Фрагмент для ознакомления
2
Существующие в литературоведении понятия «внутренний мир» персонажа, «внутренний человек» противопоставлены понятию «внешний человек». «Этот «внутренний мир» - пишет С.Т.Вайман в главе «Диалектика внешнего и внутреннего» (раздел «Наружность» и «душа». Эволюция художественного сознания») своей монографии, - действительно, размещен где-то там, позади наглядности, за телесной чертой (человек думает, вспоминает, анализирует, и непосредственно этого мы не видим)» [Вайман 1981, с. 223-224]. Понимая под внутренним миром «духовное поведение человека», литературоведы естественно обращаются к понятию «душа», которое часто возникает в художественных произведениях.
С точки зрения О.А. Кармановой, которая отождествляет термин «внутренний мир персонажа» с психологической характеристикой, представляющей из себя «описание внутреннего состояния героя с прямым определением его чувств, ощущений, состояния». По мнению Кармановой, подобная характеристика может быть составлена благодаря описанию пейзажа, интерьера или вещи или выражаться в повествовании автора, самохарактеристике или через речь. [Карманова 2017, с. 3478]
Характеристика персонажа может быть незамысловатой или яркой и объёмной. Она может быть раскрыта автором через непосредственное описание и рассказы о внутренних переживаниях, например, через лирические отступления, а также через действия, монологи и диалоги с другими персонажами. Внутренний мир героя может включать в себя его стремления, желания, страхи, сомнения, проблемы, внутренние конфликты и т.д. Описание переживаний персонажа является важной составляющей для создания реалистичных героев, которые вызывают сопереживание у читателя. Такие описания позволяют исследовать человеческую природу и прийти к выводам о собственной личности, посредством сравнения и саморефлексии.
Анализ внутреннего мира персонажа может быть связан с различными литературоведческими понятиями, например с системой метафор и дополнительными смыслами. Художественные произведения могут рассматриваться через дескрипторную теорию метафоры А.Н. Баранова. Следуя которой, существует процесс метафоризации и совместно с ним метафорическая проекция, то есть «акцентирование внимания на отдельных свойствах источника в области цели» [Головнева 2022, с 102]. К форме описания внутреннего мира персонажа относится также интроспекция, то есть «внутренний диалог человека с самим собой, наблюдение за своими чувствами и эмоциями, попытка проанализировать те процессы, которые имеют место в его душе». О.С. Федотова придаёт особое значение персонажной интроспекции: «мы можем проследить их тайные мысли и желания, понять, что именно привело их к тому или иному поступку» [Федотова 2008, с 165].
Н.Е. Есманская считает, что умение изобразить или проанализировать внутренний мир персонажей развивает психологическую проницательность, к которой относится и психологизм. [Есманская 2019, с. 534] Психологическая проницательность помогает развить эмоциональность, эмпатию, наблюдательность и другие полезные качества. [Есманская 2019, с. 533]
Особую роль в создании внутреннего мира персонажей играют диалоги и монологи, поэтому важно уметь анализировать характеристики речи героя. Диалоги, по мнению Романовой, являются аспектом, «который позволяет определить акцентуацию, или, иначе, характер и темперамент, т. е. распознать или познать человека». [Романова 2019, с. 57-58] Также Романова считает, что изображение героя помогает не только понять его характер, но и то, «чем была полна в этот момент его душа». [Романова 2019, с. 60]
О.А. Карманова выделяет в психологизме психологическую характеристику и психологический анализ, последний из которых представляет собой «показ состояний через внутренние и внешние монологи, диалоги, поступки и их последующие обсуждения, через прямую психологическую характеристику.» [Карманова 2017, с 3477]
А. Семен выделяет две линии психологизации в отечественной прозе - пушкинско-тургеневской («скрытая психология») и лермонтовской («открытая психология»). Открытый психологизм – «непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти» и скрытый психологизм – «увиденный в “подтексте“» активно используются в русской классической литературе. [Семен 2017, с. 47]
К принципам описания внутреннего мира персонажа также относится передача характера через детали. А. Б. Есин выделяет внешние и психологические детали. «Внешние детали, как легко догадаться из их названия, рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т.п.». [Есин 2023, с. 49]
Таким образом, изучение внутреннего мира персонажа является важным аспектом анализа литературного произведения. Авторы используют различные методы и приёмы для передачи мыслей и эмоций своих героев, чтобы сделать их более реалистичными и привлекательными для читателей. Анализ внутреннего мира персонажа помогает читателю лучше понять его мотивации и изменения в характере в течение всего произведения. Это также позволяет лучше понять себя и других людей, развивая эмоциональную и психологическую терпимость. В итоге, изучение внутреннего мира персонажа помогает более глубоко и полно насладиться чтением литературных произведений и постоянно развивать способность к эмпатии и пониманию.
