Фрагмент для ознакомления
2
Маркетинговые исследование играют ключевую роль в современном бизнесе. В современном динамичном мире, где рыночные условия постоянно меняются, и потребители становятся все более требовательными, понимание текущих тенденций и потребностей рынка становится необходимостью для выживания и обеспечения конкурентоспособности любого бизнеса.
Во-первых, быстрое развитие технологий и информационных средств создает новые возможности и вызовы для брендов. С развитием интернета и социальных медиа потребители получают более широкий доступ к информации и становятся все более требовательными. Поэтому компаниям нужно вести постоянный мониторинг и анализа трендов, чтобы эффективно взаимодействовать с аудиторией и адаптировать под нее свои маркетинговые стратегии.
Во-вторых, смена демографических и социокультурных трендов также оказывает влияние на предпочтения и потребительское поведение. Например, увеличение числа миллениалов в качестве ключевой целевой аудитории требует от компаний инновационных подходов к маркетингу, учитывая интересы данного сегмента потребителей.
Третий фактор, подчеркивающий актуальность маркетинговых исследований, - это рост конкуренции на рынке. Быстрое развитие мировой экономики и глобализация делают рынки более насыщенными. В такой среде только те компании, которые тщательно изучают свой рынок и постоянно совершенствуют свои стратегии маркетинга, способны выделиться и добиться успеха.
Таким образом, в современном бизнесе актуальность маркетинговых исследований и анализа товарного рынка трудно переоценить. Эти инструменты позволяют компаниям быть в курсе последних тенденций и изменений на рынке, понимать потребности и предпочтения своих клиентов, и, что самое важное, разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии маркетинга, способные обеспечить конкурентное преимущество и удовлетворить потребности рынка.
Весомый вклад в становление теоретических и прикладных основ маркетинговых исследований сделали Азарян, А. М., Акулич, И.Л., Амблер Т., Балабанова, Л.В. Котлер Ф., Третьяк О.А., Уманова Ю.Д., Фатхутдинов, Р.А., и др. Однако, несмотря на разнообразие подходов к данной проблематике, единой универсальной концепции маркетинговых исследований так и не разработано.
Целью данной курсовой работы является маркетинговое исследование и анализ конкретного товарного рынка города Ижевска.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
исследовать рынок кондитерских изделий города Ижевска и провести анализ потребительских предпочтений;
сформулировать выводы на основании полученных данных;
разработать рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности производителей кондитерских изделий.
Объектом исследования является рынок кондитерских изделий города Ижевска.
Предметом исследования является маркетинговое исследование рынка кондитерских изделий города Ижевска.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, сравнение, анкетирование, количественный и качественней анализ данных, и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Организация маркетингового исследования: определение проблемы, гипотез, целей и задач исследования
Процесс маркетингового исследования представляет собой определенную последовательность работ по проведению маркетинговых исследований. Степень детализации работ определяет количество этапов. В разных источниках можно встретить упоминание о количестве этапов от 5 до 12.
Однако, в большинстве источников авторы, исходя из содержания работ, их определенной автономности и возможности выделения промежуточных результатов, в процессе маркетингового исследования выделяют шесть этапов [9]:
1) определение проблемы;
2) разработка подходов к решению проблемы;
3) разработка плана маркетинговых исследований;
4) реализация плана исследования;
5) обработка и анализ данных;
6) подготовка и предоставление отчета и презентации.
Маркетинговые исследования отражают формализованный порядок действий по проведению практически любого действия. На каждом этапе формулируют свои задачи, на основе чего реализуется подход управления процессом маркетингового исследования.
Руководство любого предприятия, исходя из положения на рынке, характера поставленных целей и задач, стратегии действий вынуждено решать, какие маркетинговые исследования и в какой последовательности проводить, человеческие и финансовые ресурсы задействовать, что можно сделать своими силами, какие исследования выгоднее заказать внешним исполнителям.
От любого исследования заказчик ожидает [9]:
оперативности;
информативности;
достоверности;
эффективности, то есть возможности дальнейшего использования и применения полученных данных.
