Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана, прежде всего, с тем, что в современном мире наблюдается высокий уровень конкуренции между различными средствами массовой информации.
Для того, чтобы выделить свое периодическое издание среди массы других, издателям приходится идти на различные ухищрения, которые позволят не только привлечь, но и удержать внимание читателя, сделав его постоянным.
Чаще всего этого журналисты используют не только актуальную и острую информацию для публикаций, но и особенные стилистические средства, которые привлекают читателей с первого даже поверхностного взгляда.
И, конечно, в первую очередь, читателя могут привлечь заголовки, которые обязательно должны быть яркими, запоминающимися и ни в коем случае не вызывающими скуку.
Цель исследования – проанализировать стилистические особенности современных газетных заголовков на примере газеты «Комсомольская правда».
Объект исследования – газетные заголовки.
Предмет исследования – стилистические особенности современных газетных заголовков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд последовательных теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие, функции и виды заголовков в СМИ.
2. Перечислить средства выразительности в газетных заголовках.
3. Привести общую характеристику газеты «Комсомольская правда».
4. Проанализировать стилистические особенности заголовков в газете «Комсомольская правда».
Материалы исследования: выпуски газеты «Комсомольская правда» с января по октябрь 2018 года.
Методы исследования: анализ научной литературы и материалов периодической печати, описательный, хронологический, сравнительный, моделирование, классификация, синтез.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в данной работе рассматриваются различные модели создания газетных заголовков с помощью ряда стилистических средств, что может позволить выработать теоретические схемы построения газетных статей.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения алгоритма изучения стилистических средств заголовков, который был составлен для анализа газеты «Комсомольская правда» в других изданиях подобного типа.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Стилистические особенности современных газетных заголовков» состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы, соответствующие задачам, поставленным в начале исследования.
Эффективность газетной статьи во многом определяется ее заголовком, т.к. известен тот факт, что с помощью умело составленного заголовка часто легче убедить читателя, чем с помощью резкого памфлета. Кроме того, исследования психологов показывают, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам.
В научной литературе под заголовком понимают некий компонент текста, тесно связанный с другими компонентами этой системы, занимающий стилистически сильную позицию, называющий текст и дающий первоначальную информацию о нем.
Визитная карточка газеты – это заголовки статей, призванные привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Журналист преследует коммуникативную цель – привлечь внимание к своей публикации, кратко изложить свою тему, помочь читателю сориентироваться в широком потоке информации и выбрать полезную и интересную. Чтобы реализовать эту цель, он создает заголовок.
Если говорить о количественном соотношении заголовков с тем или иным выразительным средством, то чаще всего встречаются заголовки, выразительность которых создается метафорой, эпитетами и устойчивыми комбинациями. Что касается персонификации, то такие заголовки в газетах встречаются достаточно редко.
Заголовки, содержащие метафорическое построение, привлекают внимание: читатель удивляется и задумывается над их двусмысленностью, которая видна на первый взгляд. Зачастую именно это заставляет читателя обратиться к статье более подробно.
На современном этапе газета «Комсомольская правда» выступает в качестве единственной общенациональной российской газеты. «Комсомольская правда» издается в 44 городах Российской Федерации, распространена на всей территории СНГ, а также в отдельных странах Западной Европы, США, Израиле. «Комсомольская правда» – одно из немногих центральных периодических изданий, которые сохранили на сегодняшний день сеть собственных корреспондентов во всем бывшем СССР и за рубежом.
На страницах газеты «Комсомольская правда» освещаются новости политики, культуры, экономики, спорта, светской жизни и многое другое. Постоянные темы, которые встречаются на страницах газеты «Комсомольская правда», – это «Картина дня», «Здоровье», «Автомобили», «КП Спорт», «Клуб потребителей», «Живой уголок», «Досуг», «НЭП», «Светская хроника», «Из жизни спецслужб», «Студгородок», «Ваш дом» и др.
