Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важнейших психических функций человека является речь. Как только ребенок начинает говорить, он способен к концептуальному мышлению, созданию обобщенных представлений об окружающей действительности, планированию и осознанному пониманию своих намерений и действий.
Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в обучении чтению, письму и языку, а также проблемы в развитии высших психических функций, таких как внимание, мышление, воображение, восприятие и память.
Изучением соотношений развития речи и формированием фонематических процессов детей занимались очень многие учёные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Л.Е. Жукова, В.А. Ковшиков, А.Р. Лурия, А. И. Максаков, Д.Б. Эльконин.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи составляют достаточно обширную группу детей с различными речевыми патологиями. Данных детей объединяет одно – это неспособность правильно различать и воспроизводить звуки родного языка, что существенно сказывается на качестве их речи и способности к дальнейшему обучению.
Поэтому актуальны вопросы нарушений и коррекции фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематической недоразвитостью.
Для того чтобы правильно диагностировать языковые нарушения и грамотно выстроить всю коррекционную работу по преодолению языковой патологии, необходимо знать закономерности развития речи детей.
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между необходимостью коррекции нарушений фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и необходимостью в обследовании уровня сформированности фонематических процессов у детей данной группы и разработке мероприятий по их коррекции.
Цель исследования: обследование и анализ фонетико-фонематических процессов у обучающихся 1 класса.
Объект исследования: фонетико-фонематические процессы у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности анализа фонетико-фонематических процессов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.описать особенности развития фонетико-фонематических процессов в онтогенез;
2. рассмотреть недостатки в развитии фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием;
3. провести диагностику развития фонетико-фонематических процессов у обучающихся 1 класса;
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития речи у обучающихся первого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение развития и использования звуковой системы речи у детей. Оно проявляется в том, что ребенок испытывает трудности с правильным произношением звуков, а также восприятием и различением звуков речи.
Возможными причинами фонетико-фонематического недоразвития могут быть генетические факторы, нарушения в структуре речевых аппаратов, заболевания, проблемы слуха, недостаток опыта общения или недостаточное внимание к развитию речи в раннем детстве.
Симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи могут варьировать в зависимости от конкретного случая. Ребенок может заменять определенные звуки другими звуками или опускать их, испытывать трудности с произношением сложных звуковых сочетаний или иметь ограниченную артикуляцию. Он также может иметь трудности с различением и дискриминацией звуков, что может привести к ошибкам в понимании и интерпретации речи других людей.
ФФНР характеризуется недостаточным формированием фонологических аспектов речи и фонетико-фонологическими дефицитами. Основной особенностью ФФНР является неполное формирование произношения и восприятия фонем со сходными акустическими и артикуляторными свойствами. ФФНР вызывает значительные нарушения во владении чтением и письмом и является фактором риска развития трудностей письма у детей школьного возраста. Является фактором риска развития дислексии и дисграфии у детей школьного возраста [15].
Дети с назальными, дизартрическими, акустическими и артикуляторным и фонологическими нарушениями являются ФФНР [7].
По мнению Т.А. Ткаченко, развитие восприятия фонем положительно влияет на формирование звуков речи в целом и на слоговую структуру слов в частности. Существует неоспоримая взаимосвязь между лексико-грамматическим восприятием и формированием фонематического восприятия. Конкретная коррекционная работа, направленная на развитие фонематического восприятия, значительно улучшает способность детей воспринимать и различать окончания слов, однокоренные слова и приставки, распространенные суффиксы, предлоги и слова со сложной слоговой структурой. Без адекватного восприятия фонем невозможно сформировать высший уровень звукового анализа. Фонемный анализ – это процесс мысленного разложения различных звуковых комплексов (звукосочетаний, слогов и слов) на их основные элементы (фонемы) [19].
Р.Е. Левина пишет, что восприятие фонем и звуковой анализ являются ключевыми моментами в коррекции нарушений речевого развития. У детей как с дизартрией, так и с нарушениями восприятия фонем нарушены процессы производства артикуляции и восприятия звуков с различными акустическими и артикуляторными свойствами [12].
Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович и А.Р. Лурия считают, что восприятие слышимых тонов в разной степени обостряется при нарушении их артикуляции.
Степень развития восприятия фонем у детей влияет на овладение ими звуковым анализом. Степень недоразвития восприятия фонем различна. Существуют следующие уровни:
1. восприятие фонем сильно нарушено. Недостаточные предпосылки и уровень овладения фонемным анализом.
2. восприятие фонем нарушено незначительно.
3. нарушение речевых моторных ощущений как следствие нарушения моторики органов речи. Нарушается нормальное взаимодействие между слухом и произношением, которое является наиболее важным механизмом в развитии произношения [6].
Отмечено несколько случаев недоразвития произносительной стороны речи у детей:
- трудности в анализе звуков, мешающих произношению;
- неспособность различать звуки, формирующие артикуляцию и принадлежащие к разным фонологическим группам;
- неспособность определить наличие и связность звуков в словах.
Классификация.
В зависимости от степени выраженности нарушений звуков ФФРН классифицируется как легкая, средняя или тяжелая [].
Легкая степень характеризуется неспособностью различать только неправильно произносимые звуки. В остальном звуки и слоговые структуры слов анализируются правильно.
Средняя степень характеризуется более серьезными нарушениями звукового анализа. Наблюдается неспособность различать значительное количество звуков, отнесенных к различным фонологическим группам. Эти звуки хорошо сформированы в устной речи [3].
Тяжелые нарушения фонологического анализа характеризуются недоразвитием фонем, неспособностью распознавать звуки на слух, неспособностью различать звуки, неспособностью выделять звуки и определять их порядок в словах.
Дети, страдающие от ФФН неврологического происхождения, характеризуются нарушениями речи, включая фонематический слух, который помогает им различать и узнавать фонемы в родном языке. Физиологический слух и умственные способности у детей с этим расстройством остаются сохраненными. Однако, наблюдается дефект в формировании звуковой стороны речи, неспособность различать звуки схожих артикуляционно-акустических свойств, а также нарушение структуры слов и неясность лексики и грамматики [11].
Дети, которые страдают от афазического нарушения, могут иметь фонологические проблемы, такие как смешение и замена гласных, а также фонетические проблемы, включая искажение гласных. Фонетически-фонематическое расстройство также может наблюдаться при недифференцированном произношении гласных, когда один гласный звук заменяется другим. В одних случаях правильный звук может быть произнесен правильно, а в других – заменен на другой или схожий по звукам. В конечном итоге эти нарушения могут привести к путанице в произношении букв, что проявляется в форме дизартрии и слуховой дисграфии [13].
Фонологические расстройства, в свою очередь, могут сочетаться с нарушениями произношения фонем. Примерами таких расстройств могут служить ротацизм, сигматизм и ламбдацизм. Общее количество неправильно произносимых звуков при таких расстройствах может достигать 16-20.
Для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи обычно проводится логопедическая работа. Логопед может использовать различные методы и упражнения, направленные на тренировку артикуляционных и фонетических навыков, улучшение слуховых и различительных способностей, а также стимулирование правильного произношения звуков и звуковых сочетаний.
Логопедическая и языковая работа являются эффективными методами устранения фонетико-фонематических нарушений у детей с афазией, наблюдаемой при ФФРН. Раннее выявление таких нарушений и целенаправленная логопедическая терапия могут помочь полностью исправить восприятие фонем и улучшить фонематическое восприятие. Важно устранить фонологические нарушения до школьного возраста, чтобы обеспечить успешное овладение ребенком письменной речью.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2008. – 254 с.
2.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
3.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.В. Волосовец, Ю Е.Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
4.Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 1984. – 244-268 с.
5.Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
6.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М., 1961.- 67с.
7.Детская логопсихология : учебник для студентов вузов / под ред. О. А. Денисовой, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова [и др.]. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
8.Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 64 с.
9.Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963. – С. 213-227.
10.Ковшиков, В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. - СПб., 2010. - 98 с.
11.Лалаева, Р. И. Логопатопсихология: пособие для логопедов / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 464 с. 11
12.Ларшина, В.С. Фонематическое восприятие: Методические рекомендации / В.С. Ларшина. - Новокузнецк, 2015. - 62 с.
13.Лопатина, Л. В. Преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, 2001.
14.Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / А.Р. Лурия. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
15.Максаков, А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи / А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 2010. - 266 с.
16.Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи / В.И.Рождественская, ЕА. Радина. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
17.Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская, Л.А.Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
18.Спирова, Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи /Л.Ф. Спирова. – М.: Просвещение, 2003. – 53с.
19.Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д., 2005. – 32 с.
20.Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: 2011. - 240 с.
21.Филичева, Т. Б. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 232 с.
22.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М. Просвещение, 2010. - 239 с.
23.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М. : Владос, 2003. – 329 с.