Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА 5
1.1 Мотивационная сфера личности 5
1.2 Тревожность 10
1.3 Особенности психического развития, мотивации и тревожности в раннем юношеском возрасте 12
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 19
2.3. Практические рекомендации для педагога-психолога по снижению высокого уровня тревожности и развитию мотивации достижения успеха у обучающихся 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Фрагмент для ознакомления
2
Анализ актуальности и состояния развития в психологической науке проблемы развития мотивационной сферы личности предопределяет необходимость разрешения противоречий между устойчивостью мотивационной сферы, которая является центральным фактором сохранения целостности личность и стереотипы образовательного пространства о необходимости формирования определенных личностных образований.
Разработка теоретических основ мотивационной сферы личности поможет определить пути достижения стабильности, целостности и гармоничного развития личности и индивидуальности человека.
Проблема научного изучения мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на возросший в последнее время интерес к ней среди психологов и педагогов (К.А. Абулханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.), до сих пор вопрос о природе изучаемого нами явления остается одним из самых дискуссионных в психологии личности и требует глубоких теоретических и методологических знаний.
Изложение основного материала статьи. Психология мотивации — одна из наиболее изученных отраслей современной психологии, однако мотивация стала предметом активных психологических исследований лишь в 1960-1970-х годах 20 века.
Поздняя активизация исследований в области мотивации связана со сложностью, изменчивостью и неоднородностью категории мотивации, а также ее визуальной скрытностью от наблюдателя и сознания личности.
Мотивационная сфера личности является ядром (центром) личностного пространства, в котором пересекаются координатные оси (свойства), характеризующие ее [9].
По мнению Т.О. Синякова, мотивационная сфера представляет собой иерархическую систему личностных мотиваций. Мотивационную сферу личности можно изучать с точки зрения таких параметров, как широта, гибкость и иерархичность.
Широта в данном контексте – это качественное разнообразие мотивационных образований. Чем разнообразнее мотивы, потребности и цели человека, тем более развита его мотивационная сфера.
Гибкость – это способность использовать разнообразные средства для удовлетворения одной и той же потребности.
Иерархия заключается в отражении в сознании личности смысла определенной потребности или мотивационной установки [10].
Основными понятиями, относящимися к мотивационной сфере, являются «потребность», «потребность», «желание», «желание», «когнитивный контроль» (воля, волевые усилия), «мотивация» и «мотив». Перейдем к их рассмотрению.
Понятия «потребность» и «требование» выступают первичными мотивационными явлениями. Е. П. Ильин разделяет определение органических и личных потребностей. Органическая потребность – это потребность тела, недостаток чего-либо. Личная потребность – это переживание состояния внутреннего напряжения, возникающее в результате отражения потребности в сознании и стимулирующее мыслительную деятельность, связанную с целеполаганием [3].
Благодаря наполнению аффективной энергии потребности возникает стремление и наполнению аффективной энергии потребности – желание.
Когнитивный контроль – это сознательный процесс привлечения аффективной энергии (физической энергии тела, опосредованной желаниями) для совершения действий, направленных на удовлетворение осознанной потребности [7].
Мотивацию как психическое явление известные психологи трактуют по-разному:
- как совокупность мотиваций [8];
- как импульс, провоцирующий деятельность организма и определяющий направление деятельности личности[5];
- как процесс психической регуляции конкретной деятельности [6];
- как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы реализации конкретных форм деятельности [2];
- как целостная система процессов, ответственных за мотивацию и деятельность [1].
Мотивация – желаемое состояние в рамках отношений «человек-среда». Мотивации формируются в процессе индивидуального развития. Мотивации определяются с детства; Большое влияние на формирование мотивационной сферы ребенка оказывает окружающая среда. В каждом возрасте преобладают разные мотивы [3].
Рассмотрев основные понятия категориального аппарата психологии мотивации, мы переходим к изучению природы мотивационной сферы личности.
Понятие «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр трактовок:
- иерархия мотивов, основанная на их осознании и обобщении в поведении и деятельности (Л.И. Божович и др.);
- осознание предметных закономерностей, понимание смысла содержания для себя (А. Н. Леонтьев и др.);
- важнейшая сторона личности, включающая систему мотиваций (мотивацию), определяющуюся в ее специфической структуре (иерархии) (В.И. Ковалев и др.).
Отсутствие единого научного подхода к определению сущности мотивационной сферы личности не позволяет решить многие психолого-педагогические проблемы, особенно связанные с особенностями успешной реализации потенциальных личностных способностей и адаптации в условиях социальной нестабильности.
Теоретико-логический анализ психологической литературы позволяет определить блоки структурных образований мотивационной деятельности человека:
1) блокировка взаимоотношений человека с людьми;
2) блокировка потребностей;
3) мотивационный блок;
4) блокировка аналитической деятельности и умственных способностей;
5) эмоциональный блок;
6) блокировка личности;
7) блокировка инициативы и самосознания.
В психологической науке мотив изучается в значении устойчивого личностного образования, определяющего мотивационную сферу личности. Ученые-психологи рассматривают мотив с учетом понимания мотивационных компонентов его внутренней структуры. Каждая потребность понимается субъективно с разной степенью осознанности и проявляется в поведении, реализуемом на ее основе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г Асеев.- Москва: Мысль, 1976. - 158 с.
2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин. - Ленинград: Наука, 1988. - 270 с.
3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: психология формирования личности /Л.И. Божович. - Москва: Междунар. пед. акад. 1995. - 209 с.
4. Бороздина, Л.В., Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. - 1993. - № 1- 42 с.
5. Вайсман, Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе / Р.С. Вайсман // Вопросы психологии. -1973. - №6 - С.41-42.
6. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действиями / И.А. Васильев, А.Ш. Магомед-Эминов. - Москва: Наука, 1991. - 251с.
7. Вилюнас, В.Н. Психология эмоциональных явлений / В.Н. Вилюнас.- Москва: Наука, 1976. - 178 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3, 4./ Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 1984. - 432 с.
9. Грабал, В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе учебной деятельности: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте / В. Грабал. - Москва: Мысль, 1980. - 270 с.
10. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. - Москва: Просвещение, 1991. - 303 с.
11. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - Ленинград: Медицина, 1988. - 246 с.
12. Захаров, А.И. Как помочь детям избавиться от страха / А.И. Захаров Москва: Педагогика, 1986. - 109 с.
13 .Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива /Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995 - №2- 41 с.
14 .Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт - Петербург: Питер, 2000. - 512 с.
15 .Имедадзе, И.В. Проблема полимотивации поведения/И.В Имеладзе // Вопросы психологии. - 1984. - №6.-131 с.
16 Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном обществе (в возрастном плане) / В.Р. Кисловская. - Москва: Наука, 1972. - 215 с.
17 .Кле, М. Психология подростка / М. Клее. - Москва: Педагогика, 1991. - 115 с.
18 .Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - Москва: Просвещение, 1994. - 175 с.
19 .Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. - Санкт- Петербург: Речь, 2002. - 198 с.
20 .Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. - Москва: Знание, 1988. - 138 с.