Фрагмент для ознакомления
2
Традиционно как в отечественной, так и в зарубежной психологии признается особая значимость детско-родительских отношений и семейной среды в психологическом развитии ребенка. С первых дней жизни ребенка социальная среда представляется ему как система семейного взаимодействия. На первых порах родители ребенка являются единственными носителями общественных отношений и единственным звеном, опосредующим все эти связи ребенка с миром.
На онтогенетическом этапе развития ребенка абсолютно все функциональные, знаковые системы, формы общения с родителями имеют непосредственное отношение к овладению ребенком предметным миром. В общении с родителями формируется потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность и только к 6-7 годам у ребенка выделяется «правильная коммуникативная деятельность».
Начиная с описания подходов к изучению наших проблем, хотелось бы отметить цикл исследований Д. Баумринда, который рассматривает взаимосвязь особенностей характера ребенка с факторами родительского контроля и эмоциональной близости. При анализе психолого-педагогической литературы и собственного психолого-педагогического опыта становится очевидным, что дети в настоящее время испытывают трудности в общении. Причем эти трудности возникают как в общении со взрослыми, так и со сверстниками. Данные трудности могут возникнуть из-за недостаточно сформированного уровня коммуникативных качеств личности, неспособности к общению. В ходе изучения данного явления сформировалась актуальность выявления значимых критериев, влияющих на уровень развития коммуникативной успешности.
Исследования М. И. Лисиной, подтвержденные и конкретизированные в работах других авторов, убедительно доказывают, что в основе общения ребенка с партнерами разного возраста лежит единая потребность познать другого человека и самого себя.
Многие авторы, особенно в связи с изучением смежных проблем, обращались к анализу проблемы влияния общения со взрослыми (в частности, с родителями) на общение детей со сверстниками (Т. В. Нещерет, Л. О. Курганская, Нго Тхи Тай). Их исследования экспериментально доказали существование зависимости особенностей общения ребенка с другими детьми от характера воспитания в семье.
Представители другого подхода, изучающего проблему влияния семьи на развитие коммуникативных способностей (А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, В. Шютц, Э. Маккоби, Г. Т. Хоментаускас, А. Я. Варга и др.), утверждают, что функциональные характеристики семьи, а именно стратегии детско-родительских отношений, особенности внутрисемейного общения и взаимодействия оказывают решающее влияние на развитие коммуникативной успешности.
Представители школы бихевиористов, безусловно, внесли огромный вклад в изучение взаимодействия родителей с детьми. Целью работы этих специалистов было обучение родителей методике изменения поведения ребенка (К. Аллен, Р. Валер, Дж. Винкель, Д. Моррисон, Р. Петерсон). Представители этого направления считают, что дети приобретают новое поведение через подражание образцу.
Одним из проявлений подражания является идентификация — процесс, при котором человек заимствует мысли, чувства или действия другого человека, выступая в качестве образца. Подражание приводит к тому, что ребенок может представить себя на месте образца, почувствовать сочувствие, соучастие, сопереживание этому человеку. Следовательно, задача родителей – социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе.
Исследования Т. В. Нещерет, Л. О. Кургана и Нго Тхи Тай доказывают, что существует зависимость особенностей общения ребенка с другими детьми от характера воспитания в семье.
Однако следует отметить, что подавляющее большинство исследований в этой области посвящено изучению детей младшего и старшего школьного возраста. Что касается изучения дошкольного возраста с точки зрения социального развития в семье и группе сверстников, то эта область остается недостаточно изученной. Между тем невозможно отрицать своеобразие и самоценность дошкольного возраста в генезисе общественного развития.
В связи с этим проблемы требуют многопланового исследования: особенности развития общения дошкольников с близкими взрослыми и сверстниками. В то же время, несмотря на наличие ряда исследований, проведенных в рамках темы данной диссертации, проблема применения стратегий детско-родительских отношений и их возможного влияния на уровень коммуникативной успешности дошкольников остается малоизученной.
1.2 Цель исследования
Цель исследования – выявить зависимость особенностей межличностных отношений старших дошкольников от типа детско-родительских отношений.
