижнекамский
химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТ», 2015. – 170 с.
8. Данилова, И.А. Социология и психология управления [Текст] /
И.А. Данилова, Р.Н. Нуриева. – 2-е изд., стереот. – М.: Окей-книга, 2017. –
112 с.
9. Денисов, И.Г. Организация социально-психологического тренинга
профилактики асоциального поведения подростков [Текст] / И. Г. Денисов // Вестник ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – No4 (26). – С. 133-136.
10. Дикусар, Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного
поведения несовершеннолетних [Текст] / Я. С. Дискусар // Вестник Южно-
Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. –
2017. – No4. – С. 28-33.
11. Картушина, Л.С. Предупреждение девиантного поведения
младших школьников посредством арт-педагогических технологий [Текст] /
Л.С. Картушина // Проблемы современного педагогического образования. –
2016. – No4 (50). – С. 157-163.
12. Книжникова, С. В. Девиантология для педагогов и психологов [Текст] / С. В. Книжникова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 363 с.
13. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция,
реабилитация [Текст] / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова; отв. ред.
Г. Л. Стольникова. – М.: Владос, 2014. – 286 с.
14. Колесникова, Г. И. Девиантология – наука о девиантном поведении
детей, подростков, взрослых: учебное пособие [Текст] / Г. И. Колесникова. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 235 с.
15. Шутова, Н.В. Поверь в себя. Программа профилактики
девиантного поведения подростков в возрасте от 10 до 18 лет, в условиях
проживания в отделении для несовершеннолетних «Социальный приют для
детей» [Электронный ресурс] / Н. В. Шутова. – Белоярский, 2018. – URL:
http://methodcentr.ru/Bank/bank/296.pdf (дата обращения:21.04.2024).