Фрагмент для ознакомления
2
История масонства охватывает историю формирования многих современных стран. Первые масоны упоминаются в Англии в XVII веке, в то время, когда Россия переживала колоссальные изменения в своем устройстве: преобразовывалась государственная и общественная жизнь, что способствовало проникновению различных западноевропейских идей.
Именно таким образом новое течение - масонство, проникло на территорию нашей страны .
Точной даты появления масонства нет, тем не менее, время происхождения тайного общества относят к эпохе Петра I, который во время своего путешествия в Европу был вовлечен в братство. По возвращении в Россию была основана первая масонская ложа, куда входил и сам император, а мастером был Ф. Лефорт. В братство могли входить и другие сподвижники Петра, но официального подтверждения участия царя и других не существует.
Возможно, что данная теория возникновения масонства в России связана с нововведениями первого императора и ввозом новых, необычных для того общества, традиций из западных стран.
При Екатерине II масонство получило наибольшое развитие. Императрица сама была родом из Европы, где, к тому времени, движение приобрело масштабный характер. Также росту способствовало окружение правительницы. Например, И.П. Елагин в 1772 г. стал великим мастером первой в России Провинциальной ложи. Под его руководством в ложах была создана новая «шведская» система управления, которая признавала право на трон и надеялась на власть Павла I. Екатерина, не желавшая уступать трон, повлияла на отказ от введенной системы и управления масонскими ложами в целом.
В то время проходил Вильгельмсбадский конвент (1782 г.), который и повлиял на устройство масонства в России. Основы, заложенные в России Вильгельмсбадским конвентом, могли принести очень благоприятные плоды. Российское масонство могло вполне стать тем, чем оно является в Швеции: закрытым мужским клубом, школой воспитания чиновников и подданных, институтом, дополняющим церковное (христианское) воспитание. Всего этого было возможно достичь, если не при Екатерине II, то при ее ближайших приемниках. Однако в дело вмешалась политика .
Масонство распространялось хаотично – это считалось модой и привилегией того времени. Тот, кто являлся участником, мог завести выгодные связи, т.к. членами общества являлись богатые и знатные люди.
Но, все же, у течения появилась своя идеология: «Свобода, равенство и братство», что привлекало внимание власти и попасть в ложи стало сложнее.
Вскоре сообщество вынуждено было все больше скрываться. Под конец своего правления Александр I стремился укрепить свою власть, он боялся заговоров, хотя и сам пришел к власти в ходе дворцового переворота. Рост либеральных идей в стране подтолкнул императора к официальному указу. Летом 1822 г. был направлен правовой акт на имя управляющего министерством внутренних дел графа В.П. Кочубея о запрете тайных обществ, в т.ч. масонских лож.
Гонения на масонов продолжились и при Николае I. Рескрипт от 21 апреля 1826 г. практически был продолжением указа 1822 г. Чиновники обязывались подписать документ о непринадлежности ни к одному тайному обществу, также объявлялась амнистия для лиц, не показавших свое членство в масонских ложах во время указа 1822 года, но члены тайных обществ должны были дать показания о своей деятельности в организации.
После проведенной политики тайные общества почти прекратили свое существование в России. Возрождение масонства начинается лишь в начале XX века. Однако после революционных событий 1917 г. масоны вновь преследовались государством, т.к. представляли собой религиозную организацию со своими взглядами на политику.
После распада СССР снова появилась возможность проникновения западной культуры на территорию уже нового государства. 28 апреля 1991 г. в Москве была открыта ложа Великого Востока Франции, получившая название «Северная Звезда». Позже появилась ложа «Свободная Россия».
