Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время социальная политика играет огромную роль в большинстве стран мира, ведь именно от проведения эффективной социальной политики зависит благосостояние, уровень и качество жизни населения той или иной страны, а исходя из этого и удовлетворенность или неудовлетворенность действующими органами власти данной страны и их дальнейшая поддержка со стороны населения.
Исключением не является и Российская Федерация, в которой большое значение уделяется проведению социальной политики, что подтверждается постоянными изменениями и дополнениями в данной сфере. Так, например, происходит ежегодное индексирование социальных выплат чуждающимся, кроме того 1 июня 2022 года была произведена внеплановая индексация; что оказало немалую поддержку незащищенным слоям населения в сложное время с экономической точки зрения.
В связи с этим можно с уверенностью сказать, что управление социальной сферой является достаточно актуальной темой для исследования.
Степень разработанности темы исследования. Если говорить о степени изученности темы, то можно увидеть, что немало исследователей обращается к данной проблеме в своих работах, среди них Савельева О.А., Чернякова Т.М., Яковлев Н.А.Г Евсеева ЛА., Митрошкина Ю.Ю. и др.
Целью работы является исследование социальной политики государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы социальной политики государства;
- провести анализ практики развития социальной политики в России.
Объектом исследования является социальная политика.
Предмет исследования – практика реализации социальной политики в России.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные источники информации: научная и учебная информация, периодические издания, информационные ресурсы сети Интернет. В работе были использованы методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение), методы статистической обработки информации.
Информационной основой работы послужили нормативно-правовые акты в области осуществления государственных и частных инвестиций, статистические данные Росстата России и иных ведомств.
Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания (научная объективность, системность и др.); логические приемы и операции (анализ, синтез, определение и др.); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод регулирования, сравнительный, функциональный.
Работа состоит из введения, двух глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы социальной политики государства
1.1. Понятие, сущность и основные принципы социальной политики
Социальная политика является одной из составных частей государственной политики; то есть одним из направлений внутренней политика государства, оказывающей огромное влияние на состояние экономической и политической сфер жизни общества и на их развитие. Именно благодаря проведению социальной политики государство пытается повысить благосостояние жителей своей страны, создавая благоприятные условия для жизни всех социальных слоев населения различными способами, за счет чего стремится стабилизировать и уравновесить уровень жизни населения страны.
Сам термин социальная политика имеет различные трактовки и подходы к изучению.
Так, Тавокин Е.П., в широком смысле, определяет социальную политику как деятельность органов власти, направленную на жизнеобеспечение и воспроизводство населения. В узком же смысле, социальная политика - это деятельность властных структур, направленная на социальную защиту лишь определенных; социально уязвимых групп населения. Кроме того, он рассматривает социальную политику как часть государственного управления, объектом которой является социальная сфера жизни населения .
Низова Л.М. придерживается того же мнения, что и Тавокин Е.П. Она определяет социальную политику как внутреннюю часть государственной политики, реализующую отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения. Она предполагает социальное обслуживание, социальную защиту, социальную поддержку и социальную помощь .
Ахинов Г.А. и Калашников СВ. дают следующее определение социальной политики, которое рассматривает ее не только как часть государственного управления и направление социальной защиты населения. Социальная политика - деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты .
Холостова Е.Л. придерживается мнения предыдущих автор и представляет социальную политику как проводимую государственными структурами, органами местного самоуправления и общественными организациями систему определенных мер, направленных на повышение общественного благосостояния и улучшения качества жизни народа. Также она рассматривает социальную политику как обеспечение социальной стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе .
Шарин В.И. рассматривает социальную политику как сложную систему общественных взаимосвязей и взаимоотношений. Аналогично с Холостовой Е.И. он считает, что цель социальной политики - стабильность общества и человека, социальная устойчивость и благосостояние. Также Шарин В.И. говорит о взаимосвязи социальной политики с экономикой, то есть для обеспечения сильной социальной политики необходимо развивать экономику страны .
Обобщив все определения рассмотренных авторов, можно сказать, что социальная политика - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, направленная на разработку комплекса мер, целью которого является обеспечение социальной защиты населения, повышение уровня благосостояния граждан и создание эффективной социальной системы.
Проведение социальной политики обеспечивает гражданам страны равные условия и возможности, а также уменьшает социальное неравенство, тем самым создавая справедливые условия для всех слоев населения. Социальная политика охватывает различные области, направленные на улучшение жизни населения страны. К ним можно отнести:
- Образование - гарантия получения бесплатного дошкольного и общего образования и дополнительные преимущества при поступлении в высшие или средние учебные заведения, например, у детей из многодетной семьи или у детей-сирот, что дает возможность получения бесплатного высшего или среднего образования, то есть тем самым повышается доступность образования.
