Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Спорт – это не только физическая активность, но и своеобразная культура, способствующая развитию здорового образа жизни и объединению людей разных национальностей и вероисповеданий. Спорт - это уникальный мир, полный страсти, эмоций и неожиданностей. Сотни тысяч людей скандируют и визжат, восторженно аплодируют и сопереживают, взлетают на крыльях радости и падают в бездну горя. И в этом мире играют особую роль спортивные журналисты, передающие нам все эти эмоции и события через страницы газет и интернет-ресурсы.
Актуальность темы заключается в том, что писатель, создающий тексты в жанре спортивной журналистики, должен обладать уникальным талантом: уметь запечатлеть момент, передать дух состязаний и вызвать читателя к активной реакции. Жанры спортивной журналистики многогранны, и весьма четко делятся на несколько основных категорий, каждая из которых имеет свои особенности и цель.
Одним из жанров современной спортивной журналистики является спортивный репортаж. Он представляет собой хронологическое описание самого события, анализирует игровую тактику, комментирует действия спортсменов и тренеров, передает эмоции и атмосферу соревнований. Спортивный репортаж позволяет читателю почувствовать себя присутствующим на стадионе или арене и вместе с ним пережить все эмоциональные моменты соревнования.
Однако, кроме репортажей, современная спортивная журналистика предлагает и другие жанры. Например, это интервью с известными спортсменами и тренерами, где можно узнать историю их спортивного пути, научиться чему-то новому, а также увидеть их точку зрения на различные события в спорте. Интервью дают возможность взглянуть на знаменитостей спорта со стороны и узнать их взгляды и мысли.
Таким образом, современная спортивная журналистика предлагает широкий выбор жанров и форматов, позволяющих удовлетворить интересы разных читателей. Она не только информирует о последних спортивных событиях, но и помогает понять и увидеть спорт со всех его сторон – как физическую активность, эмоциональное состояние, историческую культуру и философию.
Объектом исследования становится телеканал «Матч ТВ».
В качестве предмета исследования выступает рассмотрение своеобразия форматов и жанров в спортивной журналистике
Цель работы заключается в исследовании жанров и форматов современной спортивной журналистики.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
-рассмотреть понятие жанра и формата в спортивной журналистике;
-описать общее и различие между жанром и форматом;
-разобрать структуру телеканала «Матч ТВ»;
-выполнить анализ форматов и жанров телеканала «Матч ТВ».
Хронологические рамки исследования – 2019-2023 годы.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски программы Матч-ТВ.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы, посвященные изучению различных аспектов спортивной журналистики: К. А. Алексеев[ Алексеев, К. А. Спортивная журналистика: учеб. пособие – М.: Юрайт, 2012 – С. 213], Е. А., Е.А. Слюсаренко[ Слюсаренко Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: учебное пособие- М.: Московский государственный ун-т им. М.В. Ломоносова, 2020. - 365 с.], Г.Я. Солганик[ Солганик Г. Я. Спорт в зеркале журналистики: учебное пособие. – М.: Мысль, 2019. - 192 с.], Д. А. Туленков[ Туленков Д. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: учебное пособие. – М.: Саратовский государственный университет, 2020. - 113 с.
] и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖАНРОВ И ФОРМАТОВ СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1 Понятие жанра и формата в спортивной журналистике
Журналистика – это искусство передачи информации и публикации фактов через различные медиа-форматы. Жанры журналистики разнообразны и охватывают широкий спектр тематик – от новостей и репортажей до интервью, комментариев и аналитических статей. Каждый жанр имеет свои особенности и форматы, в зависимости от целей и формы представления информации.[ Ольшанский Д.В., Соколова Т.М. Анализ жанрового арсенала спортивной журналистики // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2. С. 10]
В теории отечественной журналистики существует сложившаяся типология жанров, которая имеет удобную для прежних практик структуру. Основной элемент этого деления — информация. Исходя из этого, в советский период развития печатных и электронных медиа сферы работы журналистов были разделены на три группы, отражающихся в теоретическом разделении жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические.[ Галимов А.Н. Сотрудничество спортивной и инфотелеорганизацией // Информационное общество. 2019. Т. 7. № 1. С. 266]
Смена парадигмы развития отечественных СМИ в конце 1980-х – начале 1990-х годов оказала значительное влияние на формирование контента, который стал все более разнообразным в плане жанров и их приоритетности по мере отдаления от советской модели. Однако теоретическое мышление по-прежнему сохраняло методическую верность теории жанров журналистского творчества, что отражалось даже на этапе обучения журналистов. Логика развития профессиональных навыков двигалась от простого к сложному в соответствии с направляющей теории жанров.
