Фрагмент для ознакомления
2
Характерной чертой современной ситуации в отечественной историографии является поиск новых подходов к раскрытию закономерностей исторического процесса. Происходит переоценка и новое понимание теорий, разработанных зарубежными научными школами. В этом контексте вызывает большой интерес труды французской школы анналов, особенно демографические исследования, используемые представителями этой школы. Подобные исследования охватывают широкий круг проблем, связанных с динамикой населения конкретного региона. К ним относятся определение численности населения и определение причин его изменения, состава населения, брака и семьи, естественного движения и миграции населения.
Проблемы народонаселения России давно освещаются в отечественной историографии, в которой региональная тематика занимает значительное место.
По данным журнала «Историческая демография», демографическая ситуация в России, этнические и этнодемографические процессы в российских регионах «вызывают в настоящее время большое внимание как со стороны органов государственной власти, так и общественности». существенную роль Роль для изучения всех сторон истории каждого народа, каждой страны... Особенно важно выявить общность и своеобразие историко-демографического развития различных регионов России, особенно национальных. ..» [1].
В этом контексте появляется современный анализ демографических процессов, происходивших на территории Вятской губернии в первой половине XIX века. Любое территориальное образование, независимо от того, как оно было создано, является носителем определенных культурно-исторических традиций, сложившихся под влиянием многих факторов. Идентичность региона определяется его социально-политическим истеблишментом, культурными и религиозными особенностями, природно-географической средой и т. д.
Территориальные размеры России, многонациональный состав населения предопределили многообразие и богатство историко-культурных особенностей ее регионов. В конце XVIII века окончательно сформировались административные границы Вятско-Камской области. Последним аккордом в этом процессе стал указ от 12 декабря 1796 г., согласно которому вятский губернатор получал губернаторский статус.
По территории Вятская губерния была одной из крупнейших в Российской империи. Ее площадь составила более 170 000 квадратных километров. км. Протяженность с севера на юг составляла около 469,4 км, с запада на восток — 400 км. На севере губерния граничила с Вологодской, на юге и юго-востоке с Казанской и Уфимской губерниями, на западе и юго-западе с Костромской и Нижегородской губерниями, на востоке с Пермской губернией[2].
Административный центр губернии — город Вятка — находился на расстоянии 1483 км от столицы Российской империи. По природным условиям Вятская губерния относилась к лесной зоне России. Три четверти всего пространства занимали хвойные леса отличного качества. Климат губернии был резко континентальным, достаточно суровым, характерным для северной полосы России [3].
Яранский, Уржумский, Сарапульский, Малмыжский и часть Котельного районов имели более плодородные по сравнению с соседними районами почвы, хорошие урожаи и более мягкий климат, особенно Елабужский район, климат которого был наиболее благоприятным и наиболее характерным для центральной полосы. России были мягче. Несмотря на суровый климат, Вятская губерния издавна привлекала Новоселова [4]. Приток населения в основном стимулировался развитием промышленности (особенно металлургической) [5].
Данные проведенных в то время ревизий показывают непрерывный рост численности населения в губернии [6].
Население города Вятки и губернии. В последнем номере «Правительственного вестника» опубликованы результаты первой однодневной всероссийской переписи населения. Численность населения города Вятки составляет всего 24894 человека, из них 12574 мужчин и 12320 женщин, или 98 женщин на 100 мужчин.
По 10-й переписи 1858 г. в Вятке насчитывалось 15215 человек (8623 мужчины, 6592 женщины); далее, по данным губернского статистического комитета, сверившегося с церковными записями о родившихся и умерших, была проверена численность жителей Вятки в 1864 году. – 17547 человек обоего пола, 1870 – 21249, 1873 – 21119 человек, 1880 – 20651, 1885 – 24478, 1890 – 25745 человек и 1894 – 26510.
Русские, а также абсолютное большинство удмуртов и марийцев придерживались православия. Среди русских было много старообрядцев. Часть удмуртов, марийцев, бесерменов и тептяров придерживались языческих верований. Абсолютное большинство татар и башкир были мусульманами.
Среди дворян, чиновников и чиновников города Вятка было относительно много немцев, придерживавшихся протестантизма. В 1810 году лютеранской конфессии насчитывалось 17 человек и семей. Среди них были губернатор Ф.И. фон Брадке с женой и двумя сыновьями, заместитель губернатора фон Штакельберг с женой, сыном и двумя дочерьми, губернатор-казначей Граф. Командир Вятского гарнизонного батальона фон Бистром вместе со своей женой придерживался католической конфессии. В 1881 г. в Вятской губернии проживало 13 человек иудейской веры — 2 в Вятке и 11 в Сарапуле [6, Л. 70, 73].
Таким образом, город Вятка представлял собой многоконфессиональный уездный город. Однако никаких свидетельств серьезных национальных или религиозных конфликтов, происходивших в Вятской губернии во время наполеоновских войн, в архивных документах найти невозможно.