1.3 Вопросы исследования
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников.
Гипотеза исследования – если в семье старшего дошкольника доминирует тип детско-родительских отношений «принятие» и «социальная желательность», то ребенок имеет продуктивные межличностные отношения и высокий социальный статус, а при типах детско-родительских отношений «инфантилизация» и «отвержение» - минимальные межличностные отношения и низкий социальный статус. При типе детско-родительских отношений «отвержение» у ребенка проявляется агрессивное поведение в межличностных отношениях.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты родительства как психолого-педагогического феномена и возможные подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме детско-родительских отношений.
2. Охарактеризовать личностные проявления старшего дошкольника во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
3. Исследовать особенности детско-родительских отношений в семье старшего дошкольника и его межличностных отношений.
4. Составить рекомендации по организации продуктивных детско-родительских отношений в семье старшего дошкольника.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, табулирование, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования.
2. Теоретическая основа
2.1 Детско-родительские отношения
2.1.1 Определение и важность
Исследование детско-родительских отношений чрезвычайно важно как для понимания факторов, влияющих на формирование личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической помощи. Вопросы, связанные с проблемой детско-родительских отношений, рассматриваются учеными уже давно. В литературе имеется достаточное количество работ, изучающих взаимоотношения родителей с детьми и их влияние на развитие личности и поведение ребенка (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и др.).
Отдельные исследования посвящены влиянию неконструктивных типов родительских установок, в частности материнской депривации (И. Ландгмейер, З. Матейчик, Д. Боулби и др.). В отечественной психологии такие ученые, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина обратила внимание на проблему детско-родительских отношений, Д.Б. Эльконин и многие другие. В психолого-педагогической литературе возникло определенное противоречие: несмотря на достаточную изученность данного вопроса, проблема определения понятия «родительское отношение» остается открытой.
Рассмотрим основные подходы к определению понятия «детско-родительские» отношения и их состав. По мнению А.В. Петровский и М.Г. Ярошевского, отношение – это взаимное расположение объектов и их свойств [4].
Под родительским отношением Л.К. Фомина [6] предлагает понимать «систему или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним». По мнению М.Ю. Кондратьева [3], отношения понимаются как объективно проявленные взаимоотношения людей, отражающиеся в содержании и направленности их реального взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и позиции других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных отношений, прежде всего в рамках совместной деятельности.
Л.Е. Дарский трактует детско-родительские отношения как отношения, складывающиеся между родителями и детьми, определяющие типичное эмоционально-деловое состояние, микроклимат в семье [1].
Родительское отношение, по мнению А.С. Спиваковской, «является реальной ориентацией взрослого, позволяющей описать широкий фон отношений, основанный на сознательной или бессознательной оценке ребенка, выражающейся в способах и формах взаимодействия с детьми» [5].
Отношения между родителями и детьми являются главными в современной семье. Именно отношения между родителями и детьми являются производным всей системы внутрисемейных связей и важным условием социализации ребенка. Детско-родительские отношения, как и другие отношения между людьми, имеют свои особенности и структуру. В структуре родительских отношений выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эмоциональная составляющая предполагает эмоционально близкое общение и участие двух сторон. Когнитивный компонент связан с приобретением знаний, происходящих в результате общения между двумя сторонами. Поведенческий содержит готовность действовать за любую сторону, образ, согласно которому действуют обе стороны. Рассмотрим особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.
По мнению О.А. Карабановой [2], уже в раннем возрасте можно заметить одну из особенностей детско-родительских отношений. Формирование предметной компетентности является первой особенностью детско-родительских отношений. В этом возрасте ребенок узнает и узнает истинное назначение предметов, а также способы их освоения. Роль взрослого здесь – наставлять, сотрудничать и помогать в трудных ситуациях.
Это послужит первым шагом для дальнейшего развития детско-родительских отношений уже в дошкольном возрасте, когда взрослые уже формируют у ребенка социальную компетентность. Позже, на этом возрастном этапе, родитель занимается подготовкой ребенка к школе. И общение уже становится ситуативным и деловым. Все это готовит ребенка к вхождению в новую для него социальную среду. Сотрудничество и поддержка в освоении новых понятий в жизни ребенка – следующая особенность детско-родительских отношений.
