Фрагмент для ознакомления
2
Ценностно-смысловая сфера представляет собой центральное образование личности, воздействуя на поведение человека в каждой ситуации и определяя общую направленность его жизни, помогая осмысливать свое существование и окружающий мир. Ценности каждого человека являются своего рода миром, сложным и противоречивым. Каждый человек оценивает факты своей жизни и придает им значимость, формирует отношение к миру [4].
Ценностью считается все то, что имеет определенную значимость и обладает личностным или общественным смыслом. Ценности представляют собой представления о том, что является святым для человека, группы, коллектива или общества в целом, выражаются в поведении. Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится индивид и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, знание, деньги и здоровье. Также существуют внутригрупповые ценности, которые связаны с политикой, религией и индивидуальными предпочтениями. Ценности объединяются в систему, которая может меняться с возрастом и с изменением обстоятельств жизни.
Ценности играют разнообразные функции, они являются ориентиром для жизни человека и при этом необходимы для поддержания социального порядка, выступая как механизм социального контроля. Формирование личностной ценностной структуры является существенным фактором в процессе социализации, благодаря которой человек становится полноправным членом общества и вступает во всеобъемлющие социальные взаимодействия.
В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности можно разделить на материальные и духовные. Материальные ценности связаны с практическими потребностями, а духовные ценности характеризуют высшие запросы людей.
В одной из наиболее известных теорий личности, предложенной американским психологом Абрахамом Маслоу, теория самоактуализации поднимается на самый высокий уровень иерархии потребностей, стремление человека к полному раскрытию и развитию своих личностных возможностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение человека только в том случае, если его более низшие потребности удовлетворены.
Существуют две группы ценностей - ценности (ценности бытия), которые являются высшими ценностями, и низшие ценности (дефициентные ценности), направленные на удовлетворение потребностей или изменение условий. Американский психолог Милтон Рокич определяет ценности как стабильные убеждения в том, что определенное поведение или цель предпочтительнее с личной или социальной точки зрения. Ценности организованы в системы и имеют истоки в культуре, обществе, институтах и в личности. Влияние ценностей прослеживается во всех социальных сферах. Рокич выделяет два класса ценностей - терминальные (ценности целей) и инструментальные (ценности средств) [11].
Терминальные ценности имеют более устойчивый характер и характеризуются меньшей вариабельностью между людьми. Ценности являются важным аспектом личности и общества, формируя их целостность и направляя действия и выборы индивида.
Исходя из теории А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод о том, что каждая ценность имеет два основных свойства - значение и личностный смысл. Личностный смысл ценностей определяется их отношением к потребностям человека и зависит от самого индивида. Значение ценности - это сочетание общественно значимых свойств и функций предмета или идеи, которые придают им статус ценности в обществе. Поскольку ценность является объектом потребностей человека, она может представлять собой материальные и духовные ценности. Материальные ценности включают в себя инструменты и средства производства, предметы непосредственного потребления и их основные характеристики, такие как физическое состояние, техническое устройство, практические функции и социально-экономическая форма. Духовные ценности представлены идеями (политическими, правовыми, моральными, эстетическими, философскими и религиозными), которые характеризуются информационным содержанием, материальным воплощением, аксиологической функцией и социально-экономической формой [8].
По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двойственном отношении: они отражены в нем как значения, имеющие определенный смысл для индивида. Значения включают компоненты, которые характеризуют их как ценности, то есть социально опосредованные функционально-праксеологические определения. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т.д.) принято называть внутреннее мотивированное, индивидуальное значение для субъекта конкретного действия, поступка или события. Смысл жизни также относится к ценности и является переживанием этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
Смысл жизни может быть определен и в отношении к жизненным потребностям, которые многочисленны и разнообразны. Однако среди этих потребностей можно выделить потребность в самореализации, также известную как потребность в выражении себя и своего "Я". Условия жизни, прежде всего другие люди, играют важную роль в удовлетворении этой потребности. Понимание и признание тесно связаны с потребностью в понимании и являются важной составляющей смысла жизни. Деятельность и труд также являются важными для определения содержания жизни и становятся одной из ведущих потребностей. Человек в своей жизни находит способы удовлетворения этих и других потребностей, выявляет свои способы и меру их удовлетворения, что придает смысл его жизни.
Философия рассматривает смысл жизни как психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления. Смысл жизни не только определяется будущим, но и представляет собой психологическую "карту" ее непрерывного осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не теряем ее смысла, а, наоборот, укрепляем его, убеждаемся в нем и переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, находить удовлетворение в ней, составляет ее смысл [15].
Смысл жизни выражает как притязания личности, ее стремления и потребности, так и подтверждение ее реальных достижений, способности выразить себя в формах жизни. Поэтому смысл жизни - это не только будущее и перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка его достижений по важным для него критериям. Отчуждение жизни от человека, лишение его реальных действий их ценности и значимости, приводит к утрате смысла жизни. Поэтому утрата смысла может происходить как из-за недостаточно развитых притязаний личности и невозможности их реализации, так и из-за непропорциональности психических или личностных затрат, несоразмерности цены, которую человек платит за свои достижения. Психологический закон заключается в том, что слишком высокая психологическая цена, понесенная за достижения в жизни, может снизить мотивацию и разрушить смысл жизни.
Таким образом, смысл жизни представляет собой внутреннее содержание и оценку жизни, построенную на основе ценностей и их смысла для индивида.
Смысл жизни меняется на протяжении нашего существования. Когда мы молодые, наш смысл жизни нацелен на будущее, а когда мы пожилые - на прошлое или настоящее. У некоторых из нас с годами наблюдается значительное снижение жизненных ценностей и смысла жизни.