Абсолютное большинство населения города Вятка составляли крестьяне. Из общей массы крестьян 89% были государственными, около 9% удельными и 2% помещичьими. Земельные владения и земельные владения располагались преимущественно в южных районах губернии (Джаранский, Уржумский, Елабужский, Сарапульский), где климат и плодородие почв позволяли получать более высокие урожаи. Но даже там большинство фермеров были гражданами.
Никодим Казанский дал яркую характеристику характеристик вятских крестьян: «Вятская губерния есть в подлинном смысле мужское царство. Он наполнен какими-то крестьянами... Хозяев-крестьян вообще нет (следовательно, нет и господ): все хозяйственные и специфические. Вот почему они богаты. Южные и восточные окраины населены черемисами и вотжаками. Язычников среди них довольно много, даже до сих пор. Но они кротки и робки, и при чрезвычайной простоте жизни, при богатстве природы, зажиточны... они ужасно грубы, упрямы, упрямы. Им нельзя приказать, их надо спрашивать... По крайней мере, обычаи отцов хоть и грубы, но просты. У тебя много достоинств. Они вообще довольно тепло относятся к религии, хотя и грубы по незнанию...» [7, с. 75-77].
Население городов Вятской губернии отличалось также простотой нравов, что произвело впечатление на А.И.Герцена, находившегося в ссылке из Вятки. А.И. Герцен тогда был удивлен и потрясен, отметив, что «узнавал в Вятке людей без масок; Здесь их легче узнать, потому что люди здесь ходят дома, не прячась» [8, с. 209-210]. Такой стиль поведения был в той или иной степени свойственен представителям всех сословий.
Глубокие особенности духовной жизни и традиционной деятельности вятчан определяли их сознание и характер. В них присутствовали общерусские характеристики – религиозность, коллективизм, взаимопомощь, социальная справедливость, равенство, соглашательство, власть. Они исторически накопили социальный опыт. В них все явления действительности сводились к целостному мировоззрению, соединялись прошлое, настоящее и будущее. В то же время суровые природные условия Вятского края и земледельческий опыт Вятского края, а также этнокультурные особенности Вятского края породили ряд специфических особенностей - медлительность, осторожность, бережливость в отношении к окружающей природе, инструментам, собственным физическим силам и вместе с тем к умению работать. Рывок к работе, терпение, усидчивость [9, с. 207-209]. Все это придавало окраску и основательность характеру и менталитету вятчан.
1.2. Благоустройство города
Город Вятка расположен на левом берегу одноименной реки.
Площадь, занимаемая городом, 8 верст, из них 40 десятин отведено под скверы и около 35 десятин под скверы.
Население. Общее количество жителей составляет 26533 человека (13309 мужчин и 13230 женщин). Племенное население на 96% — русские, остальные — поляки, французы, немцы, евреи, татары, зыряне. Конфессии: православные 97%, остальные: католики, протестанты, мусульмане, евреи.
Церкви и здания. Православные церкви – 31; часовни – 2; Церкви - 1. Жилых домов 2351, из них 336 каменных.
Благоустройство. Из общей длины улиц — около 54 ½ верст — около 12 верст закрыты камнем. Центральные улицы освещены электричеством (160 фонарей), остальные - керосином (500 фонарей). Через центральные улицы проведут водопровод. Имеется стационарная телефонная связь с 201 абонентом, общая протяженность сети 272 версты. В городе имеется две пожарные части, на дежурстве которых находится 5 ручных автомобилей и 10 бочек. Также имеется добровольная пожарная часть с двумя автомобилями. В 1903 году на городских бойнях было забито 7254 крупного рогатого скота, 406 свиней, 1915 овец, 3452 телят, 1120 ягнят и 26 поросят. Гостиниц для приезжих в городе 10. Автобусы-водители вместимостью до 200 человек.
В Вятке работы по устройству водопровода начались в июле 1899 г. и завершились в начале 1900 г., когда городничий Я.И. Поскребышев внес значительный вклад в этот проект [1; стр. 2]. Первая электростанция на Вятке появилась в 1895 году при гостинице «Чучалова» (впоследствии в 1901 году электричество было подано в губернскую типографию, а в 1902 году была пущена в эксплуатацию первая в Вятке электростанция), действовавшая в городе до 1944 года, а в 1903 году была построена электрическая станция, которая работала в городе до 1944 года. - в здание общественного собрания).
Около 1897 года братья фон Крацбрюдер построили электростанцию, которая освещала маслобойню и мельницы. В 1900 году П.П. Клобуков предложил за свой счет построить электростанцию для снабжения бедноты электроэнергией, что было одобрено Думой города Вятки в августе 1900 г., а 7 февраля 1901 г., благодаря заботам городского головы Я.И. Поскребышев его работы. От нее также освещались электричеством Вятский театр и аллеи дачного сада. Тогда же на железной дороге была построена ведомственная электростанция. На объектах Вятки назревал вопрос о создании городской электростанции (для ознакомления я посетил Пермскую городскую электростанцию в октябре 1902 года).
Наконец, в декабре 1903 года на углу Спасской и Владимирской улиц была пущена в эксплуатацию городская электростанция. Его мощность достигала 80 кВт. Вскоре электричество распространилось на все помещения и большую часть домов. Август 1902 г. содержал подробное описание этого «полезного нововведения» и известие о том, что оно будет установлено в сентябре того же года [1; стр. 2].