11 июля 1993 г. были инсталлированы мастерские «Северные Братья», «Девять Муз». В мае 1994 г. была образована «Полярная Звезда» в Архангельске, затем «Северная Пальмира» в Санкт-Петербурге. 12 января 1996 г. возникла московская ложа «Возрождение», которая так и не прошла процесс инсталляции. Однако в 1996 г. при попытке создания собственного национального Ордена российские ложи Великого Востока Франции пережили острый кризис и практически прекратили существование. К настоящему времени Великий Восток Франции имеет в России единственную мастерскую «Москва», созданную в 1997 г., насчитывающую порядка десятка человек .
Масонство в России подвергается периодическими колебаниями и уже не имеет такой распространенности, как это было раньше. Однако сообщество все же получило развитие по всей стране. Многие ложи существуют и в наши дни, но только одна официально зарегистрирована - Великая Ложа России. Великим Мастером с 2008 г. является А.В. Богданов, который баллотировался на пост Президента РФ в том же году.
Главным источником информации по современному российскому масонству являются публикации представителей самих российских лож разных послушаний в сети Интернет и в виде печатных изданий. Кроме соцсетей, определенной популярностью пользуются веб-сайты масонских послушаний и отдельных лож, впрочем, их значение и популярность неуклонно падают вследствие общей тенденции развития Интернета в мире и России. Последние, по времени возникновения российские масонские организации современности, либо не создавали отдельного веб-сайта, либо оставили его в формате «визитной карточки», все равно ведя основную информационную деятельность в социальных сетях .
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что масонство проникло в Россию в XVII в. и развивалось вместе со страной.
Многолетняя история тайной организации затрагивает многие политические события. Так или иначе, с масонством сталкивались русские императоры и выдающиеся деятели – кто-то поддерживал общество франкмасонов, кто-то высказывался против. Идеи масонства притягивали интерес русского общества, сталкивали взгляды людей из разных стран.
1.2 Масонство и его основные идеи
Мировое масонство изначально было предрасположено и к бинарному и к тринитарному мышлению. С одной стороны, постоянный диалог с мировыми религиями лег в основу известной логико-философской антитезы «Свет – Тьма», по аналогии с классической аксиологической парой «Добро – Зло». С другой стороны, к примеру, в учении о «мистическом квадрате», что нашло свое непосредственное отражение и в масонской философской лирике, наметились очевидные тенденции к поиску определенной объединяющей сердцевины.
Этика масонства выдвигает на первый план новое третье звено – концепт Добродетели. По определению М.М. Хераскова, Добродетель – это примиряющее все со всем особое «внутреннее зеркало». Исходно двойственное, бинарное по своей природе (есть отражающая, «светлая», – и темная, «черная» стороны), зеркало на самом деле представляет собой в этом контексте поиск пути к высшей истине мира; триаду с ним образуют представления о Боге (мир вовне человека) и о Совести (мир внутри).
Однако до отношений в системной триаде такая модель еще не эволюционировала: Добродетель первично берет на себя роль некоего «организатора процесса», сознательно занимающего положение «судьи над схваткой». Таким образом, точкой отсчета становятся тенденции триады переходного типа.Обратимся к небольшому экскурсу в историю философии.
Идеал Добродетели еще с античного учения о калокагатии находился в мировой эстетике в неразрывной связи с представлениями о Прекрасном. В Новое время традиция продолжила свое развитие в европейской просветительской мысли. Особенно значимы каноны английской «моральной философии». Значительно активизируются все такого рода умонастроения и в самой переходного характера литературе последней четверти XVIII – начала XIX веков, ознаменованной во многом диалогом и взаимопроникновением сентиментализма и предромантизма.
Показателен в свете проблемы тринитарного мышления и еще один теоретико-методологический момент. Суть его – в том, что если бинарность нередко и контрастна и консервативно-инертна, то триада сразу нацелена на процесс. К. Фишер в свое время противопоставил в этике представления о статичной Святости – и динамичной Добродетели. Последняя связана как раз с «борьбой за нравственность» . Близкий одно время масонам Н.М. Карамзин своеобразно продолжил эту мысль, утверждая, что человеку необходимо «… возвыситься до страсти к добру, питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага…» .
В мировой эстетике, начиная еще с Платона, внутренняя добродетель человека понималась как единственный путь его возвышения, восхождения по «лестнице» постижения мира . Раннее Просвещение в Европе возвращается именно к платоновской теории («Исследование о добродетели и достоинстве» Э. Шефтсбери; «Опыт о человеке» А. Поупа).
Одно из заметных масонских изданий России последней четверти XVIII века журнал «Утренний свет» отмечал: «Добродетель есть красота человеков, творения возвышенного над бездушным и зверским миром …» .
Как видим, по мере эволюции идет движение от триады линейно-нарастающей («бездушный мир» – «первичные чувства человека» – «очищенные гармоничные моральные устои» с Добродетелью во главе) к триаде переходного типа. При таком, более усовершенствованном, раскладе «первичные» чувства образуют «дружественную пару» с «добродетельными знаниями», а венцом, расположенным уже над ними, выступают «возвышенные и очищенные чувства».
Существенный шаг в направлении к тринитарности мышления предпринял один из основателей германской философии Нового времени И.-Г. Зульцер, культовая фигура для российских сентименталистов рубежа XVIII–XIX веков.
Поражает слаженность единомыслия «вольных каменщиков» – как в переводных, так и в оригинальных трудах. С одной стороны, интенсивно переводятся такие сочинения, как «Небесная манна…» В. Вейгеля (с примечательным подзаголовком в русском переложении: о «…чудных неизреченных силах и добродетелях», перевод 1787 года), «Описания трех действующих основания – свойств человеческой души, яко источников моральных добродетелей» А.-С. Флейшера (рукописный вариант переложения – около 1786 года).
С другого полюса – показательны собственные изыски русских теоретиков масонства: «Добродетельная душа, или Нравоучительные правила в пользу и научение юношества…» (1777) А.А. Артемьева; «О добронравии» (1782) С.И. Гамалеи; «О добродетелях» (между 1789 и 1791 гг.) В.М. Милонова; «Начальная дверь к христианскому добронравию…» (1805) А.Ф. Лабзина и ряд других.
Тринитарная система позиционирована очень отчетливо. Над «царством Тьмы», местом обитания падших духов и злых людей, располагаются три неразрывно взаимосвязанных ореола Высшего Света: «чувственный», «духовный» и «не созданный Божественный». Вся эта система и управляет мирозданием . Для человека в этом «окружении» первая ступень к главной цели – «возвращение внутрь сердца нашего» (по терминологии видного масона Захара Карнеева). С этой помощью достигается вторая ступень, более высокого порядка – осознание того, что «…возвышая и познавая себя, человек познает и возвышает всю натуру» . Все это и способствует достижению истинной Гармонии. Не случайно в масонской среде был известен трактат Ф. Видал-Комнена «Гармония мира» (в переводе И.С. Гагарина, конец XVIII века) – «Согласие мира»). Интересная параллель продолжается в художественном творчестве поэтов так называемого «радищевского кружка»: ода В. Дмитриева «Гармония мира» (1809), ранее – «Гимны» Д. Дмитревского в «Московском журнале» Н. Карамзина и некоторые другие). Таким образом, тринитарное мышление достигает итогов главного своего назначения.
В мире, осознаваемом как единство противоположностей Света и Тьмы (сравним речь Ф.П. Ключарева – «Целое масонство есть учение о мрачности и свете», 1783), бинарность изначальна. Масонский путь «просвещения» и «соединения»/слияния с божественной сущностью, как учил один из предтечей мирового масонства Гуго де Бальма, пройти можно только посредством «добронравия» (С. Гамалея), «веры, надежды и любви» (З. Карнеев), «терпения» (И. Карнеев), созидания «внутренней церкви» (Ив. Лопухин). Примиряющая функция тринитарности – неоспорима.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Т. В. Тайные общества в России в первой трети XIX в.: правительственная политика и общественное мнение : дис. ... д-ра ист- наук. СПб. : Нестор-История, 2010. 1101 с.
