Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ежедневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности с принятием и признанием родителями ограничений в отношении здоровья своих детей, трудности в отношениях с членами семьи, неадекватные отношения и установки родителей, трудности в переживании болезни ребенка и другие. Семейная ситуация оказывает взаимное влияние как на родителей, так и на детей и других членов семьи, живущих вместе. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, выросший в негативной семейной среде, испытывает трудности в психологическом состоянии и развитии.
Важно подчеркнуть направленность государственной политики на поддержку детей с ОВЗ и их семей.
В семейном кодексе Российской Федерации подчеркивается, что "... родители являются первыми воспитателями ребенка". В семье ребенок приобретает убеждения, социально одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье в наибольшей степени проявляется индивидуальность ребенка, его внутренний мир. По мнению исследователей, то, как будет расти ребенок, какие черты характера у него сформируются, на 70% зависит от родителей.
Рождение в семье ребенка с особенностями в развитии – тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители иногда испытывают трудности с определением своей роли в сложившейся ситуации, не всегда способны создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, учиться и реализовывать себя. Болезнь ребенка часто меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неравные и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.
По мнению психологов, в большинстве случаев матери подвергаются большему стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники "особенного" ребенка. Они чувствуют себя виноватыми в рождении такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что их ребенок "не такой, как все".
"Дети с ограниченными возможностями" – это особая категория детей, они отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития, не позволяющих детям вести полноценную жизнь. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
В него входят дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, в том числе РАС; с задержкой и сложными нарушениями развития.
Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющему психологический или соматический дефект. Тип отношения к дефекту в значительной степени усиливает или, наоборот, ослабляет компенсаторные способности ребенка, успешность его адаптации и развития.
Цель исследования – изучение особенностей сопровождения родителей с детьми с ОВЗ.
Объект исследования – родители с детьми с ОВЗ.
Предмет исследования – особенности сопровождения родителей с детьми с ОВЗ.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику детей с ОВЗ в психолого-педагогической литературе.
2. Описать психолого-педагогическое сопровождение как условие повышения компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Выявить особенности и формы организации взаимодействия с семьями детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках психолого-педагогического сопровождения.
4. Описать психолого-педагогическое консультирование семьи ребенка дошкольного возраста с ОВЗ как базовую форму сопровождения.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы сопровождения родителей с детьми с ОВЗ
1.1 Характеристика детей с ОВЗ в психолого-педагогической литературе
Термин «дети с ОВЗ» отражает потребность общества в особой помощи этой категории детей в реализации их способностей и обязанность гарантировать и защищать их гражданские права. Одним из них является право на получение квалифицированной медицинской, психологической и педагогической помощи и, следовательно, возможность обучения, то есть создания особых условий, способствующих реализации его сохранившегося познавательного потенциала.
Дети с ограниченными возможностями - эт дети, у которых есть различные умственные или физические отклонения, вызывающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью этой категории детей является незавершенность всех этапов их психологического развития. Синонимами этого понятия могут быть следующие определения таких детей: «дети с особыми потребностями»,
«нетипичные дети», «дети с трудностями».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнаутова, Е. П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Особый ребенок – особое отношение. Выпуск 5 / Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая. – Москва : Школьная пресса, 2011.
2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – Москва : АСТ, 2008.
3. Винтаева, Т. Н. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социальной адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностя- ми здоровья / Т. Н. Винтаева, Г. Г. Вареницина, А. А. Тара- быкина // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 4 (9). – С. 87–94.
4. Гладкова, Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия / Ю. А. Гладкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 103–110.
5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва : ГНОМ и Д, 2014. – 448 с.
6. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок : книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Н. Г. Корельская. – Москва : Советский спорт, 2008. – 232 с.
7. Посысоев, Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Посысоев. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.
8. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – 2-е изд. – Москва : АРКТИ, 2014. – 208 с.
9. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченны- ми возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. – Москва : АРКТИ, 2007.
10. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 358 с.
11. Ткачева, В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» / В. В. Ткачева. – Москва : УМК «Психология» : Московский психолого- социальный ин-т, 2006. – 319 с.
12. Ткачева, В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 5/6. – С. 5–19.
13. Яговкина, Л. С. Педагогические условия подготовки родителей к содействию образования детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. – Курган, 2010. – 257 с.
14. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл, 2001. – С. 366.