1.2. Приемы представления внутреннего мира персонажей в литературе
Теоретический аспект данной проблемы в области преподавания литературы обусловлен недостаточной научной базой в методике анализа внутреннего мира персонажа. Большинство педагогов и литературоведов определяют описание внутреннего мира персонажа исключительно как психологизм [Есманская], в то время как внутренний мир героя литературного произведения, то есть его переживания, характер, мировоззрение, могут быть описаны также другими способами. Например, [Головнева 2022] пишет о системе метафора и скрытых смыслах как о способе изображения персонажей в сентиментализме и романтизме. Другой автор, [Федотова 2008], считает, что одним из наиболее важных методов описания внутреннего мира является интроспекция, то есть мысленное рассуждение персонажа о своих поступках, проблемах, особенностях.
Непосредственно анализ внутреннего мира персонажа может рассматриваться с точки зрения лексикологии. Например, глаголы, указывающие на мыслительную деятельность или обозначающие чувства и эмоции, помогают «понять свои чувства и ощущения, стремясь зафиксировать происходящее в его душе в определённый момент времени» и являются инструментом интроспекции. [Федотова 2008, с. 166]
Также существуют соматизмы, то есть слова, которые обозначают внутренние органы человека. Такие слова называют маркерами, так как физическое состояние является проявлением эмоций, но для интроспекции важна и саморефлексия, выражающаяся в монологах или описании переживаний героя. «То, что „сердце его упало“, что „его душа ушла в пятки“, что он „почувствовал мучительную боль“, что „мышцы его напряглись“, „мурашки поползли по спине“, - может фиксировать только сам человек». [Федотова 2008, с. 167] Интроспекция помогает читателю понять персонажа, «“увидеть“ то, что в реальной жизни люди тщательно скрывают». [Федотова 2008, с. 168]
В анализе внутреннего мира героя особое место занимают монологи и описания переживаний от третьего лица. Например, в анализе Н.Е. Есманской «Солнечного удара» используется как такой способ («сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью», «сердце просто разрывалось на части», «поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».), так и «как называние автором мыслей и чувств героя без их изображения: «и он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние», «необходимо убедить, как он мучительно и восторженно любит ее». [Есманская 2019, с. 536]
Ф.М, Достоевский является бесспорным мастером пера, что послужило созданию огромного количества исследований и научных работ, посвящённых творчеству автора. Образ внутреннего мира героя крайне важен для писателя, Достоевский использует говорящие фамилии, детали одежды персонажей, интерьер комнаты или личного здания, природу и «внешность» улиц. Автор часто раскрывает персонажей в жестах и мимике, а также позах. Такие портрет называются динамическими и позволяют понять внутренние изменения героя. [Романова 2019, с. 61]
Описание внутреннего мира персонажа наиболее ярко раскрывается с психологической точки зрения в стилях сентиментализма и романтизма, что впоследствии помогло сформировать систему психологизма или психологического анализа. Особенностью таких описаний в сентиментализме и романтизме является отсутствие прямого описания эмоций и мыслей героя, «читатель должен был догадываться об этих эмоциях сам». [Карманова 2017, с. 3478] Именно такая особенность позволила создать «принцип тайного психологизма», который ярко выражен в произведениях А.С. Пушкина, И.С. Тургенева и А.П. Чехова.
