Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы объясняется значимостью вопросов, связанных с развитием речи, которые становятся ключевой задачей речевого развития детей. Важность этого процесса связана с его социальной значимостью и его влиянием на формирование личности ребенка. Связная речь имеет основное значение в коммуникации и выступает в роли высшей формы речевой и мыслительной деятельности, которая оказывает влияние на уровень речевого и умственного развития ребенка.
В наши дни существует огромное количество новейших технологий, влияющих на жизнь детей. Они погружены в интенсивный поток информации, при этом живое общение уступает место виртуальному общению с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения с родителями, а также нежелание заниматься речевыми трудностями, приводят к увеличению числа детей дошкольного возраста, страдающих от недостатков в речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, негативно влияют на мыслительные процессы, вносят изменения в эмоциональную сферу ребенка, ограничивают усвоение понятий и языковых образцов.[1]
Детские рассказы страдают от недостатка разнообразия, они часто содержат повторяющиеся слова, долгие паузы, и главное - дети не строят собственные рассказы, а просто копируют предыдущий с незначительными изменениями, их словарный запас ограничен.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить использование дидактических игр в обучении детей младшего дошкольного возраста структуре описательного рассказа.
Объект исследования – процесс использование дидактических игр в обучении детей младшего дошкольного возраста структуре описательного рассказа.
Предмет исследования дидактические игра в обучении детей младшего дошкольного возраста структуре описательного рассказа.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературы по проблеме обучения детей младшего дошкольного возраста структуре описательного рассказа.
Изучить особенности использования дидактических игр в обучении детей младшего дошкольного возраста
Рассмотреть методику обучения структуре описательного рассказа детей младшего дошкольного возраста.
Выявить уровней овладения детьми младшего дошкольного возраста структурой описательного рассказа.
Разработать этапы образовательной работы обучения структуре описательного рассказа детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Провести анализ полученных результатов.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент.
База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ №123
Глава 1 . Теоретическое обоснование проблемы обучения детей младшего дошкольного возраста структуре описательного рассказа с использованием дидактических игр
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей младшего дошкольного возраста структуре описательного рассказа
Многочисленные авторы изучали различные аспекты связной речи. Среди них были педагоги - А. М. Бородич, А. М. Леушина, Е. И. Тихеева и другие, логопеды - В. К. Воробьева, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, а также психологи - Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Румбинштейн, Д. Б. Эльконин. В работах Т. А. Ладыженской было уделено особое внимание вопросам формирования связной монологической речи у школьников [4].
Согласно Е. И. Тихеевой, связная речь неразрывно связана с мыслями. Она отражает логику мышления, способность осмысливать воспринимаемое и выражать его понятной речью [8]. Взгляд В. П. Глухова заключается в том, что связная речь является оптимальным способом коммуникации в процессе выполнения коммуникативных задач [18].
Т. А. Ладыженская и А. В. Тихеева определяют связную речь как отрезки речи, объединенные общей темой и тесно связанные друг с другом, образуя единое смысловое и структурное целое [9]. Ф. А. Сохин определяет связную речь как последовательное изложение определенного содержания, которое происходит логично, последовательно, грамматически правильно и образно [4]. Важным аспектом связной речи является наличие смысловых связей между частями высказывания, логико-грамматических связей между предложениями и их членами, а также завершенность выражаемой мысли [17].
Связность высказывания также зависит от последовательности изложения.
Связную речь можно выделить на два типа: диалогическую и монологическую.
Диалог представляет собой обмен речевыми высказываниями между двумя или несколькими людьми [2]. Монолог - это речь, произносимая одним человеком, в которой слушатели только воспринимают ее, но не принимают активного участия [57]. Монологическая речь обладает следующими характеристиками: однородность и непрерывность высказывания, произвольность и развернутость, логическая последовательность, учет потребностей слушателя, минимальное использование невербальных средств и планирование на заранее известную тему (А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн). Монолог, в отличие от диалога, требует лучшей памяти и более устойчивого внимания к содержанию и форме речи. Однако, вне зависимости от того, является ли речь диалогической или монологической, главное условие - это связность, которая требует развития навыков работы с связными высказываниями [20].
