Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, несмотря на казалось бы, вполне урегулированные общественные отношения во всех сферах жизни обществ, возникают ситуации, ввиду развития на основе постоянных, определяющих себя ресурсов, информации и технологий, возникают периодические разногласия, которые государство пытается урегулировать, путем законодательного обеспечения.
Конституционные нормы обеспечивают и допускают взаимодействие общества с государством. Конституционные нормы определяют особое значение в ценности прав и свобод граждан для российского государства, позволяя применять их во всех сферах общества, а также вступать в правоотношения, защищать свои права и иметь особенных статус гражданина РФ.
Ссылаясь, на данное установленное положение Конституции, иные отрасли, не имеют право осуществлять практические действия, противоречащие Конституции и ухудшать условия тех положений, которые она характеризует. Иные отрасли права, а также органы государственной власти, уполномоченные на осуществление правотворчества, имеют право детально конкретизировать положения Конституции.
Соблюдение Конституции РФ и конституционный контроль обеспечивает Конституционный Суд РФ, который в свою очередь определяет гарантию конституционности, правопорядка и законности в государстве.
В современном мире практические все государства формируют свою деятельность на идеях конституционализма, с закреплением основ конституционного строя в действующих основных законах и конституциях. Российское государство действует на основе конституционного строя, федерализма и демократии, положения о которых определены в Конституции РФ и в целях соблюдения высшего законодательного акта государства, был создан Конституционный Суд РФ, наделенный полномочиями по осуществлению конституционного судопроизводства.
Актуальность темы исследования в обеспечении Конституционным Судом регулирования, возложенных на него функций, а также полномочий, которыми Конституционный Суд обладает в сфере контроля и надзора.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, возникающие на конституционном уровне.
Предметом рассмотрение является нормативное определение конституционных положений и правовых позиций.
Целью данной работы является изучение, порядок осуществления полномочий и принцип работы Конституционного Суда РФ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю Конституционного Суда Российской Федерации
- определить конституционно – правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации
- рассмотреть состав и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
- провести анализ обращений в Конституционный Суд Российской Федерации
- провести Анализ вынесенных Конституционным Судом решений
Для написания курсовой работы и исследования ее теоретической части, использовалась учебная и специальная литература, которая в свою очередь является методом, способствующим раскрыть тему курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка литературы.
Идея формирования в нашей стране специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, возникла в ходе демократизации общественной жизни во второй половине 80-х годов прошлого века. В результате был создан Комитет конституционного надзора СССР (ККН СССР).
1 декабря 1988 года в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов, что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.
21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя. Остальных членов ККН съезд поручил избрать Верховному Совету. 26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.
Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других правовых актов. Однако в отношении наиболее значимых актов решение ККН могло быть преодолено Съездом народных депутатов СССР.
За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.
В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР.
15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.
Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.
29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.
30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.
На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.
Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.
Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.
Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение в организацию людей с теми или иными убеждениями.
И наконец, решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, которым Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. 7 октября 1993 года Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.
Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда было всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.
Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути,– увеличение численности судей с 15 до 19.
24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.
В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован, после чего возобновился и процесс осуществления конституционного судопроизводства. Конституционным Судом была проверена конституционность норм, относящихся к различным отраслям законодательства. Предметом внимания Суда стали, в частности, вопросы уголовного процесса, избирательного права, организации государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Им устранены некоторые необоснованные обременения предпринимательской деятельности, заложена основа для исключения применения в России смертной казни.
Следует особо отметить, что Конституционным Судом был принят ряд постановлений о толковании Конституции Российской Федерации. В указанных актах получили свое разъяснения важнейшие конституционные положения, касающиеся, в частности, законодательного процесса, организации и функционирования федеральных органов государственной власти, порядка изменения Конституции Российской Федерации.
Постановления Конституционного Суда в настоящее время охватили практически все сферы общественных отношений. Среди объектов конституционного нормоконтроля в последние годы несколько увеличилась доля положений, относящихся к гражданскому, административному, гражданско-процессуальному, арбитражно-процессуальному законодательству, законодательству о социальном обеспечении, хотя более заметными общественному вниманию остаются дела, касающиеся организации публичной власти, осуществления политических прав, деятельности некоммерческих организаций.
Современный период характеризуется также постоянным совершенствованием законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В июне 2009 года законодатель внес изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусмотрев новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.
Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность при определенных условиях разрешать дела без проведения слушаний. Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты прав и свобод граждан.
В 2014 и 2015 годах была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также определены его функции в случае возникновения коллизий между отечественным конституционным правопорядком и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"
5. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"
6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
7. Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
8. Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 89-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
9. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.12.2020 N 439-ФЗ (последняя редакция)
10. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
11. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1
12. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 24.03.2022)
13. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
Судебная практика
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной"
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2020 N 3-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки С."
Учебная литература
16. Бородина, Н. И. Конституционный суд и конституционная ответственность / Н. И. Бородина, Л. Н. Бородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 75-76.
17. Белов С. А., Манжосов С. А. Доктрина прецедента в конституционном и международном правосудии. Эл. изд. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2020. — 259 с.
18. Багмет, А. А. Конституционное право : учебник / А. М. Багмет, Е. И. Бычкова. – Москва : ЮНИТИ ; [Б. м.] : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 431 с.
19. Виеру, Кэтэлин. Совершенствование правового статуса органов судебной власти в контексте конституционной реформы 2020 года / Кэтэлин Виеру. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 290-294.
20. Ильин, В. П. Эволюция структуры и порядка формирования Конституционного Суда Российской Федерации / В. П. Ильин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 229-231
21. Кененова И. П., Троицкая А. А., Шустров Д. Г. Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях. М.: Красанд, 2021. 720 с.
22. Конституционное право = Constitutional law : учебник / [Гончаров И. В., Какителашвили М. М., Карпов Н. Н. и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус. – Москва : Проспект, 2022. – 512 с
23. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
24. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
25. Нечкин А. В., Кожевников О. А. Конституционное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. М.: Юрайт, 2023. 374 с.
26. Прудников, А. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / А. С. Прудников и др.; под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 767 с.
23. Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный. М.: Юрайт, 2023. 245 с.
27. Самойлова, Р. А. К вопросу о структуре системы источников отрасли конституционного права Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 27-30.
28. Сергевнин, С.Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей//Журнал конституционного правосудия. -М.: Юрист, 2020, № 2 (26). -С. 9.
29. Таева, Н. Е. Конституционное право Российской Федерации. Практикум: Учебное пособие / Н.Е. Таева. — М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 106 с.
30. Федосова, Антонина Изменение правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации / Антонина Федосова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 104 c.
31. Халтанов, М. С. Современные проблемы Конституции Российской Федерации. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции / М. С. Халтанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 337-340.
32. Чанчикова, П. А. Актуальные тенденции модернизации конституционного контроля в российской системе права / П. А. Чанчикова, В. С. Молокоедова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 1 (25). — С. 4-7.