2) Балашова К. А. Философы петровского времени// Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350 - летию со дня рождения Петра Великого: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2022. С. 124-126
3) Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. С.-Петербург. 2000.
4) Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины Второй. СПб., 1999.
5) Дмитриев А. В. Истоки государственно-правовых идей русских масонов конца XVIII –первой четверти XIX века// XXI российская научно-практическая конференция (с международным участием) (г. Екатеринбург, 12–13 апреля 2019 года). С. 210-215
6) Дмитриева А. А. История масонства в России: от Петра I до наших дней//ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Материалы XIX Международной молодежной научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 51-53
7) Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. М.: ТРИМ, 1993.
8) Каганов Г. З. «Святый град»: Иерусалимские черты в образе Санкт-Петербурга XVIII – начала XIX века // Библия в культуре и искусстве. М., 1996. Вып. XXVIII. С. 175–192
9) Карамзин Н. Что нужно автору? // Русская литературная критика XVIII века. М., 1978. С. 300–302.
10) Карпачев, С. П. Зарождение и развитие масонства в современной России/ С. П. Карпачев – Текст: непосредственный // Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки. – 2008. – № 2(2). – С. 45-53.
11) Клизовский А. Правда о масонстве. Рига, 1990.
12) Коллиз Р. Масонство и оккультизм при дворе Петра Великого.FREEMASONRY AND OCCULT AT THE COURT OF PETER THE GREAT // ARIES. - LEIDEN, 2006. - VOL. 6. - P. 1-26.
13) Кондаков, Ю. Е. Русское масонство и Вильгельмсбадский конвент (1782 г.) / Ю. Е. Кондаков – Текст: непосредственный // Клио. – 2014. – № 11(95). – С. 103-110
14) Лосев А. Классическая калокагатия и ее типы // Вопросы эстетики. 1960. Вып. 3. С. 411–475.
15) Миндлина М.А., Портнова И.В. О семантике масонских знаков в московской архитектуре XVIII века//ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. Труды международной конференции. Российский университет дружбы народов. Москва, 2022. С. 188-199
16) Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. М.: Прогресс, 1990. 304 с
17) Николаева, Т. А. Философские и социально-политические условия зарождения и развития масонства в России/ Т. А. Николаева – Текст: непосредственный //Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. – 2004. – Т. 7, № 2. – С. 274
18) Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки. Издательское общество. ООО «Штрихтон». 1998.
19) Пашкуров А.Н. Тринитарное мышление в религиозно-философском учении масонства в России//ФИЛОLOGOS. 2018. № 3. С. 38-40
20) Попов Д. И. Воспоминания о Иване Владимировиче Лопухине // Гаврюшин Н. К. Юнгов остров. М., 2001. С. 73
21) Сафонов М. М. Петр I – «Великий строитель»//Петр Великий: исследования и открытия. К 350-летию со дня рождения. Материалы Международной научной конференции «Значение преобразований Петра в новой и новейшей истории России». Москва, 17–19 мая 2022 г. / отв. ред. В.Н. Захаров. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 581-590
22) Серков А.И. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. 1222 с.
23) Сложеникина, Ю. В. «Сон. Счастливое общество» А. П. Сумароков: к проблеме вербального кода русского масонского текста / Ю Сложеникина // Вестник Волгоградского гос. университета. Серия 2: Языкознание. – 2011. – №2 (14) – 39 с
24) Халкечева Ф. Р. Оппозиционная направленность и политическая тенденциозность журнала А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»// МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы республиканской научной студенческой сессии. Том Выпуск 13. 2019. С. 348-350
25) Шикан В. Н. Башуцкий А. П. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М., 1989. Т. А–Г. С. 189–192.