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделил следующие критерии родительских отношений.
1. «Принятие-отказ». Принятие: родитель любит ребенка таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, сочувствует ему. Отторжение: родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неподходящего, неблагополучного, по большей части испытывает гнев, досаду, раздражение, обиду по отношению к ребенку. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2. «Сотрудничество» – родитель интересуется делами и планами ребенка, старается ему во всем помочь. Высоко ценит его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
3. «Симбиоз» – родитель постоянно испытывает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не обеспечивает ребенку самостоятельности.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безусловного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, и ребенка жестоко наказывают за проявление своеволия. Родитель внимательно следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
5. «Маленький неудачник» – в родительской установке присутствует стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную неадекватность.
Ребенок кажется неспособным, неуспешным и открытым для дурного влияния. Взрослый старается оградить ребенка от жизненных трудностей и строго контролировать его действия. Таким образом, зная специфику детско-родительских отношений в дошкольном возрасте и учитывая критерии родительских отношений, любой родитель может построить свою собственную модель отношений. Благодаря этому семейное образование может стать более эффективным и качественным.
Фрагмент для ознакомления
3
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – СПб: Питер, 2011. – 400с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2001. – 384с.
4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный ребенок. – М.: Просвещение, 2012. – 208с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2006. – 462с.
6. Бойко В.В. Малодетная семья. – М.: Мысль, 2008. – 239с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 400с.
8. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители?– М.: Профиздат, 2012. – 96с.
9. Выготский Л.С., Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2004. – 446с.
10. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева и др. – М.: Академия, 2002. – 191с.
11. Гулина М.А. Психология социальной работы. – СПб: Питер, 2010. – 384с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб: Питер, 2006. – 176с.
13. Желдак И. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 240с.
14. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание, М.: Проспект, 2009. – 308с.
15. Идобаев Л.А., Идобаева О.А., Подольский А.И. Ребенок в современном мире.– М.: 2013. – 272с.
16. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 283с.
17. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2008. – 160с.
18. Ключников С.Ю. Семейные конфликты: Практика решения. – СПб: Питер, 2001. – 160с.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 2005. – 408с.
20. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. – М.: Творческий центр, 2006. – 396с.
21. Кошелева А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 166с.
22. Куликова Е.С. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. – М.: Академия, 2000. – 232с.
23. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1999. – 198с.
24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Речь, 2010. – 256с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: Академия, 2009. – 640с.
26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2013. – 350с.
27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М: Изд-во Инст.Психотерапии, 2003. – 319с.
28. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. – М.: МПСИ, 2006. – 290с.
29. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб: Питер, 2010. – 277с.
30. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2011. – 184с.
31. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2001.– 688 с.
32. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. – 364 с.
33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2006. – 408с.
34. Савинова Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений, М.: Когито - центр, 2003. – 206с.
35. Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками / Е.В. Самсонова // Психолог в детском саду. – 2013. – №3. – с. 89–109.
36. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Интересы и потребности современных детей и подростков. – М.: Каро, 2007. – 144с.
37. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2009. – 118с.
38. Субботский E.B. Генезис личности. Теория и эксперимент. – М.: Смысл, 2010. – 408с.
39. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2007. – 148с.
40. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо, 2011. – 240с.
41. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003. – 272с.
42. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи. – М.: У-Фактория, 2007. – 496с.
43. Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье. – М.: Содействие, 2007. – 224с.
44. Шипицина Л.М. Защиринская О.В., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Детство-ПРЕСС, 2012. – 384с.
45. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб: Каскад, 2005. – 436с.
46. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкин В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: Питер, 2009. – 672с.
47. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – М.: Речь, 2007. – 352с.
48. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб: Летний сад, 2000. – 371с.
Электронные ресурсы:
49. Диагностика. Программа для психологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diagnostika.spb.ru
50. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru