Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Толерантность всегда считалась человеческой добродетелью. Это означало терпимость к различиям между людьми, способность жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека;
Нетерпимость в многоэтническом, многорелигиозном или многокультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.
Проблемы образования и обучения возникают с особой остротой в переломные моменты развития общества, поскольку связаны с коренным изменением требований общества к человеку. В настоящее время в условиях отсутствия общей культуры на фоне низкого уровня социальной жизни, сильного расслоения общества по уровню материальной обеспеченности, происходящего внутри страны, девальвации человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, дети являются одной из наиболее уязвимые категории общества.
Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов выражения человеческой индивидуальности.
Ему благоприятствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Самый эффективный способ предотвращения нетерпимости – это воспитание уважительного отношения к ценностям других, умения проявлять сочувствие, понимать мотивы действий людей и уметь общаться и сотрудничать с людьми, придерживающимися других точек зрения. ориентации и культуры.
Проблема обучения толерантности приобретает особую значимость в условиях многонациональных коллективов, где необходимо предотвращать ситуации неравенства в правах и обязанностях детей. Многоязычие студенческой среды часто приводит к избирательности в общении и национальной изоляции групп.
Воспитание личности с толерантным менталитетом является одной из важнейших проблем современности в связи с глобальными изменениями и неравенством мира, в котором они происходят, следовательно, развитие толерантности к другим культурам, к иному образу жизни личности. молодого поколения становится актуальным.
Объект исследования- толерантность
Предмет исследования- воспитание толерантности школьников
Цель исследования- изучить особенности воспитания толерантности школьников»
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «толерантность»
- определить основы формирование толерантности у современных школьников
- раскрыть причины интолерантного поведения школьников
- определить особенности развития толерантности в системе образования – объективная потребность современного общества
Глава 1. Толерантность как важный показатель культуры человека
1.1. Сущность понятия «толерантность»
Социокультурная ситуация в нашей стране, как и в других многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям других национально-культурных групп.
Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, регулируемую обычаями, традициями и нормами, характерными для определенных стран и культурных общностей.
Представители населения разных стран, каждая отдельная социальная группа, сельские и городские жители – все они живут в мире со своими правилами и нормами, обычаями и традициями, которые выражаются в языке, поведении, религии, особом этническом строе. мнения, социальные институты.
На основе различий в системе морально-этических норм, обычаев и традиций уже в первобытные времена возникали антитезы: «мы — они», «свои — чужие», «я — другой».
Человек как субъект и как личность не существует без другого, этого единства, этой точки отсчета, дающей представление о соразмерности личности по отношению к своей собственной.
Философская категория «Другой» считается центральной в творчестве многих философов.
Современный аргентинский философ и теолог Энрике Дюссель, подчеркивая этический характер латиноамериканской философии и полагая, что существование латиноамериканца в его самобытности можно понять только с позиции этики, считает, что категория «Другой» отражает специфическую позицию Латинской Америки по отношению к Европе.
Фихте использует свою версию этой категории, заключая ее в антитезу:
— «Я есть» — «Это не я», или, как заметил А. Ламартин: «души нет — и весь мир пуст». ММ. Бахтин определил необходимость соразмерности между «собой и другим» понятием «Значимый Другой»;
- сущность человека, его индивидуальность проявляется только в общении, во взаимодействии с другим человеком.
Но в силу индивидуального восприятия окружающего мира каждый по-своему понимает особенности культурной среды представителя аутистической группы, которая определяется как группа, к которой данный человек не принадлежит.
Такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все остальные группы измеряются и соотносятся с ней, называется этноцентризмом.
Факты негативного влияния этноцентризма подтверждаются рядом социологических исследований. Например, еще до распада СССР Институт социологических исследований АН СССР опросил 12 тысяч человек в ряде республик и областей. Выявлено, что существует «значительная распространенность негативных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях». Они имели место в Туркменистане у 54 процентов респондентов, в Кыргызстане у 56 процентов, в Грузии у 55 процентов, в Литве у 64 процентов».
Московский профессор В.Б. Новичков выявил ряд фактов, определяющих негативное и нетерпимое отношение личности к культурным особенностям представителей различных аутистических групп Москвы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. - 2021. - № 3.
2. Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. - СПб.: СПбАППО, 2022.
3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2020.
4. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в политкультурном образовательном пространстве // Начальная школа. - 2019. - № 6.
5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2020.
6. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум, 2023.
7. Бобинова С.В. «Приемы воспитания толерантности», Имидж №5 2022г.
8. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). -- М.: Смысл, 2019.
9. Воспитание толерантности у подростков. [Электронный ресурс].URL: http://sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=158
10. Воспитание толерантности: сб. ст. / под ред. Е.Д. Еремеевой. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2021.
11. Гречко П.К. О границах толерантности // Свободная мысль - XXI. - 2020. - № 10.).
12. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика, 2023, № 4.