Созданием телефонной сети в Вятке руководила местная городская администрация с разрешения Главного почтово-телеграфного управления. На заседании Городской думы 1 апреля 1902 года была установлена годовая абонентская плата в размере 30 рублей. на один год для возмещения расходов муниципалитета на содержание центральной станции и телефонной сети [4; стр. 163].
Строительство центрального вокзала велось за счет средств городского бюджета. Население обязали оплатить подключение к нему приборов, а также установку столбов для веток. Кроме того, покупка телефонных аксессуаров и материалов была принята администрацией города за плату, предшествовавшую подаче заявки на устройство и подключение телефона.
Ответственность за телефонную сеть легла на местные органы власти. Гражданам приходилось платить абонентскую плату дважды в год: в январе и июле. В случае неуплаты телефон должен был быть отключен. Сентябрь 1902 г. [1; П. 2] открылся, на тот момент в нем было 86 участников, в том числе физические лица, административные и коммерческие учреждения и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Береснев Ф. И. Краткий очерк народного здравия и постановка медицины в Вятской губернии // Статистический ежегодник Вятской губернии за 1899 г. Вятка, 1901. С. 243-338.
2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. 254 с.
3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 2006. 551 с.
4. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Вятская губерния. СПб.: Типография департамента Генерального штаба, 1850. Т. II. Ч. 4. 109 с.
5. Вятский водопровод // Приложение к ВГВ. 1900. 22 января (№ 10)
6. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. СПб., 2009. 481 с.
7. Гуревич А. Я. Культура средневековой Европы. СПб., 2006. 544 с.
8. Доклад о холерной эпидемии, бывшей в Вятской губернии летом 1892 г. Вятка: Изд. Вят. губ. земства, 1892. 70 с.
9. Корреспонденция Вятского края (Слободской) // Вятский край. 1895. 24 октября (№ 100). С. 2.
10. Марков А. А. Вятское общественное собрание 1908 года (из истории культурной жизни Вятки). Киров, 2002. С. 125.
11. ГАКО. Ф. 582. Оп. 30. Д. 4. Л. 22.
12. ГАКО. Ф. 628. Оп. 4. Д. 372. Лл. 37 – 38; ГАКО. Ф. 628. Оп. 6. Д. 235; ГАКО. Ф. 628. Оп. 20. Д. 9.
13. Городская хроника // Вятский край. 1895. 7 марта (№ 3).
14. Журналы Вятской городской Думы за 1903 год. Вятка, 1903.
15. Журналы Слободской городской думы 1896 года. Вятка, 1898.
16. Иорданский И. Ф. Задачи и личный состав медицинского общества Вятской губернии. Вятка, 1903. 13 с.
17. Михайлов И. Климатические, топографические и санитарные условия г. Вятки // ВГВ. 1895. 11 февраля (№ 12).
18. О размерах городских доходов по Вятской губернии за 1893 г. // ПКВГ на 1895 г. Отд. I. Статистические сведения. Вятка, 1894. С. 60-61.
19. Пюрияйнен Д. М. Население уездного города Сарапула во второй половине XIX - начале XX в.: социокультурный аспект. УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2013. С. 267.
20. РГИА. Ф. 1287. Оп. 32. Д. 872.
21. Столетие Вятской губернии. 1780 – 1880: Сборник материалов к истории Вятского края: в 2 т. – Вятка, 1880. Т. 1.
22. Столетие Вятской губернии. Т. 1. Вятка, 1880. С. 96.
23. Судовиков М. С. Губерния Вятская: исторические очерки. Киров, 2006. 128 с.
24. Судовиков М. С., Николаева Т. К. Купечество вятское. Из истории предпринимательства и благотворительности. Исторический сборник. Киров, 1999. 204 с.
25. Судовиков М. С. Купеческое сословие Вятско-Камского региона в конце XVIII - начале XX в. Киров, 2009. 342 с.
26. Телефон в Вятке // Приложение к ВГВ. 1902. 24 августа (№ 101)
27. Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (система жизнеобеспечения). Киров, 2003. 724 с.
28. Трушкова И. Ю. Город в северной русской провинции: исторические символы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1; Трушкова И. Ю. Специфика традиционного уклада и домостроительства у латышей и эстонцев в северном вятском пограничье в XX в. // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.
29. Трушкова И.Ю. Особенности отношений бюрократии и интеллигенции в российской провинции в XIX – начале XXI вв. (на примере Вятского региона) // Бюрократия и бюрократы в России в XIX и XX веках: общее и особенное: Материалы XII Всероссийской научно-теоретической конференции. – М.: РУДН, 2008.
30. Франчески И. К. Мои воспоминания // Отд. краевед. литературы КОУНБ им. А. И. Герцена. Киров, 1957. С. 7.
31. Хроника // Приложение к ВГВ. 1902. 17 сентября (№ 111).
32. Хроника // Вятская речь. 1909. 22 января (№ 17).
33. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII вв. М., 1978. 175 с.
34. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Интер-пракс, 1995. 412 с.