В газете «Комсомольская правда» в качестве выразительных средств построения заголовков используются различные стилистические приемы, такие как метафора, сравнения, цитаты, перефразирования, пословицы и т.д., однако не во всех случаях авторы статей делают это успешно, иногда название заголовка не вполне эмоционально и содержательно соответствует тексту статьи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристархова В.П., Грошина Д.В. Исторические предпосылки формирования стилистических особенностей современных газетных публикаций. Анализ материалов статей в российских газетах начала XXI века // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 3 «Социальные науки». – Владивосток: Издательство ДВУ, 2017. – С. 48–66
2. Архив издания «Комсомольская правда» // Пресса.ру. Информационный каталог. – [Электронный ресурс] http://pressa.ru/ru/magazines/komsomolskaya-pravda-sankt-peterburg/archive?page=2#/ (Дата обращения: 11.10.2018)
3. Асламова Д. Объясните мне, что такое гражданское общество. Ну, пожалуйста! // Комсомольская правда от 08 октября 2018 года
4. Баранов А. Слушайте сами, решайте сами: кто прав, а кто вовсе нет! // Комсомольская правда от 07 мая 2018 года
5. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика стилистических особенностей современных газетных текстов. Оценка стилистических аспектов текстов газет в России и за рубежом // Материалы научно-практической конференции «Социально-правовые особенности журналистской практики: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 79–90
6. Григорьева О.Л., Петровская И.М., Жуков В.С. Принципы и существенные условия составления эффективных заголовков в современных СМИ: анализ журналистской практики // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы журналистики в Российской Федерации: история и современность». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 35–46
7. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Стилистические особенности современных газетных заголовков // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования проблем и противоречий в современной журналистике». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–136
8. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы построения текста газетной и журнальной статьи в современной журналистской практике: проблемы и перспективы изучения современных методов привлечения читателя к периодической печати // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области журналистики и социологии: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
9. Калинин М. Платеж Ярославны. Оплатить ЖКУ с помощью смартфона может быть проще, чем кажется // Комсомольская правда от 11 октября 2018 года
10. Комсомольская правда. Ежедневная информационно-аналитическая газета. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://www.kp.ru/ (Дата обращения: 11.10.2018)
11. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты // РИА Новости. Информационно-новостной портал. – [Электронный ресурс] https://ria.ru/spravka/20100524/236957896.html (Дата обращения: 11.10.2018)
12. Комсомольская правда – KP.RU. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/kpru (Дата обращения: 11.10.2018)
13. Красакова И.А., Федосеенко Г.В., Курскиева А.М. Периодическая печать: социальные, лингвистические и психологические проблемы. – Красноярск: Параметр, 2016. – 460 с.
14. Крылова Д. Семейный подряд: вдова Маккейна может занять его кресло в американском сенате // Комсомольская правда от 27 августа 2018 года
15. Кудлачев А.В., Малахова Г.Е. Этические проблемы современной журналистики. – Красноярск: Знамя, 2018. – 336 с.
16. Кутепова Ю.В., Филоненко А.П., Кудрявцева С.М. Основные виды газетных и журнальных заголовков: лингвистический анализ // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – С. 99–116
17. Небера М. А поутру они проснулись... Что изменится в российско-американских отношениях после Хельсинки // // Комсомольская правда от 19 июля 2018 года
18. Ольшевская Д.А., Серафимович А.В., Хоменко Б.Ю. Исследование рынка газетных изданий в Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы книгоиздания и журналистики в Российской Федерации и зарубежных странах». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 41–56
19. Сысоев И. Новое нашествие варваров на Рим // Комсомольская правда от 16 января 2018 года
20. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение проблемы экспрессивности газетных текстов: история и современность // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы развития журналистики в России». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–101
21. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Специфика применения стилистических тропов в современной газетной публикации. Основные направления исследовательской деятельности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Социология и журналистика. – Владивосток: Издательство ДФУ, 2016. – С. 88–99
22. Чепрасов А.В., Кузнецова Т.М. Журналистика. Современные проблемы. – Сыктывкар: Омега, 2015. – 280 с.
23. Чередниченко С.В., Хромова Г.А. Компоненты текста в периодической печати: классификация и принципы составления. – Воронеж: Статут, 2017. – 336 с.
24. Яковенко Б.В. Современные взгляды на стилистику газетных публикаций // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 4. Журналистика. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72