Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В системе современного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в образовательных организациях, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Тем не менее, вопросы адаптации детей к образовательному процессу в школе остаются актуальными и неизменными, особенно, если речь идёт о младших школьниках.
ФГОС начального образования (ФГОС НОО) обусловил необходимость поиска новых педагогических средств, которые призваны обеспечить эффективное интеллектуальное и социальное развитие детей младшего школьного возраста и их успешную адаптацию при переходе из младшей школы, в основную. В связи с этим специалисты много говорят о таких явлениях как адаптация ребёнка, его успешная социализация в любой образовательной организации и др.
Особое внимание должно уделяться процессу адаптации детей посредством их приобщения к традициям и нормам, как в урочной деятельности, так и во вне урочной. Именно это должно обеспечить их гармоничное всестороннее личностное развитие с учетом современных требований социума и образовательной среды.
Успешная адаптация школьника при переходе с одного образовательного уровня на другой, способна во многом определить его дальнейшую школьную жизнь и придать уверенность в будущей взрослой жизни.
Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем современной школы. Про школьную дезадаптацию в этом случае, можно сказать, что это, прежде всего профилактика и способы преодоления детского негативизма, который может возникнуть у школьника в случае его неудачной адаптации при переходе на последующую образовательную ступень.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость адаптации младших школьников при переходе к обучению в среднем звене.
Объект исследования: процесс адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.
Предмет исследования: формы и способы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.
Задачи:
1. Провести анализ понятия адаптация школьников к обучению в среднем звене.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.
3.Изучить средства и способы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и научных работ по теме исследования; классификация; моделирование.
Эмпирические: опросные методы, беседа, наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
1. Анализ понятия адаптация школьников к обучению в среднем звене школы
Под адаптацией школьников к обучению в среднем звене школы понимают необходимость ориентации школьников в новой системе обучения, где помимо основного учителя появляются педагоги предметники, предъявляющие новые требования к процессу обучения. Адаптация школьников к обучению в среднем звене включает в себя следующие аспекты:
-освоение содержания новых предметов;
-смена классного коллектива;
-появление новых педагогов;
-самостоятельность при выполнении домашнего задания по всем предметам и др.
Роль адаптации к школе при обучении школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского обучения и развития ребёнка в процессе его адаптации к учёбе в школе исследовали педагоги и психологи Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др. Адаптацию ребёнка к школе на любой из образовательных ступеней, специалисты рассматривают как психологическую проблему.
Особенности адаптации школьника при переходе в основную школу заключаются в следующем. Учебная адаптация учащегося при переходе из начальной в основную школу – это процесс взаимодействия пятиклассника и субъектов образовательной среды основной школы. В результате этого взаимодействия должно установиться оптимальное соответствие возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ученика, которые он получил на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития [20].
В период адаптации в основной школе ученики испытывают трудности самого различного характера:
-социально-эмоциональные
-учебные
-режимные.
Для наиболее эффективного решения этих проблем важно обеспечить взаимодействие педагогов и родителей воспитанников. К основным негативным проявлениям, которые могут возникнуть при переходе к обучению в 5 класс, могут возникнуть следующие:
-снижение успеваемости детей;
-снижение интереса к учёбе;
-напряжённые отношения с учителями и сверстниками;
-отстранение от взрослых.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста: способы реализации [Текст] / П.А. Адамова, В.В. Винникова, Т.М. Газарова // Образование и воспитание. – 2017. – No 2. – С.21-24.
2. Алиева, Ш.Г. Cоциальное развитие младших школьников [Текст] / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – No 2. – С.711-715.
3. Борисова, К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности [Текст] / К.О. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж: Ритм. - 2017. – С.14-17.
4. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь. - 2002. – 80 с.
5. Евтеева, Е.С. Влияние детско-родительских отношений на развитие социальной успешности младших школьников [Текст] / Е.С. Евтеева // Молодежь XXIвека: образование, наука, инновации: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: НГПУ. - 2017. – С.95-96.
6. Забродина, А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в социальном развитии младших школьников [Текст] / А.В. Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец. - 2017. – С.336-338.
7. Зайцева, Е.А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – No 1. – С. 946-948.
8. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка в период детства [Текст] / М.А. Иваненко // автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / М.А. Иваненко. – Екатеринбург. - 2015. – 23 с.
9. Калинина, Е.А. Развитие социального опыта во внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Калинина // Наука и социум: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: СИПСПСР, 2017. – С.73-75.
10. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка [Текст] / Л.В. Кокуева. – М.: АРКТИ. - 2016. – 112 с.
11. Левина, И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации [Текст] / И.Л. Левина // автореф. дисс. д-ра. мед. н. / И.Л. Левина. – Томск, 2013. – 42 с.
12. Любецкая, Т.А. Внеурочная деятельность младших школьников как фактор всестороннего развития личности [Текст] / Т.А. Любецкая, Н.А. Толмачева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. тр. науч. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. – С.185- 188.
13. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема [Текст] / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – No 6. – С.799-803.
14. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2015 г. – М.: Буки-Веди. - 2015. – С.59-62.
15. Мулдашева, М.М. Внеурочная деятельность младших школьников как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / М.М. Мулдашева // Новые технологии в образовании: сб. тр. науч. конф. – М.: Перо. - 2017. – С.60-63.
16. Пащенко, Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе [Текст] / Т.В. Пащенко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, сентябрь 2013 г. – Новосибирск: НСК.: СибАК. - 2013. – С.127-132.
17. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности младших школьников [Текст] / И.В. Петрова // Поволжский педагогический поиск. – 2015 г. – No 2 (12). – С.56-59.
18. Попова, С.В. Социально-эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / С.В. Попова, С.Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – No5 . – С.260-263.
19. Потемкина, Ю.С. Развитие социального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Ю.С. Потемкина, Е.А. Соловьева // Мир педагогики и психологии. – 2017. – No 6 (11). – С.143-153.
Родионова, Л.А. Социально-коммуникативное развитие младших школьников как одно из приоритетных направлений образования детей [Текст] / Л.А. Родионова, С.В. Пазухина. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. Санкт- Петербург, декабрь 2017 г. – СПб.: Свое издательство. - 2017. – С.63-65.
20. Рябова, Е.Ю. Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников [Текст] / Е.Ю. Рябова // Перспективы развития научных исследований: сб. тр. науч. конф. – Нефтекамск: Мир науки. - 2016. – С.131-134.
21. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ. - 2015. – 72 с.
22. Смородинова, З.И. Развитие социальной компетентности младшего школьника [Текст] / З.И. Смородинова // Научный альманах. – 2016. – No 6 (19). – С.390-393.
23. Социальное развитие младших школьников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель. - 2013. – 231 с.
24. Сутковая, Н.В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы [Текст] / Н.В. Сутковая // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар, февраль 2017 г. – Краснодар: Новация. - 2017. – С.29-33.
25. Хохлова, В.А. Коллективные творческие дела в социальном развитии младших школьников [Текст] / В.А. Хохлова // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества: сб. тр. науч. конф. – Уфа: Аэтерна. - 2017. – С.138-140.
26. Шаймарданова, Л.Ш. Внеурочная деятельность в начальной школе как фактор развития личности младшего школьника [Текст] / Л.Ш. Шаймарданова, А.С. Леонтьева // Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования: сб. тр. науч. конф. – Прага: Vеdecko vydavatelskе centrum «Sociosfеra-CZ». - 2018. – С.62-64.