Фрагмент для ознакомления
2
О несостоятельности должника впервые было изложено в древнем источнике русского права - Русская Правда (XI век), в статьях 68-69 которых содержатся правила о персональной ответственности должника, продаже его в долговое рабство и реструктуризации долгов в случае, если банкротство наступило без прямого умысла. Отметим, что именно Русская Правда заложила процесс погашения требований кредиторов в порядке очередности .
За счет развития торговых отношений необходимость работы с несостоятельными должниками путем составления документов была закреплена в договорах, к примеру, в договоре смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой, Готландом и городами Германии в 1229 году.
В 1467 году была издана Псковская судная грамота, которая содержала вопросы раздела имущества должника между кредиторами, также данные норм были отражены в Судебниках 1497 и 1550 годов. Соборном уложении 1649 года.
Впервые понятие несостоятельности было сформировано лишь в XVIII веке, а точнее в вексельном уставе 1729 года, согласно которого несостоятельность - это понятие, когда предприниматель «векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет - то протестовать». Исходя из изложенного, впервые были выделены в российском законодательстве признаки несостоятельности: нарушение срока погашения долга, нет имущества, должник скрывается от кредиторов. Коммерц-коллегия в период правления Петра Великого рассматривала дела о несостоятельности с учетом издаваемых прецедентов при участии Сената .
После увеличения числа банкротств граждан был создан в декабре 1740 года Банкротский устав, который все же не получил правового эффекта и не применялся на практике, вследствие чего были приняты новые редакции в 1753, 1763, 1768 годы. Для ведения банкротных процессов применялось иностранное законодательство, обычаи делового оборота, практика, а также указы Сената. В связи с отсутствием правового эффекта от Банкротского устава Сенатом был принят указ, согласно которого все вопросы в рамках процедуры банкротства разрешались путем голосования кредиторов, размер голоса определялся размером требований. С одной стороны, это упростило порядок, с другой стороны, увеличило количество спорных вопросов.
В декабре 1800 года принимается Устав о банкротах, который был разделен на два направления:
1) Предпринимательская деятельность («торговая несостоятельность»).
2) Не связанное с ведением предпринимательства .
К банкротам относили тех лиц, «кто не может сполна заплатить своих долгов». К признакам банкротства относились собственное признание (в суде или за его пределами), уклонение от явки в суд по иску кредитора, фактическая неспособность исполнения решения суда в течение одного месяца.
В качестве возможных процедур установлены реструктуризация долга, мировое соглашение, срок для восстановления платежеспособности.
Подчеркнем, что законодателем была выделена классификация граждан-банкротов:
- «Несчастная» несостоятельность, которая произошла по причине форс-мажорных обстоятельств, здесь требования кредиторов «уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нем, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить».
- «Неосторожная» несостоятельность, когда наблюдается небрежность в части принятия и исполнения обязательств перед кредиторами.
- «Злостное» банкротство, которое возникло «от своих пороков», долг перед кредиторами должен быть погашен в полном объеме .
Устав гражданского судопроизводства Российской империи от 1864 года указывал на то, что у гражданина не могли забрать в рамках банкротства часть пенсии, служебную обстановку (одежда, книга, инструменты), предметы домашнего обихода, доходы от имений, жалованных по майорату в Польше и Прибалтике. Жилой дом не включен в список исключений. Отметим и издание временных правил о порядке производства дел о несостоятельности торговцев и граждан, не занимающихся торговлей .
Отметим, что в период существования Российской империи действовали местные конкурсные законы: к примеру, в Великом княжестве Финляндском действовал устав, который был основан на прусском законодательстве, а в Привислянских губерниях действовало старое французское конкурсное право, нормы которого содержались в торговом кодексе Царства Польского.
Данные нормы сохраняли свое действие до Октябрьской революции и последующей отмене частной собственности в России.
В 1922 году было введено понятие несостоятельности в рамках принятого Гражданского кодекса РСФСР, однако оно носило теоретический характер, поскольку никаких правоприменительных норм не было.
В 1923 году был принят первый в РСФСР ГПК, в статье 271 которого указывался список имущества, который не подлежал реализации, в том числе орудие труда, инвентарь, ткацкое оборудование, которые использовались для труда; предметы оборудования фабрик, заводов, мастерских в отдельности (только в целом на предприятие допускалось обращение взыскания). В тексте закона отсутствовал жилой дом как исключение при обращении взыскания на имущество гражданина-должника .
В конце 1880-х годов вопрос урегулирования банкротства был актуален по причине роста кооперативного движения, появления частного предпринимательства, займов и т.д.
После распада Советского Союза в 1992 году в июне Президент принимает указ № 623, содержащий общие правила банкротства и направленный на поддержку несостоятельных государственных предприятий .
В ноябре 1992 года принимается полноценный закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий, однако вопрос банкротства граждан не поднимался в России вплоть до 1 октября 2015 года, когда были приняты поправки в закон о несостоятельности (банкротстве), обсуждаемые в течение десятилетнего периода.
Таким образом, история возникновения банкротства граждан в России берет свое начало в первом тысячелетии и отличается динамичным развитием с учетом сословных и торговых принципов. При этом право на признание банкротом имели как предприниматели, так и граждане. Тем не менее, в советский период правом на банкротство обладали преимущественно государственные предприятия, вследствие чего у граждан не было возможности заниматься предпринимательской деятельностью, не говоря уже о других гражданах. Однако в период становления и развития Российской Федерации как нового государства активно развивался институт банкротства предприятий и поддержки государственных компаний, но первые нормы о банкротстве граждан были приняты лишь в 2015 году, что говорит об актуальности данною института в настоящее время и необходимости его развития.