Вышеперечисленные тезисы позволяют сделать вывод, что литературоведческий анализ описаний внутреннего мира персонажей является неотъемлемой частью критического анализа в литературе и остаётся неотъемлемой часть преподавания этой дисциплины в школе. Анализ характера литературных героев помогает читателю пережить сильные впечатления вместе с персонажем, переосмыслить собственные ценности и убеждения. Такие описания придают литературным произведениям значимость и остаются в памяти у школьников на всю жизнь, что доказывает ценность данного инструмента для более осмысленного подхода к изучению литературы и понимания творчества отдельных писателей и поэтов.
1.3. Принципы анализа внутреннего мира персонажей
Анализ внутреннего мира персонажей является неотъемлемой частью изучения литературы и методики преподавания этого предмета. Для систематизации изученных научных работ необходимо выделить следующие принципы:
1. Портретная характеристика. Н.В. Акимова выделяет два вида статической портретной характеристики на основе романа «Подросток» Ф.М. Достоевского – «монологический» (Ламберт, Олимпиада, Анна Версилова, Макар Иванович) и «диалогический» (Дергачев, Крафт, Васин, старый князь Сокольский, князь Сергей Петрович Сокольский) портреты. [Акимова 2022, с. 171] Здесь монологические портреты используются для описания однолинейных персонажей, то есть героев, которые не требуют подробного комментария автора, для них характерно «равенство внешнего и внутреннего» и для их описания достаточно одного оценочного определения. [Акимова 2022, c. 173]
А.Б. Есин отмечает, что любой портрет характерологичен, с него начинается знакомство с героем. Описание внешности персонажа нередко сопровождается комментарием автора, который раскрывает взаимосвязь внешнего и внутреннего, например, авторский комментарий к описанию Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова или к портрету Базарова из произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева. [Есин 2023, с. 50] Есин дополнительно выделяет «портрет-впечатление», называя его самой своеобразной разновидностью, отличающейся отсутствием портретных черт и деталей и наличием исключительно импрессионистского впечатления от внешности персонажа на других героев произведения. [Есин 2023, с. 51]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки / А.Н. Афанасьев. - М., 1957. - С. 401-408.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с. Бесшапошников Н.О. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками / Н.О. Бесшапошников, А. Г. Леонов, А. А. Прилипко // Вестник кибернетики. – 2018. – № 2. – С. 154– 160.
4. Богданова, О. Ю. Бунин в школе: поурочное планирование, материалы к урокам, вопросы и задания, анализ произведений, внеклассная работа, межпредметные связи: книга для учителя / О. Ю. Богданова. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2007. – 300, [2] с.
5. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 9 т.т. - Т. 2. - М.,1965.
6. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 9 тт. - Т. 3. - М.,1965.
7. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 9 тт. - Т. 4. - М.,1965.
8. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 9 тт. - Т. 5. - М.,1965
9. Бурт, В. Иван Бунин вчера и сегодня. Чем 1917 отличается от 2020 года. / Валерий Бурт // Русская планета. – URL: https://rusplt.ru/kulturnaya-rossiya/ivan-bunin-vchera-i-5f92b64d.html – Дата публикации: 23 октября 2020.
10. Валгина, Н.С. Теория текста. – М.: Логос, 2004. – 280 с.
11. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 23, № 79(1), 2021
12. Индустрия российских медиа: цифровое будущее [Академические монографии]. – М.: МедиаМир, 2017. – 160 с.
13. Иссова Л.С. Пространство и время в рассказах об эмиграции из цикла «Темные аллеи» И. Бунина [Текст] / Л.С. Иссова // Жанр и композиция литературного произведения. – 1976. – Вып. 3. – С. 88-98.
14. Курдюмова Т.Ф. Проблемы преподавания литературы в средней школе [Текст] / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1985. – 200 с.
15. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учеб. пособие / М.П. Лапчик. – М.: БИНОМ, 2013. – 182 с. – Режим доступа: http://prof.notoproject.org/courses/formirovanieinformacionnoj-kompetentnosti-pedagoga-v-oblasti-razrabotki-cifrovyhobrazovatelnyh-resursov/
16. Макаров, М. Н. Кривич - христианин и Ягая // М.Н. Макаров // Вестник Европы. - 1827. - № 13. - С. 40.
