Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование свода стоп с ранних лет является главным фактором становления опорно-двигательного аппарата. Начиная с младшего возраста необходимо выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия, так как его появление может понести за собой большие проблемы не только для самого ОДА, но и для всего здоровья человека в целом по мере взросления, это все объясняется тем, что именно в младшем школьном возрасте идет развитие костей, мышц и организма (в целом) и даже неправильные изначально умения в ходьбе и беге могут быть исправлены [2].
С.П. Евсеев пишет, что игнорирование данного заболевания может привести к необратимым последствиям. Стоит заметить, что дети младшего школьного возраста обычно не обращают внимание на стояние своих стоп, поэтому необходимо с малых лет приучать учащихся регулярно выполнять специальные упражнения и проверять состояние своих стоп во избежание негативных последствий [7].
Для формирования свода стоп и коррекции плоскостопия могут послужить различные средства АФК, например такие как: физические упражнения, массаж, дыхательная гимнастика и закаливание.
По мнению Ю. А. Андреева одним из средств АФК являются подвижные игры с применением элементов спорта, например таких как гимнастика [4].
В.К. Велитченко пишет, что появление болей в области ступней и голеней служит противопоказанием к продолжению гимнастики, нужно лишь снизить нагрузку. Кроме того, автор относит к коррекционным упражнениям для профилактики и лечения плоскостопия упражнения как для большеберцовых мышц, так и сгибателей пальцев с постепенно возрастающей нагрузкой, а также упражнения с внешним сопротивлением.
Автор рекомендует различные средства АФК с захватом пальцами мелких предметов, а для закрепления результатов используют упражнения в ходьбе на носках, на пятках, на наружном крае стоп с параллельной постановкой ног [6].
Также применяют общеукрепляющие и специальные упражнения. К числу специальных относят упражнения для мышц голени и стопы с захватыванием и перекладыванием пальцами стоп предметов, катание подошвами палки, ходьбу на носках, пятках, наружном крае стопы.
Е.В. Брянчина предлагает использование прыжковых упражнений для коррекции дефектов свода стопы [2].
С.Н. Попов рассматривая коррекцию плоскостопия, указывает на то, что необходимо ограничить различные упражнения, направленные на прыгучесть и различные упражнения с дополнительным весом [24].
С.М. Бубновский считает, что очень важно применять в коррекции плоскостопия комплекс глубокого массажа голени и стопы, гимнастики, а также тренажёров. Использование в комплексном лечении упражнений на специальных тренажёрах с применением принципов атлетической гимнастики формирует строго дозированную узколокальную нагрузку на мышечно- сухожильную лямку стопы. Без работы на специальных тренажёрах отсутствует возможность эффективной коррекции данной патологии [3].
Е.Н. Вареник предлагает способ коррекции плоскостопия с применением мануальной терапии, при этом проводят разогревающий массаж тыльной стороны стопы, разминание мышц, формирующих продольный свод стопы, причем максимально интенсивное воздействие оказывают на наиболее ослабленные мышцы [4].
Из всего вышесказанного следует, что существует огромное количество различных методик, но какая является более эффективной и результативной остается под вопросом.
Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением свода стопы.
Предмет исследования – средства адаптивной физической культуры, используемые в процессе адаптивного физического воспитания для коррекции нарушения свода стопы у учащихся младшего школьного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность применения средств адаптивной физической культуры, направленных на коррекцию нарушения свода стопы у учащихся младшего школьного возраста в процессе адаптивного физического воспитания.
Гипотеза исследования – предполагается, что применение упражнений корригирующей гимнастики и специальных подвижных игр будет способствовать коррекции нарушения свода стопы, развитию и укреплению мышц и связок суставов свода стопы, а также повышению уровня физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы на основе анализа данных научно-методической литературы.
2.Оценить влияние специальных упражнений на организм у учащихся младшего школьного возраста.
3.Рассмотреть средства адаптивной физической культуры для коррекции нарушения свода стопы у учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, метод анализа и синтеза.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антропова, М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М.В. Антропова. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 298 с.
2. Брянчина, Е.В. Своды стоп и их укрепления прыжковым упражнением в вашем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.04 / Е.В. Брянчина – М.: РГАФК, 1977. – 20 с.
3. Бубновский, С.М. Профилактика заболеваний костно–мышечной системы у школьников средствами кинезитерапии: автореф. дис. … доктора. мед. наук. 14.00.09 / С.М. Бубновский. – М., 2007. – 45 с.
4. Вареник, Е.Н. Физкультурно–оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет / Е.Н. Вареник. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
5. Верхаар, И. Ношение обуви и распространенность плоскостопия / И. Верхаар // Русский медицинский журнал. – 2006. – Том 3. – № 5. – С. 12–14.
6. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко. – М.: ФиС, 1989. – 354 с.
7. Гацкан, О.В. Формирование плоскостопия, его профилактика и лечение при различных формах / О.В. Гацкан // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – №65. – С. 60–65.
8. Гацкан, О. В. Лечение плоскостопия : обзор российской литературы / О. В. Гацкан // Международный научно–исследовательский журнал. – 2021. – Т. 103. – №1. – С. 21–23.
9. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С. П. Есеева. – 2–е изд. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
10. Егорова С.А., Егоров Н.А. Дифференцированные методы физической реабилитации при плоскостопии у детей / С.А. Егорова, Н.А. Егоров // Материалы международной научно–практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики». – Ставрополь: СГУ, 2004. – 262 с.
11. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической спортивной морфологии) / М.Ф. Иваницкий. – М.: Терра–спорт, 2003. – 624 с
12. Ильченко, Е. Л. Сменная обувь в школе / Е. Л. Ильченко, О. В. Субботина, Ю. А. Смирнова // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 113–120.
13. Изаак, С.И. Дошкольники: рост, развитие, индивидуальность / С.И. Изаак. – М. СПб.: Арденн, 2005. – 210 с.
14. Лебединская К.Г. Методы адаптивной физической культуры для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста / К. Г. Лебединская. – Краснодар: МБДОУ МО – 2015. – 66 с.
15. Лосева, В.С. Плоскостопие у детей 6–7 лет профилактика и коррекция / В.С. Лосева – М.: Сфера, 2004. – 278 с.
16. Мелихов, Я. П. Актуальные вопросы развития плоскостопия и методы ее коррекции / Я. П. Мелихов // Психология и образование. – 2017. – №2. – С. 33–35.
17. Карташова Т.Ю. Эффективность использования биомеханической и электростимуляции для профилактики и коррекции плоскостопия у детей 5–7 лет в условиях дошкольного учреждения : автореферат дис. ... кандидата биологических наук : 14.00.51 / Всерос. науч.–исслед. ин–т физ. культуры и спорта. – Москва, 2005. – 25 с.
18. Кашуба, В.А. Биомеханический контроль двигательной функции стопы / В.А. Кашуба // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2001. – №5. – С. 14 – 19.
19. Комачева, О.А. Коррекция плоскостопия у детей 5–7 лет средствами адаптивной физической культуры с применением игрового метода / О.А. Комачева. – Смоленск, 2012. – 24 с.
20. Коняхина, Г.П., лечебная физкультура для детей
с ограниченными возможностями здоровья: учебно–методическое пособие / Коняхина Г.П., Захарова Н.А. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2019. – 81 с.
21. Курысь, В.Н. Познание физического упражнения / В.Н. Курысь. – Ставрополь, 2012. – 528 с.
22. Корягина, Т.Д. Профилактика плоскостопия детей младшего школьного возраста посредствам физических упражнений: методическое пособие / Т.Д. Корягина. – М. : Александровка, 2020. – 34 с.
23. Наумов, О.Н. Плоскостопие – это не пустяк / О.Н. Наумов. – СПб.: Невский проспект, 2002. – 119 с.
24. Петров, К.Б. Нейрофизиологические, структурно–функциональные и биомеханические предпосылки формирования тонусно–силовых нарушений при синдроме регионарного мышечного дисбаланса / К.Б. Петров // Мануальная терапия в артровертеброневрологии. – 1990. – №2. – С. 78 – 84.
25. Попов, Г.И., Биомеханика двигательной деятельности / Г.И. Попов, А.В. Самсонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
26. Попов, С.Н. Физическая реабилитация / С.Н.Попов. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 604 с.
27. Пономарева, И.П., Анатомо-физиологические особенности стопы и причины развития ее возрастных изменений / И.П. Пономарева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7. – С. 777-780.
28. Сенаторова, С.М. Исследование изменений сводов стопы, и профилактика плоскостопия у юных спортсменов средствами физической культуры в учебном педагогическом процессе / С.М. Сенаторова. – Ленинград, 1972. – 163 с.
29. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. — М.: Изд–во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002. – 608 с:
30. Судакова, С.Г. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста: учебно–методическое пособие / С.Г. Судакова – М., 2013. – 81 с.
31. Костенко, Е.Г. Методология модернизации занятий в оздоровительной группе с детьми младшего школьного возраста / Е.Г. Костенко, В.Л. Соколов // Образование: опыт и перспективы развития. Чувашский республиканский институт образования. – 2019. – С. 52–62.
32. Эранов, Н.Ф. Диагностика и лечения плоскостопия у детей / Н.Ф. Эранов // Журнал науки. – 2020. – № 2. – С. 60–62.