Современная медийная практика отображает трансформацию информационной функции СМИ в сторону большей развлекательности и зрелищности. Это объясняется популярностью философии инфотейнмента, как для действующих журналистов, так и для теоретиков. Традиционный взгляд на типологию жанров также корректируется в организации производства эфирного контента, где классические образцы журналистского творчества встраиваются в форматы радио- и телевещания, а также информационных агентств.[ Чернов А.В. Жанровые особенности спортивных теленовостей // Медиакритика. 2020. Т. 5. С. 109]
Подвижность жанра как операционного понятия была осознана теоретиками словесного творчества еще в первой половине XX века. Эта теория пыталась структурировать разнообразную словесную практику, оказывающую влияние на литературу и коммуникацию через новые виды искусства и массовую коммуникацию, такие как кинематограф и радио. Однако новые электронные медиа (радио и телевидение) на первом этапе своего развития ориентировались на существовавшую систему жанров словесного творчества. Это способствовало их становлению как самостоятельных СМИ.[ Зуева О.В. Развитие видеоспортивного жанра в эпоху цифровой трансформации // Журналистика: история, теория, практика. 2022. Т. 9. С. 128]
Типологический генезис структуры отечественного телевидения связан с уже существующими на момент его внедрения в общество СМИ, такими как печатные издания и радио. По мере развития мировой культуры в XIX веке вербальная составляющая массовой коммуникации стала доминирующей, что нашло отражение и в появлении радио как нового технического канала распространения информации. Радио и телевидение объединял общий носитель информации – слово. Именно поэтому первоначальная типология этих медиа была идентичной.
Телевидение как средство передачи информации появилось немного позже радио, и его история развития была практически одинаковой по продолжительности. Однако, телевидение имело мощную эстетическую опору в виде кинематографа. В то же время, функционально телевидение было ближе к радио на первом этапе своего существования, так как оба медиа использовали вербальную составляющую.
Фрагмент для ознакомления
3
Учебники и учебные пособия:
1.Алексеев, К. А. Спортивная журналистика: учеб. пособие – М.: Юрайт, 2012 – 427 с.
2.Корконосенко, С. Г. Основы журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2021. - 265 с.
3.Михайлов С.А. Спортивная журналистика. – СПб.: Питер, 2021 – 214 с.
4. Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист : учебное пособие. - М. : Аспект Пресс, 2020 - 255 с.
5.Слюсаренко Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: учебное пособие- М.: Московский государственный ун-т им. М.В. Ломоносова, 2020. - 365 с.
6. Солганик Г. Я. Спорт в зеркале журналистики: учебное пособие. – М.: Мысль, 20199. - 192 с.
7.Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие— М.: Аспект Пресс, 2019. — 320 с.
8. Туленков Д. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: учебное пособие. – М.: Саратовский государственный университет, 2020. - 113 с.
9.Шарков, Ф.И.. Спортивная журналистика: учебник. — М.: Дашков и К°, 2021 — 184 с.
10. Шахова, П.Л. Основы теории журналистики. Учеб. пособие.. – М.: ЮНИТИ, 2020. - 536 c.
11.Якимович, В. С. Культура в мире спорта: монография – М.: Глобол, 2019. – 126 с.
Статьи:
12. Долгих А.Р. Современное положение спортивной журналистики в России // Омский государственный университет путей сообщения – 2020 – С. 133-136
13. Зодоров, А. И. Социальная проблематика в спортивной журналистике // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. — 2019. — № 1. — С. 53–58.
14.Исаков, А. Е. Спорт в СМИ // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 64-65.
15. Исаков, А. Е. Спортивная журналистика // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 65-67.
16. Колесниченко А. В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2021. - № 1. - С. 51–74.
17.Конева, Д. А. Уровень осведомленности студенческого сообщества о современных видах спорта и возможности их внедрения в повседневную жизнь // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 488-490.
18. Костина, А. И. Спортивное молодежное средство массовой информации // Юный ученый. — 2023. — № 8 (71). — С. 85-86.
19. Ляпун, С. В. Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2019. — № 4 (247). — С. 154–158.
20. Мальцев С. Л., Мальцева Е. С. Спортивный блоггинг в системе интернет-коммуникаций // Современные проблемы и пути повышения конкурентоспособности бизнеса: мат. междунар. науч.-практ. конф. Москва, 17 апреля 2020 года. М.: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт бизнеса и дизайна» - 2020. - С. 357–364.
21.Павлова В.Д., Герега Н.Н. Влияние сми на отношение студентов к здоровому образу жизни и спорту // Вестник науки – 2023 - №5 (62) - С. 1163 - 1168.
22. Пархитько Н. П., Мартыненко С. Е. Жанровая специфика спортивной журналистики // Теории и проблемы политических исследований. - 2019. - № 5А. - С. 194–205.
23. Полонский А.В. Спорт, политика и СМИ в контексте современных геополитических процессов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания – 2024 – №1 – С. 15-24
24. Смирнова, О. В. Конфликт в содержании спортивных СМИ: теоретические и методологические подходы к исследованию // Вестник ВУиТ. — 2022. — № 1 (37). — С. 120–128.
25. Танака Х. Спортивная журналистика Японии: жанровое своеобразие и современные методы медиапроизводства // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. - 2022. - № 1 (255). - С. 73–79.
26.Щербакова, Е. В. Перспективы развития спортивного ритейла в России // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 433-438.
27. Эшкинина У.Ю. Система современных специализированных спортивных интернет-медиа в России // Творчество молодых исследователей – 2021 - № 4 – С. 760-774
Электронные ресурсы:
28.Воронков, П. Спортивная пресса как тип [Электронный ресурс]. Москва, 2019 – URL: http://zhurnal.lib.ru/w/woronkow_p/sport (дата обращения: 22.04.2024).