Фрагмент для ознакомления
2
Уровень развития того или иного физического качества лыжника определяется специфичностью лыжных гонок. Поэтому все физические качества можно условно разделить на основные и дополнительные. К основным следует отнести выносливость, к дополнительным: силу, быстроту, гибкость, общую и специальную координацию, ловкость, равновесие.
Выносливость как физическое качество человека играет важную роль в его жизнедеятельности. Это понятие обозначает наличие способности в течение долгого времени быть в отличной физической форме и выполнять работу, требующую больших затрат энергии.
Снижение эффективности деятельности людей обычно обусловлено физическим или нервным истощением, утомлением. Быстро устают от любого вида работы или спортивных упражнений только невыносливые люди. Это сказывается на их состоянии здоровья. Поэтому важно тренировать тело, чтобы легче переносить возможные нагрузки.
По характеру происхождения специалисты выделяют эмоциональную и физическую выносливость. Эмоциональная помогает стойко перенести любые нервные потрясения без серьезного ущерба здоровью. А физическая позволяет тратить меньше энергии при выполнении сложных упражнений по сравнению с неподготовленными людьми и быстро восстанавливать запас энергии после нагрузок.
Если человек занимается спортом, то ему необходимо обладать таким качеством, как физическая выносливость. Оно зависит от нескольких факторов:
процесса обмена веществ, происходящего в организме;
характера деятельности сердечно-сосудистой системы;
функциональности дыхательной и нервной систем;
координации деятельности многих систем человеческого организма.
Степень развитости этого качества зависит от уровня потребления кислорода во время нагрузок различного характера, а также анаэробной производительности (умении выполнять работу при недостатке кислорода).
Аэробную энергию можно выработать во время занятий спортом, в частности при выполнении упражнений на укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Анаэробная энергия вырабатывается с помощью фосфатов и гликогена, накопленных в организме. Но этой энергии хватает на недолгую активность (4 мин.), после чело в силу вступает аэробная энергия.
Физическая выносливость бывает двух видов:
общая;
специальная.
Общая – это здоровое состояние всех систем организма человека. Чтобы добиться такого результата, нужны длительные цикличные физкультурные тренировки. Развивая общую выносливость, можно добиться специальной выносливости – способности эффективно выполнять упражнения в определенном виде спорта.
Благодаря упражнениям на выносливость:
увеличивается общая площадь мелких кровеносных сосудов (капилляров), которые служат проводниками крови (а значит, и кислорода) к мышцам;
уменьшается концентрация молочной кислоты, которая при физических нагрузках вызывает неприятные болезненные ощущения;
укрепляется сердечная мышца, благодаря чему увеличивается способность сердца перекачивать кровь;
улучшается функциональность легких, вследствие чего кровь в большей степени насыщается кислородом;
увеличивается размер митохондрий, которые позволяют освободиться энергии, выделяемой при окислении органических соединений;
получают активное развитие красные мышечные волокна, которые медленно и долго сокращаются и являются более слабыми, чем белые.
Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно - сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15 - 20 с. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с. до 5 - 6 мин.
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны:
механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности;
физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже – то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.).
От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аллянов Ю.Н. Физическая культура: учебник для СПО. М.: Юрайт, 2016. – 214 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин. М.: Просвещение, 2012. 325 с.
3. Бакланов Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников / Л.Н. Бакланов// Развитие двигательных способностей у детей: (Тез.симпоз.). М: Просвящение, 2011. С. 9-10.
4. Бобкова Е.Н. Развитие элементарных и целостных форм скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности и физического развития / Е.Н. Бобкова // Теория и практика физической культуры. № 6. 2013. С. 54-57.
5. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика: учебник / М.М. Боген. М.: Лань, 2013. 224 с.
6. Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю.В. Верхошанский. М.: Советский спорт, 2014. 80 с.
7. Германов Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2. С. 36-39.
8. Гладенко Б. Повышаем работоспособность: развитие физических качеств / Б. Гладенко // Спорт в школе. 2012. № 3. С. 40-41.
9. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход : монография / В.П. Губа, 2012. 384 с.
10. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А.Гужаловский. Минск: Народная асвета, 2010. 87 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. - М.: Академия, 2012. 264 с.
12. Загорский Б.И. Физическая культура / Б.И. Загорский, И.П. Залетаев. – М.: Высшая школа, 2012. 95 с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М.Зацоркий.- М.: Физкультура и спорт, 2009. 200 с.
14. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева [и др.]. 3-е изд., перераб. М.: Омега-Л, 2013. 443 с.
15. Максименко И.Г Сравнительный анализ особенностей многолетней подготовки юных спортсменов в игровых и циклических видах спорта / И.Г.Максименко, А.В. Воронков, Л.В. Жилина // Теория и практика физ. культуры. № 1. 2016. С. 11-14.
16. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. М.: Владос, 2015. 123 с.
17. Новиков А. А. Основы спортивного мастерства. М.: ВНИИФК, 2003. 401 с.
18. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать: монография. М. : Астрель, 2002. 175 с.
19. Письменский И. А. Физическая культура: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 99 с.
20. Платонов В.Н. Контроль выносливости спортсмена: Учеб.-метод. пос. / В.Н. Платонов, М.Л. Булатова. Киев: КГИФК, 2013. 43 с
21. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.А. Солодков. - М: Советский спорт, 2012. 624 с.
22. Янсен П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость / П. Янсен. - Мурманск: Тулома, 2013. 160 с.