Для достижения желаемого результата, то есть получения результатов маркетингового исследования в виде отчета, возможны несколько альтернативных путей [2]:
приобретение готового отчета;
проведение маркетингового исследования собственными силами;
привлечение исследованиям сторонней организации (аутсорсинг);
комбинации из предыдущих вариантов.
При выборе вариантов проведения маркетинговых исследований необходимо учитывать следующие факторы [2]:
стоимость исследования - самым дешевым вариантом является приобретение готового отчета;
наличие специалистов необходимой квалификации по проведению исследований - особенно важно при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработке полученных результатов;
глубокое знание технических особенностей продукта, торговой марки – конечно, специалисты компании знают их лучше, и нередко эти знания не так просто и быстро можно передать специалистам других организаций;
объективность - специалисты сторонних компаний конечно будут больше объективными в своих оценках;
конфиденциальность - лучше сохраняется при проведении маркетинговых исследований сотрудниками компании.
Комбинируя различные способы получения маркетинговой информации в тех или иных условиях, можно достичь оптимального соотношения по выбранным критериям. Более подробно плюсы и минусы каждого из вариантов рассмотрены в следующих разделах.
Независимо от того, каким путем будут проводиться исследования, для
того, чтобы расходы на них были оправданными и результаты действительно помогали в процессе принятия управленческих решений, необходимо соблюдать определенные правила [3]:
включать в планы маркетинговой деятельности компании меры по проведению конкретных маркетинговых исследований. Одной из задач планирования является формирование графика проведения маркетинговых исследований таким образом, чтобы их результаты были получены вовремя и могли быть использованы для принятия решений;
планировать бюджет на проведение маркетинговых исследований и пытаться не выходить за его рамки. Как правило, в практике успешных компаний бюджет на проведение исследований составляет 4-7% от общего бюджета на маркетинговые мероприятия. Недостаточное финансирование исследований может привести к тому, что проект не будет выполнен должным образом и в полном объеме, а его результаты будут недостаточно точны;
планировать бюджет на реализацию результатов исследований, поскольку, если финансовых ресурсов будет достаточно лишь для проведения исследования, но недостаточно для использования его результатов, то такой исследовательский проект не имеет смысла;
если в компании отсутствует отдел маркетинга или маркетолог, то для решения исследовательских задач лучше всего установление долговременного взаимовыгодного сотрудничества с исследовательской компанией или приглашение в качестве консультанта независимого маркетолога.
Ответ на вопрос «делать собственными силами или заказывать» в значительной степени зависит от содержания исследований и от того, какой метод предполагается использовать. Некоторые исследования (например, опрос корпоративных клиентов), сама компания сделает лучше, чем кто-либо другой. В некоторых случаях (например, подготовка и проведение фокус-группы) без профессионалов будет сложнее. А в отдельных случаях (например, массовые опросы населения) самостоятельно организовать исследования практически невозможно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика : учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — М.: Юрайт, 2019. — 314 с.
2. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования [Текст]: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 304 с.
3. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — М.: Юрайт, 2019. — 474 с.
4. Голубков, Е.П. Основы маркетинговой деятельности: учебник / Е. П. Голубков. – М.: Фин-Пресс, 2018. – 688 с.
5. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 559 с.
6. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
7. Гумплович, Л. Основы социологии. Пер. с нем. / Л. Гумплович. - М.: Ленанд, 2017. - 366 c.
8. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю.Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
9. Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование: учебник для вузов / А. В. Завгородняя. – СПб.: Питер, 2019. – 318 с.
10. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 170 с.
11. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 315 с.
12. Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КД Либроком, 2015. - 248 c.
13. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика : учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин ; под общей редакцией С. В. Карповой. – М.: Юрайт, 2021. – 181 с.
14. Колтунова, Ю. И. Реклама как комплекс маркетинговых коммуникаций / Ю. И. Колтунова // Социально-экономические и правовые основы развития экономики : коллективная монография. – Уфа : Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2019. – С.4.
15. Корнеева, И. В. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – М.: Юрайт, 2021. – 436 с.