Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «система законодательства» относится к основным терминам правовой теории. Законодательство - это официальная наука, которая отражает право. Это означает, что право признается и поддерживается государством, а также защищается им.
Система - это понятие, которое используется в различных областях науки, техники и повседневной жизни людей. В настоящее время наука предлагает множество определений для этого термина. Например, В. Н. Хропанюк описывает систему как целостное явление, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов [23, с. 48].
Ученые предлагают разнообразные определения, однако на данный момент не существует единого признанного определения «системы» в науке.
Обычно считается, что для того, чтобы признать объект системой, он должен обладать определенными характеристиками, а именно:
- целостность - это состояние, когда все части системы связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единую совокупность. Она описывает единство и целостность системы, состоящей из различных элементов;
- наличие устойчивых связей указывает на то, что элементы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой;
- сама структура характеризуется уменьшенной неопределенностью;
- каждая система разрабатывается с целью достижения определенных задач. Со временем эти задачи могут меняться.
Таким образом, система - это объект, который имеет указанные свойства. Одни и те же элементы могут образовывать различные системы с разными свойствами. Все системы, независимо от их природы, обладают тремя основными характеристиками: целостностью, сложностью и организованностью.
Системный подход - это метод анализа правовых явлений, который включает в себя междисциплинарную методологию и общенаучную ориентацию. Он направлен на создание целостной картины объекта и использует различные средства и методы для изучения его свойств, структуры и функций. Системный подход рассматривает объекты, процессы и явления как системы с взаимосвязями между элементами, а также учитывает влияние системы на ее структурные элементы и окружающую среду [9, с. 13]. Суть системного подхода заключается в том, что объект исследования (процесс, явление) рассматривается как единое целое, а не как совокупность отдельных частей. Поэтому при таком подходе основное внимание уделяется изучению целостных характеристик объекта, определению его структуры и свойств.
Суть такого подхода к изучению правовых явлений заключается в том, что его использование станет необходимым в ближайшем будущем, несмотря на небольшие достижения в современной юридической науке. Это связано с увеличением объема и сложности правового контроля, разделением на различные уровни, взаимным влиянием и взаимодействием права с другими сферами человеческой деятельности, а также существующими нормами. Все эти факторы заставят юристов исследовать юридические вопросы с этого подхода и признать его не только как один из методов правовых исследований, но и как фактический инструмент правовой науки [19, с. 111].
Если говорить о таком термине, как «законодательство», важно учитывать, что международный и отечественный показывают, что развитие системы законодательства и правовой системы происходит путем их дальнейшей специализации, т.е. приобретения как более конкретного, так и обособленного характера.
В общем понимании, законодательство охватывает все юридические документы, которые применяются для установления правил и норм в определенном государстве [8, с. 2].
По мнению С.Л. Зивса, нельзя отнести любой ведомственный акт без уточнений и оговорок к законодательству [17, с. 88].
Согласно И.В. Котелевской, система законодательства представляет собой единую структуру действующих правил государства, которые имеют одинаковую социальную цель и назначение. Она состоит из различных частей, которые регулируют отношения в различных сферах жизни и находятся на разных уровнях иерархии государственных органов [13, с. 3].
Различные словари дают разные определения этого термина:
- «общность и дух всех постановлений, законов страны»;
- «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»;
- «совокупность законов» [17, с. 90].
В Российской Федерации основным источником права, который имеет юридическую силу, является правовой акт. Поэтому когда, говоря о системе законодательства в нашей стране, необходимо дать следующее толкование данного понятия: система законодательства – это совокупность действующих на территории государства нормативных правовых актов, которые определяют процессы создания права, осуществляемые государственными органами, и реализацию права [10, с. 15].
Основным фактором является следующее: система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности по созданию комплекса официальных юридических источников права в определенном государстве.
Система законодательства имеет несколько характерных черт:
- Публичность. Открытость, доступность и коллективность. Этот признак описывает то, что нормативно-правовые акты, составляющие систему законодательства, принимаются от имени общества и действуют в отношении любого человека, находящегося в пределах юрисдикции органа, который создает правила;
- Формальность - это соблюдение определенных правил и требований внешнего оформления. Она проявляется в том, что законодательство представляет собой набор правовых актов, оформленных в определенном формате. Важным условием для приобретения законодательным актом его юридической силы является наличие у него необходимых реквизитов, таких как название, указание места и времени принятия и т.д.;
- Иерархия законодательства представляет собой упорядоченную структуру частей и элементов определенного объекта. В данном случае речь идет о системе правовых актов, которые образуют законодательную систему. Важно, чтобы все существующие нормативно-правовые акты были расположены в определенном порядке, где более высокие нормативно-правовые акты имеют большую юридическую силу, чем нижестоящие. Таким образом, нижестоящие нормативно-правовые акты получают свою юридическую силу от вышестоящих. Наивысшим по юридической силе нормативно-правовым актом в российской законодательной системе является Конституция РФ, которая обладает высшей юридической силой среди всех нормативных правовых актов [22, с. 57];
- Прямое воздействие с государством. В соответствии с этим критерием, все законодательные документы принимаются от имени государства или с его одобрения. Их выполнение обеспечивается через систему государственных гарантий и наказаний;
- Прямая связь законов с временем и местом. Этот признак означает, что система законов формируется на основе действующих в данное время и в определенной стране нормативно-правовых актов и непосредственно зависит от этих факторов [22, с. 59];
- Относительная субъективность означает, что система законодательства строится на основе решений и предпочтений государства. В Российской Федерации объем отраслей законодательства определяется согласно Классификатору нормативно-правовых актов, которые утверждаются Указом Президента и публикуются в собрании законодательства [4];
- Внутренняя согласованность. Означает то, что нормативно-правовые акты действуют последовательно, а не изолированно.
