Фрагмент для ознакомления
2
Детство – период жизни каждого человека, который запоминается прекрасным и безоблачным. Именно в детстве все делают свои первые шаги. Здесь формируется характер, привычки, взгляды и убеждения, а также навыки и умения. Азы для формирования человека как личности закладываются именно в детстве. Основное место для этого – семья. Кто, как не родители и другие члены семьи оказывают влияние на развитие личности.
Эмоциональная обстановка в семье зачастую отражается и в поведении ребенка. Ведь именно в детстве ребенок очень впечатлительный и внимательный. Он «впитывает, как губка» все то, что видит вокруг себя. А так как дети проводят основную часть своего времени дома со своей семьей, отсюда и берет начало эмоциональное развитие ребенка.
У каждой семьи свои традиции и система воспитания. Нельзя не отметить, что на этом долгом пути по формированию личности, в том числе и эмоционального развития, стиль взаимоотношений родителей и детей играет важную и большую роль.
Эмоции помогают детям адаптироваться в той или иной ситуации. При эмоциональном развитии ребенок учится регулировать свое поведение. Недостаток или полное отсутствие эмоций может стать причиной пассивности мыслительных процессов, а также к двигательной пассивности.
Если говорить о детях дошкольного возраста, то здесь уместно сказать о том, что в этот период организм ребенка очень интенсивно развивается. Меняется структура тела, развивается чувствительность, например, зрительный, слуховой. В сумме все эти процессы оказывают влияние на не только психическое развитие ребенка, но и на эмоциональное.
Проблему эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста рассматривали такие авторы, как Выготский Л.С., Изард К.
Также проблемой эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста занимались Т. А. Данилина, Л. И. Божович, М. Е. Ермолаева.
Проблему семейной ситуации и ее влияния на эмоциональное развитие ребенка изучали Выготский Л.С., Довгая Н.А., Додонов Б.И., Егорова, М.С., Зверева О.В.
На основании вышесказанного, считаем изучение нашей проблемы актуальным.
Цель: изучить условия эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр.
Объект: эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: возрастные особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить проблему эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста в научной методической литературе;
2. раскрыть возрастные особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста;
3. осуществить отбор диагностических методик, описать процедуру исследования;
4. проанализировать результаты экспериментального исследования, выявить возрастные особенности детей.
Гипотеза: предполагается, что эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста будет успешным,если:
- будет обеспечиваться учет особенностей и уровня их эмоционального развития;
- будет осуществляться систематичность и последовательность включения детей в рефлексивную деятельность и формирование действий регулятивного характера;
- будет обеспечиваться взаимодействие педагога с родителями, в работе по формированию у детей действий регулятивного характера.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составляют: исследования Л. С. Выготский, А. В. запорожец, В. В. Зеньковского, Л. И. Бопсович, рассматривающих эмоции как важнейшую психологическую функцию, а эмоциональную сферу как центральное новообразования в развитии личности; исследования А. Я. Коменского, Л. П. Стреловой, Н. Л. Кряжева, В. И. Перегуда и др. об особенностях эмоционального развития и эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, изучения и анализ опыта работы;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ДЕТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ
1.1. Эмоциональное развитие как психологическая категория.
Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста
Во всем мире существует множество проблем. Одной из важнейших и наиболее значимых проблем считается охрана психического и физического здоровья ребенка. Уделяя больше внимания физическому здоровью детей, взрослые начинают забывать о самой важной составляющей – психическом здоровье ребенка. Но каждый раз, когда ребенок находится в окружении сверстников и взрослых, он испытывает психическое напряжение. Также огромное влияние на психику ребенка оказывает ритм современной жизни, большое количество информации и круговорот событий. Есть внешние факторы, влияющие на здоровье ребенка, и есть внутренние, менее изученные, но оказывающие огромное влияние на здоровье детей.
В качестве одного из таких факторов, являющихся мощным регулятором детской психики, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка. Современные учёные утверждают, что 80% всех физиологических проблем возникают из-за эмоциональных факторов, поскольку эмоции сопровождаются определёнными физиологическими изменениями в организме человека. Эмоциональное развитие детей будет успешным при условии правильного и последовательного педагогического руководства. Кроме того, сама личность должна быть активной.
Такие ученые, как П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З. И. Равкин, В. А. Разумный, С. Л. Рубинштейн внесли свой вклад в изучение эмоциональной сферы дошкольников. Современная концепция развития эмоциональной сферы дошкольников основывалась на теориях выдающихся людей.
П.К. Анохин дает следующее определение эмоций: «Эмоции – это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды человеческих чувств и переживаний – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и восприятия социальной жизни» [1, с. 187].
Эмоции человека появляются еще до рождения. В. Шулейкина выявила эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия у плода человека пяти-шестимесячного возраста [3].
Наблюдая за развитием эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг пришел к такому выводу: «Поначалу чувства вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и еда приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, и тогда, наконец, достигается этап, когда вещи заменяются словами и предметы мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения» [2, с. 391].