17. Маныкина А.А. К вопросу о поэтике И. Бунина: материалы для учителя [Текст] / А.А. Маныкина //Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании. – 1995. – С. 85-94.
18. Мелетинский, Е. Сказка как матрица / Е.Мелетинский // Paradox. - 2003. - № 12. - С. 12-20.
19. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. В 2-ух частях. – М.: «Просвещение» – «Владос», 1995.
20. Минпросвещения России. Цифровая образовательная среда : федеральный проект [Электронный ресурс]. URL: https://edu54.ru/upl0ad/files/2016/03/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0% D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20 %D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80% D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1% 8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0.pdf
21. Мирзоян, М.А. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературы // Литературное и художественное образование школьников: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб, 2002.
22. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах. Т.3. - М., 1957. - С. 289.
23. Низиенко Е.Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования / Е. Низиенко, Л. Шмелькова // Образовательная политика. – 2010. – №1–2 (39–40). – С. 108-113.
24. Петренко Н.А. Особенности цифровизации российской системы образования / Н.А. Петренко, Е.А. Волошина // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной обр азовательной среде: сб. материалов IV Международной научно-практической конференции, 07-08 октября 2021 г., г. Евпатория / ред. кол. Ю. К. Картавая, И. Б. Каменская, М. А. Шалина, А. Н. Шевченко; под общ. ред. И. Б. Каменской. – Симферополь: ИП Корниенко А. А., 2021. – С. 183-189.
25. Петренко Н.А. Развитие мотивации к литературному творчеству и познанию одаренных детей / Н.А. Петренко // Педагогические инновации в работе с одаренными детьми: традиции и перспективы: сборник материалов IIй научно-практической конференции-конкурса (г. Евпатория, 26 февраля 2021 г.). – Симферополь: ИП Корниенко А.А., 2021. – С. 62-67.
26. Принцип преемственности при изучении творчества Бунина. – URL: http://glebland.narod.ru/bunin.htm
27. Пропп, В. Морфология сказки / В.Я.Пропп. - М., 2001. - 192 с.
28. Рикѐр, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. И. С. Вдовина / П.Рикѐр. – М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 1995.
29. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. М. : ФГАУ «ФИЦТО», 2020. № 3 (47). С. 3-16.
30. Ромадина О.Г. Особенности создания и использования интерактивных плакатов в обучении математике и информатике / О.Г. Ромадина, М.С. Соловьева // Humanities researches of the Central Russia – 2020. – № 4 (17). – С. 69-73.
31. Уваров А.Ю. Школы в развивающейся цифровой среде: цифровое обновление и его зрелость / А. Ю. Уваров, В.В. Вихрев, Г.М. Водопьян, И.В. Дворецкая, Э. Кочак, И. Левин // Информатика и образование. – 2021. – Т. 36. – № 7. – С. 5-28.
32. Шамшович В. Ф., Фаткуллин Н. Ю., Сахарова Л. А., Глушкова Л. М. Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]// Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия : Экономика. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya
33. Gross-Loh C. (2014) Finnish education chief: We created a school system based on equality [Electronic resource]. The Atlantic. 2014. Available at: https://www.theatlantic.com/education/archive/2014/03/finnish-education-chief-we-created-a-school-system-based-on-equality/284427/
34. Kwang T. (2017) How Is Finland Building Schools of the Future? [Electronic resource] Helsinki, Finland: eGov Innovation, 2017. Available at: https://www.interactum.be/how-is-finland-building-schools-of-the-future/
35. Cho K. (2017) Analysis of Teacher Perceptions of Digital Textbook Use in Korea Pilot Schools. International Journal for Educational Media and Technology, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 76-81.
36. Jang D.-H., Yi P., Shin I.-S. (2015). Examining the Effectiveness of Digital Textbook Use on Students' Learning Outcomes in South Korea: A Metaanalysis. The Asia-Pacific Education Researcher, 2015, no. 25(1), pp. 57-68.