В заключение краткого обзора системы законодательства следует отметить, что она является результатом целенаправленной работы государства, направленной на создание комплекса официальных юридических источников права в определенной территории.
Хотелось бы отметить следующее: в настоящее время существует множество различных подходов к определению многих понятий в науке, но мы попытались выделить и описать наиболее общие из них.
Система - это единое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих частей.
Законодательство - это совокупность правил и норм, установленных официальными юридическими документами, которые применяются для управления правовыми отношениями в определенной стране.
Система законодательства - это совокупность правовых актов, действующих на определенной территории государства, которые регулируют процессы создания права и его применения. Она характеризуется публичностью, формальностью, иерархичностью, прямым взаимодействием с государством, связью с временем и пространством, относительной субъективностью и внутренней согласованностью. Система законодательства является результатом целенаправленной деятельности государства, направленной на создание комплекса юридических источников права на территории конкретного государства.
Фрагмент для ознакомления
3
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации: конституция принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 14.04.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон РФ № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994 (ред. от 08.07.2021) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения 14.04.2024).
3. О Правительстве Российской Федерации: Федер. констит. закон № 4-ФКЗ: принят Гос. Думой 27.10.2020 г.: одобрен Советом Федерации 03.11.2020 // Российская газета. – 2020. − 09 ноября.
4. О классификаторе правовых актов: указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. № 511(ред. от 20.06.2005) // Собрание законодательства РФ. – 2000. -№12. - Ст. 1260.
5. О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 10. 09. 2000 г. № 1486. // Российская газета. − 2000. − 16 августа.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: Федер. Закон № 127-ФЗ от 06.10. 1999 г. (ред. от 21.12.2021) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения 14.04.2024).
II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. Архипова Е.Ю. К вопросу о структуре системы российского законодательства / Е.Ю. Архипова // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 2. – С. 136-143
8. Байтин М.И. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства/ М.И. Байтин, Д.Е. Петров// Правоведение. - 2020. - № 4. - С. 2
9. Блауберг И.В. Системный подход в современной науке. Проблемы методологии системного исследования: учеб./ И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. – Москва: «Изда-во Знание», 2017. - С. 13, 16, 22
10. Бошно С.В. Система права и система законодательства/С.В. Бошно // Право и современные государства. - 2019. - № 5. - С.15.
11. Белоусов С. А. Законодательный дисбаланс (доктрина, теория, практика): учебник / С. А. Белоусов – Саратов: «Изд-во Саратовской государственной юридической академии», 2019. – 350 с.
12. Гусев Д. В. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности: спец. 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: дис. … канд. юрид. наук / Гусев Дмитрий Владимирович; Ом. акад. МВД России. – Омск, 2021. – 120 с. – Место защиты: Омск, гос. ун-т.
13. Котелевская И.В Закон и ведомственный акт/И.В. Котелевская // Журнал российского права. - 2020. - № 10. - С. 3
14. Кистринова О.В. Перспективы развития федерализма в России/О.В. Кистринова // Право и политика. - 2019. - № 6. - С. 36.
15. Лебедев В.А. Обеспечение единства системы отечественного законодательства в процессе правотворчества субъектов Российской Федерации: монография / В А. Лебедев. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2022. – 176с.
16. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./М.Н. Марченко - Москва : Проспект, 2015. - С. 34.
17. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник/А.В. Мелехин – Москва: Маркет ДС, 2018. - 640 с.
18. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./Л.А. Морозова – Москва: Эксмо, 2019. - 205 с.
19. Ображиев К.В. Системный подход в юриспруденции: теорико-методологические основы/К.В. Ображиев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2021. - №1. - С. 110-118.
20. Петров А.А. Предметная иерархия нормативных правовых актов: монография / А. А. Петров, В. М. Шафиров - Москва: Проспект, 2017. – 150 с.
21. Ростовский М. Схватка двух Кремлей: почему Путин не продлил договор с Татарстаном/М. Ростовский // Московский комсомолец. - 15 августа - 2017.
22. Теория государства и права: Учебник / под ред. докт. юрид. наук, проф. заслуж. деятеля науки РФ Р. А. Ромашова. – Санкт-Петербург: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2015. – 264 с.
23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для ВУЗов, 5-е изд./В.Н. Хропанюк – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 264с.
24. Шафеев Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации: спец. 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук/ Шафеев Данил Риналович; Казан. гос. ун-т. - Казань, 2021. - 25 с. – Место защиты: Уфа, гос. ун-т.