У новорожденного есть три эмоции: страх (испуг), который возникает, когда что-то сильно звучит; гнев – реакция на скованность движений; удовольствие — это реакция на раскачивание. С возрастом у ребенка появляются новые эмоциональные реакции. В среднем дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка начинает претерпевать ряд закономерных изменений за счет усложнения и обогащения. В этом возрасте развивается новая система психических функций.
У детей среднего возраста эмоциональный фон восприятия становится более уравновешенным, спокойным; эмоциональные процессы становятся более управляемыми; развивается эмоциональное предвкушение; появляется способность оценивать свое поведение. Аффект выходит на первый план. Эмоциональность ребенка в этом возрасте обусловлена развитием представлений: желание – представление – действие – эмоции. Дети в этом возрасте по-прежнему сильно зависят от взрослых.
Влияние взрослого определяет активное поведение и активность ребенка. Ученые утверждают, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его достижениям, успехам, сопереживает неудачам, то у ребенка сохраняется хорошее эмоциональное благополучие, готовность действовать и преодолевать препятствия, трудности. Хорошее, доброе отношение взрослого к ребенку, признание его прав, достаточное внимание являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство защищенности. Это способствует правильному развитию личности, развитию положительных качеств, доброжелательному отношению к окружающим людям. Установив позитивные отношения со взрослым, ребенок относится к нему доверительно, легко вступает в контакт с другими людьми. Такого результата можно добиться только в том случае, если учитывать возрастные особенности детей.
Взрослый должен сформировать определенную технику общения с ребенком, где основным фоном являются положительные эмоции. Положительный результат в эмоциональном развитии может дать не только правильно построенное общение, но и правильно выбранные методы, приемы и средства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника : Методическое пособие. – М. :Владос, 2014 – 127 с.
2. Аляблева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
3. Аляблева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
4. Бацина Е. Г. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО : семинары-практикумы / авторы составители Е. Г. Бацина [и др] – Волгоград : Учитель – 2015. -191 с.
5. Бобсович Л.И. Личность и ее формирование в детском саду – М. : Просвещение, 2000. – 368 с.
6. Бресков Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : Норма и отклонения. – М. : Педагогика, 2012. – 144 с.
7. Вайнер М. Э. Профилактика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
8. Веприцкая Ю. Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4 – 6 лет : разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / составитель Ю. Е. Веприцкая – Волгоград : Учитель – 2010. – 123 с.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Ренина Т. А. Социальная психология дошкольника : Учебное пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2016 – 352 с.
10. Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С.264 – 273.
11. Ветрова В. В. Уроки психологии здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл; Эксмо, 2004. – 1136 с.
13. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. – М. :Вентана-Граф, 2016. – 184 с. – (Тропинки).
14. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я, Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с. – (Библиотека психолога образования).
15. Данилова С. Н. Психологическое сопровождение дошкольников : диагностика и сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2018 – 96 с.
16. Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 – 7 лет. / составитель Н. Д. Денисова. Издательство ….. Волгоград : Учитель – 2013 – 196 с.
17. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. – М. :Владос, 2010. – 127 с.
18. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под редакции Запорожец А. В., Неверович Я. З. М : Педагогика, 1996. – 188 с.
19. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка – М : Педагогика, 2004. – 156 с.
20. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники – Ростов н/Д : Феникс, 2009 – 349 с.
21. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие. – Ростов на /Д : Феникс, 2007 – 415 с.
22. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии. – М. : Институт практической психологии, 1996. – С. 228 – 237.
23. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников : Учебное пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2013 – 264 с.
24. Лучинкина А.И [и др.] Расслабляющие и успокаивающие игры для детей от 3-х до 6-ти лет – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 223 с. – (Мир вашего ребенка).
25. Маралов Е. Г., Фролова Л. Д. Коррекция личностного развития дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2017 – 128 с.
26. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников / автор составитель Е. В. Михеева. – Волгоград :Учиитель, 2013 – 223 с.
27. Ошкина А. А. Психологические основы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. – 2012. – № 4 (11). – С. 219 – 222.
28. Ошкина А. А. Формирование у дошкольников психоэмоциональная саморегуляции как элемента здорового образа жизни: учебно-методическое пособие / А.А.Ошкина. [и др.]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 68 с.
29. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО (СанПиН 2.4.1 3147-13). – М. : ТЦ Сфера, 2015 – 96 с. (Правовая библиотека образования)
30. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М. : Центр педаогического образования 2015. – 304 с.
31. Трясорукова Т. П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т. П. Трясорукова. – Изд. 6-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 29, [1] с.: ил. – (Школа развития).
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. : Письма и приказы Министерства образования и науки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. 96 с. (Правовая библиотека образования)
33. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (в ред. От 03.02.2014г.) «Об образовании в РФ»
34. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании – СПб : Детство-пресс, 2011. – 80 с.
35. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Академия 2013. -176 с.
36. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. 4-е изд. / О.В. Хухлаева– М.: Генезис, 2013. – 176 с.
37. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 120 с.
38. Эльконин Д. Б. Детская психология : Учебное пособие для студентов высшего учебных заведений / Редакция состава Д. Б Эльконин. – М. : ИЦ Академия, 2014 – 384 с.