Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для умственного развития детей существенное значение имеет овладение математическими понятиями, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование математических представлений у ребенка должно базироваться на сенсорной деятельности предметов, в ходе которой легче усваивается весь объем знаний и умений, сознательно овладевать навыками счета, измерений, приобретать элементарную и прочную основу ориентации в общих математических понятиях.
Важность пространственно-временной организации деятельности ребенка подчеркивают многие авторы. Исследованиям формирования пространственных представлений у детей посвящены работы таких авторов, как Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева, Т.А. Павлова, А.Н. Корнев, О.Б. Иншакова, Е.А. Михайлова, М.Е. Хватцев, И.Н. Садовникова, А.Р. Лурия и другие. Исследования последних лет (А. В. Семенович, С. О. Умрихин, Б. А. Архипов и др.) свидетельствуют о том, что развитие пространственной ориентации и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе как познавательной, так и эмоциональной жизни ребенка.
Однако при подготовке детей к школе внимание уделяется развитию пространственных представлений в связи с формированием математических навыков, а значение этой работы в отношении профилактики нарушений письма (дисграфии) упоминается лишь в работах отдельные исследователи (А.Н. Корнев, О.Б. Иншакова, И.Н. Садовникова, Л.Г. Парамонова).
Это приводит к противоречию: между необходимостью формирования пространственных представлений у дошкольников как условие профилактики дисграфии и недостаточной освоенностью основных направлений и содержания этой работы.
Цель: выявление основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать характеристику задач в современных образовательных программах по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Познакомиться с методикой работы и опытом работы воспитателей по вопросу формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы: изучение и анализ опыта работы по данной теме.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩЕЙ ПРОГРАММОЙ
1.1. Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Многие авторы, занимающиеся проблемой изучения пространственных представлений, относят их к основе, на которой строится вся совокупность высших психических процессов: письмо, счет, чтение и т. д. Основой изучения основных компонентов психического развития являются труды. автор А.В. Семенович и его школы, М.М. Семаго, Нью-Йорк. Семаго и др. Пространственные представления — одна из первых дебютирующих психических функций, но они формируются задолго до онтогенеза [7].
РЕЗЕРВНАЯ АРМИЯ. Павлова определяет пространственную ориентацию как особый тип восприятия, использующий зрительный, слуховой, кинестетический и кинетический анализаторы. Деятельность этих анализаторов составляет общую материальную основу пространственной ориентации. Путем развития условных рефлексов развиваются и совершенствуются анализаторы, обеспечивающие восприятие пространства. При этом выделяют следующие параметры: размер предметов и их изображений, форма, длина, объем, положение предметов относительно воспринимающего их объекта и друг друга. Эти виды восприятия основаны на параметрах объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза в сочетании с двигательными и тактильными ощущениями из прошлого опыта.
В психологическом словаре пространственными представлениями считаются представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, взаимном положении предметов, их поступательном и вращательном движении и т.п.
Как и другие психические процессы, пространственные представления обновляются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, обеспечивающему ориентацию в пространстве и правильную организацию действий в пространстве [4].
В основе формирования пространственных представлений лежат взаимоотношения правого и левого полушарий, а также система координат, постепенно складывающаяся у ребенка в процессе лежания, сидения, ползания и стояния. Возникающие функции ребенка связаны преимущественно с работой правого полушария. От этого зависит зрительно-моторная координация, умение соотносить движение с вертикальными и горизонтальными координатами, умение объединяться в целое и запоминать общее относительное расположение частей, то есть улавливать целостный образ. Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно связанные с тонким анализом и опосредованием языка.
В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование умственных способностей детей: переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим формам, от практического мышления к творческому мышлению. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения и простых форм умозаключения.
Задача обучения — направить познание, направить процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным [3].
На успех обучения дошкольников влияет содержание учебного материала, а также форма его подачи, которая способна вызвать детский интерес и посеять семена знаний в душу ребенка.
Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы проявлялась собственная активность ребенка, чтобы дети могли дискутировать, проверять истину, свободно общаться друг с другом.
Человек, не приученный с детства мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, которые дает ему природа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Психология развития [Текст]: учебник. помощь студентам вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программно-методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 422 с.
3. Ахутина, Т.В. О пространственном восприятии [Текст] / Т.В. Ахутина, Е.В. Золотарева. – М.: Высшая школа, 2011. – 481 с.
4. Безруких, М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет [Текст] / М. Безруких, Л. Морозова. – М., 1995. – 134 с.
5. Беленькая, Л.Я. Взаимосвязь восприятия пространства и времени на разных этапах развития ребенка [Текст] / Л.Я. Беленькая // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2 (6). - стр. 51–55.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников [Текст] / А.В. Беловолосый. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 252 с.
7. Белякова, О.Г. Развитие пространственных представлений [Текст] / О.Г. Белякова. – М.: Просвещение, 2011. – 530 с.
8. Бетелева, Т.Г. Развитие оптико-пространственных функций [Текст] / Т.Г. Бетелева, Н.Г. Манелис // Школа здоровья. – 1997. – № 4. – С. 26.
9. Богуславская, З.М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений о предметах у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская // Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов, 29 июня - 4 июля 1959 г. - М., 1959. - Вып. 1. – С. 145–147. 45
10.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991 – 160 с.
11.Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 24.
12.Веракса, Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР г. Москва,27 июня – 2 июля 1977 г. / Ред. В.В. Давыдов [и др.]. – Ч.1. – М., 1977. – С. 6-7.
13. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. – Т.3 [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1986. – 420 с.
14. Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников [Текст] / Р. Говорова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. – Ч. IV-VI. – СПб. : Питер, 1994. – С. 45–48.
15.Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина. – М. : ЮНИТИДАНА, 2011. – 463 с.