- Здравоохранения - доступность получения необходимых медицинских услуг для всех категорий граждан, независимо от социальной принадлежности.
- Трудоустройство - помощь в трудоустройстве для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для лиц, стоящих на учете как безработные в следствии сокращения штата или других причин, а также помощь в получении необходимых знаний и навыков для дальнейшего трудоустройства, например, бесплатное прохождение различных курсов обучений, профессиональной переподготовки или переквалификации кадров.
- Социальная инфраструктура - создание условий беспрепятственного перемещения по улицам и общественным местам самостоятельно для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная политика Российской Федерации главным образом нацелена на помощь социально незащищенным слоям населения. В законодательстве Российской Федерации нет определенного единого перечня категорий, которые бы относились к социально незащищенным. Но изучив отдельные нормативные правовые акты, к категориям социально
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антонова Г.В. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса / Г.В. Антонова // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 35-40.
2. Буренкова Н.В. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании: монография / Н. В. Буренкова, Т. В. Данилова, М. С. Сидорина [и др.]. – Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 220 c.
3. Ведяева Е. С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 166 c.
4. Давыдова Ю.А. Национальный проект «Образование» и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования / Ю.А. Давыдова // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3 (25). – С. 228-242.
5. Ключенко Т.И. Соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» как один из исходных ориентиров при проектировании гуманитарной образовательной среды в вузе культуры и искусств / Т.И. Ключенко - URL: http://region.edu3000.ru/favorite.htm
6. Мозгачев М.И. Сравнительный анализ уровня прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в России / М.И. Мозгачев, А.С. Патрикеева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4-1. – С. 104-107.
7. Морозова Т. В. Доходы населения. Роль государства в перераспределении доходов / Т. В. Морозова // Студенческий вестник. – 2023. – № 22-7(261). – С. 50-51.
8. Москвин С. Н. Управление человеческими ресурсами в образовательной организации : учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 142 с.
9. Мугаева Е. В. Особенности функционирования рынка труда и занятости населения / Е.В. Мугаева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6-2(88). – С. 80-83.
10. Нгетобай М. Р. Влияние неравенства доходов населения и уровня экономического развития стран на доступность образования в странах Центральной Африки / М. Р. Нгетобай // Финансовая жизнь. – 2023. – № 3. – С. 104-109.
11. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2021 году. Информационный бюллетень. – М.: МИРЭА. - Российский технологический университет, 2022. – 39 с.
12. Обревко Е. Д. Оценка качества общего образования как государственная проблема в Российской Федерации / Е. Д. Обревко, С. Ю. Сергеева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 169-172.
13. Ольшевская Т.Ю. Государственная политика в сфере управления качеством образования / Т.Ю. Ольшевская // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 1. – С. 7-10.
14. Орусова О. В. Анализ влияния санкций на потребительский спрос и реальные доходы населения России / О. В. Орусова // Самоуправление. – 2023. – № 3(136). – С. 530-535.
15. Осипова М.Б. К проблеме создания системы школьной оценки качества образования / М.Б. Осипова // Научный журнал «Дискурс». – 2018. - №1(15). С. 95-110.
16. Очкин О.А. Трансформация теории доходов Дж. Хикса в макроэкономическую систему России / О.А Очкин, О.П. Сивакова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2019. – № 1. – С. 49-60.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. Росстат. - М., 2022. - 1242 с.
18. Садовникова В.В. Доход как экономическая категория / В.В. Садовникова, Л.И. Кулакова // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 24-1. – С. 36-41.
19. Сергеева М. В. Меры господдержки занятости и доходов населения в постковидном периоде в России / М. В. Сергеева // Вестник Академии. – 2023. – № 2. – С. 113-123.
20. Скуба Ю.Ю. Особенности восприятия системы здравоохранения в массовом сознании россиян / Ю.Ю. Скуба // Управление здравоохранением. – 2019. – №3. – С. 89-97.
21. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 186 с.
22. Титкова А.В. Проблема соответствия минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму и потребительской корзине в современных условиях / А.В. Титкова, Е.В. Мишанова // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. – 2019. – №3. – С. 365-369.
23. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.04.2024).
24. Шибаршина О.Ю. Государственная политика занятости и регулирования безработицы / О.Ю. Шибаршина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 6 (24). – С. 6-8.