Владение связной монологической речью является важным достижением в речевом развитии младших школьников. Развитие связной речи у детей происходит параллельно с развитием других аспектов речи, таких как фонетический, лексический и грамматический (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин).
Каждый из этих аспектов влияет на организацию речевого высказывания и связан с развитием связной речи у младших школьников.
При работе с младшими школьниками с отклонениями в психическом развитии особое внимание следует уделять формированию связной монологической речи.
Монологическая речь является более сложной, произвольной и организованной формой речи, поэтому требует специального развития речевых навыков [10, с. 67]. Развитие монологической речи достигается через обучение детей составлению различных типов рассказов.
Описательный рассказ является одной из самых сложных форм монологической речи, требующей от ребенка значительных интеллектуальных усилий и достаточно высокого уровня развития речи в целом [2].
Обучение детей дошкольного возраста навыку рассказывания подразумевает два аспекта: обучение воссозданию готовых текстов, то есть пересказу, и созданию собственных текстов. Этот процесс осуществляется как в повседневной жизни, так и на занятиях. Подходы к обучению рассказыванию определены программой дошкольного образования и включают в себя конкретные задачи.
Педагог, обучая ребенка рассказыванию, помогает ему развивать навыки связного и последовательного изложения мыслей. Он помогает ребенку подбирать подходящие слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их и соблюдать нормы произношения.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях по развитию речи проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию. Дети описывают предметы, игрушки, картинки, отвечая на вопросы педагога. Занятия проводятся в игровой форме.[20]
Дошкольников учат описывать различные объекты, такие как игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Обучение составлению описательных текстов помогает детям понять структуру и функции таких текстов.
Создание различных видов рассказов является наиболее сложным для детей видом речевой деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно и логически последовательно. В процессе обучения важно добиваться того, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, то есть чтобы все его части были связаны и взаимосвязаны.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей младшего дошкольного возраста структуре описательного рассказа позволяет выявить ряд важных аспектов, которые необходимо учесть при разработке методик и уроков для этих детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова, Н. И.). Игровые технологии в дошкольном образовании. Москва: Академия. – 2008
2.Борисова, О. В. Развивающие игры в системе обучения дошкольников. Санкт-Петербург: Питер. 2015
3.Баранова, Н.И. Использование дидактических игр в обучении детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015.
4.Васильева, Е.А. Методика применения дидактических игр в дошкольном образовании. СПб.: Питер, 2018.
5.Васильева, Е. Г.. Практикум по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 201
6.Гаврилова, О.В. Дидактические игры в формировании структуры описательного рассказа. М.: Академия, 2017.
7.Голованова, Т. С.. Игровые технологии в обучении дошкольников. Москва: Академия. 2009
8.Дорофеева, С.А. Практическое руководство по использованию игровых методик в дошкольном образовании. М.: Педагогика, 2016.
9.5. Данилова, Н. П. Развивающие игры для детей 3-4 лет. Москва: АСТ. 2014
10.Егорова, Л. И. Развивающие игры для дошкольников: Методическое пособие. Москва: Просвещение. 2016
11.Зайцева, Л.П. Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2019.
12.Иванова, Т.Н. Развивающие игры для дошкольников. СПб.: БХВ-Петербург, 2018.
13.Ковалева, А.С. Организация игровой деятельности в дошкольном образовании. М.: Дрофа, 2017.
14.Лебедева, Е.М. Педагогические аспекты использования игр в обучении дошкольников. М.: Академкнига, 2016.
15.Михайлова, Н.П. Дидактические игры как средство формирования речи дошкольников. СПб.: Лань, 2019.
16. Никитина, О.С. Развивающие игры для малышей. М.: Питер, 2018.
17.Орлова, В.И. Методические рекомендации по использованию игровых технологий в дошкольном образовании. М.: Просвещение, 2017
18. Петрова, Е.Д. Игровые технологии в формировании умений описательного рассказа у дошкольников. М.: Вита-Пресс, 2016.
19. Романова, А.К. Практикум по организации игровой деятельности в дошкольном образовании. СПб.: Питер, 2018.
20.Семенова, Л.И. Дидактические игры в развитии речи младших дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2017.
21.Тарасова, Е.Н. Эффективное использование дидактических игр в формировании речевой деятельности дошкольников. М.: Проф-Пресс, 2015.