Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для умственного развития детей существенное значение имеет овладение математическими понятиями, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование математических представлений у ребенка должно базироваться на сенсорной деятельности предметов, в ходе которой легче усваивается весь объем знаний и умений, сознательно овладевать навыками счета, измерений, приобретать элементарную и прочную основу ориентации в общих математических понятиях.
Важность пространственно-временной организации деятельности ребенка подчеркивают многие авторы. Исследованиям формирования пространственных представлений у детей посвящены работы таких авторов, как Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева, Т.А. Павлова, А.Н. Корнев, О.Б. Иншакова, Е.А. Михайлова, М.Е. Хватцев, И.Н. Садовникова, А.Р. Лурия и другие. Исследования последних лет (А. В. Семенович, С. О. Умрихин, Б. А. Архипов и др.) свидетельствуют о том, что развитие пространственной ориентации и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе как познавательной, так и эмоциональной жизни ребенка.
Однако при подготовке детей к школе внимание уделяется развитию пространственных представлений в связи с формированием математических навыков, а значение этой работы в отношении профилактики нарушений письма (дисграфии) упоминается лишь в работах отдельные исследователи (А.Н. Корнев, О.Б. Иншакова, И.Н. Садовникова, Л.Г. Парамонова).
Это приводит к противоречию: между необходимостью формирования пространственных представлений у дошкольников как условие профилактики дисграфии и недостаточной освоенностью основных направлений и содержания этой работы.
Цель: выявление основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать характеристику задач в современных образовательных программах по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Познакомиться с методикой работы и опытом работы воспитателей по вопросу формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы: изучение и анализ опыта работы по данной теме.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩЕЙ ПРОГРАММОЙ
1.1. Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Многие авторы, занимающиеся проблемой изучения пространственных представлений, относят их к основе, на которой строится вся совокупность высших психических процессов: письмо, счет, чтение и т. д. Основой изучения основных компонентов психического развития являются труды. автор А.В. Семенович и его школы, М.М. Семаго, Нью-Йорк. Семаго и др. Пространственные представления — одна из первых дебютирующих психических функций, но они формируются задолго до онтогенеза [7].
РЕЗЕРВНАЯ АРМИЯ. Павлова определяет пространственную ориентацию как особый тип восприятия, использующий зрительный, слуховой, кинестетический и кинетический анализаторы. Деятельность этих анализаторов составляет общую материальную основу пространственной ориентации. Путем развития условных рефлексов развиваются и совершенствуются анализаторы, обеспечивающие восприятие пространства. При этом выделяют следующие параметры: размер предметов и их изображений, форма, длина, объем, положение предметов относительно воспринимающего их объекта и друг друга. Эти виды восприятия основаны на параметрах объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза в сочетании с двигательными и тактильными ощущениями из прошлого опыта.
В психологическом словаре пространственными представлениями считаются представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, взаимном положении предметов, их поступательном и вращательном движении и т.п.
Как и другие психические процессы, пространственные представления обновляются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, обеспечивающему ориентацию в пространстве и правильную организацию действий в пространстве [4].
В основе формирования пространственных представлений лежат взаимоотношения правого и левого полушарий, а также система координат, постепенно складывающаяся у ребенка в процессе лежания, сидения, ползания и стояния. Возникающие функции ребенка связаны преимущественно с работой правого полушария. От этого зависит зрительно-моторная координация, умение соотносить движение с вертикальными и горизонтальными координатами, умение объединяться в целое и запоминать общее относительное расположение частей, то есть улавливать целостный образ. Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно связанные с тонким анализом и опосредованием языка.
В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование умственных способностей детей: переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим формам, от практического мышления к творческому мышлению. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения и простых форм умозаключения.
Задача обучения — направить познание, направить процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным [3].
На успех обучения дошкольников влияет содержание учебного материала, а также форма его подачи, которая способна вызвать детский интерес и посеять семена знаний в душу ребенка.
Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы проявлялась собственная активность ребенка, чтобы дети могли дискутировать, проверять истину, свободно общаться друг с другом.
Человек, не приученный с детства мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, которые дает ему природа.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать методы, предоставляющие ему возможность понять учебный материал. Необходимо опираться на важный для ребенка вопрос.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Психология развития [Текст]: учебник. помощь студентам вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программно-методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 422 с.
3. Ахутина, Т.В. О пространственном восприятии [Текст] / Т.В. Ахутина, Е.В. Золотарева. – М.: Высшая школа, 2011. – 481 с.
4. Безруких, М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет [Текст] / М. Безруких, Л. Морозова. – М., 1995. – 134 с.
5. Беленькая, Л.Я. Взаимосвязь восприятия пространства и времени на разных этапах развития ребенка [Текст] / Л.Я. Беленькая // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2 (6). - стр. 51–55.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников [Текст] / А.В. Беловолосый. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 252 с.
7. Белякова, О.Г. Развитие пространственных представлений [Текст] / О.Г. Белякова. – М.: Просвещение, 2011. – 530 с.
8. Бетелева, Т.Г. Развитие оптико-пространственных функций [Текст] / Т.Г. Бетелева, Н.Г. Манелис // Школа здоровья. – 1997. – № 4. – С. 26.
9. Богуславская, З.М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений о предметах у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская // Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов, 29 июня - 4 июля 1959 г. - М., 1959. - Вып. 1. – С. 145–147. 45
10.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991 – 160 с.
11.Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 24.
12.Веракса, Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР г. Москва,27 июня – 2 июля 1977 г. / Ред. В.В. Давыдов [и др.]. – Ч.1. – М., 1977. – С. 6-7.
13. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. – Т.3 [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1986. – 420 с.
14. Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников [Текст] / Р. Говорова // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. – Ч. IV-VI. – СПб. : Питер, 1994. – С. 45–48.
15.Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина. – М. : ЮНИТИДАНА, 2011. – 463 с.