Фрагмент для ознакомления
2
Плановая экономика - это система, где все процессы, такие как распределение ресурсов и ценообразование, управляются планами, а не рыночными механизмами. Она отличается от рыночной экономики, где решающую роль играют спрос и предложение. Эту экономическую систему также называют административно-командной или командной экономикой.
Она была характерна для СССР и других социалистических государств. В плановой экономике есть два варианта: централизованная и командно-административная . В централизованной версии единый центр управляет всеми процессами, получая и контролируя средства производства, распределяя ресурсы и планируя производство товаров и услуг. В командно-административной версии все решения принимаются централизованно без учета специфики предприятий, и исполнителям приходится следовать этим решениям.
Характеристики плановой экономики:
В плановой экономике все экономические ресурсы принадлежат государству. Стратегическое, тактическое и оперативное управление экономикой страны осуществляется правительством. Решения относительно производства, ценообразования, ассортимента и объемов продукции принимаются централизованно. Инвестиции строго управляются в соответствии с государственным планом, часто приоритет государственного развития над потребительским спросом. Частная собственность отрицается, а интересы производителей и производственных процессов преобладают над потребительским спросом и предпочтениями.
Условия установления плановой экономики:
Отсутствие частной собственности создает оптимальные условия для процветания плановой экономики. Право собственности на средства производства и ресурсы принадлежит государству или обществу, причем последнее встречается реже. Это упрощает процесс планирования и распределения.
Механизмы плановой экономики:
Плановая экономическая система известна своими методами управления и распределения. Он может использовать централизованное и децентрализованное планирование или подход экономики участия, существенно отличающийся от рыночной экономики, где автономные компании самостоятельно определяют объемы производства, ассортимент, распределение, ценообразование и инвестиции.
Ценообразование в плановой экономике:
В плановой экономике цены устанавливаются и утверждаются правительством. Эти фиксированные цены выполняют функции планирования и учета, которые помогают государству определять пропорции и плановые задачи . Цены также играют стимулирующую роль, оказывая влияние на рабочую силу через ценовую разницу, основанную на качестве продукции, бонусах и т. д. Кроме того, социально-распределительная функция использует изменения цен для перераспределения доходов между различными отраслями промышленности и категориями населения.
Действующие лица и ресурсы в плановой экономике:
Государство выступает в качестве основной составляющей плановой экономики, а его основным объектом служат экономические ресурсы, включая человеческие, производственные, природные, капитальные и финансовые ресурсы.
Преимущества плановой экономики:
К преимуществам плановой экономики относятся эффективное распределение ресурсов и распределение задач между хозяйствующими субъектами, что значительно снижает издержки производства. Сосредоточение ресурсов в отдельных отраслях производства повышает устойчивость экономики к кризисам. Оно обеспечивает социальные гарантии для всех членов общества и минимизирует социальное расслоение, поскольку все производство контролируется государством. В отличие от предпринимателей, стремящихся к немедленной максимизации прибыли, государство обеспечивает равномерное распределение экономического развития по всем секторам.
Недостатки централизованной экономической системы включают в себя:
- Отсутствие стимулов для инноваций и улучшения продукции из-за невозможности создания конкурентных преимуществ, что затрудняет прогресс и обновление товаров.
- Трудности с поощрением и мотивацией сотрудников на производстве.
- Ограниченная способность отвечать на потребности и требования общества в своевременной манере.
- Замедленная реакция государственных структур на возникающие вызовы и проблемы, часто усугубляемая бюрократическими препятствиями.
- Проблемы с эффективным планированием из-за необходимости обработки и анализа большого количества информации, что может привести к созданию планов, не отражающих реальные условия и потребности.
Отсутствие конкуренции приводит к стагнации производства и замедлению темпов экономического роста . Жесткая централизованная система контроля препятствует быстрому решению проблем на местном уровне. Из-за низкой мобильности системы государство не может оперативно реагировать на изменения рыночного спроса на отдельные виды продукции.
Производители исключены из участия в планировании ассортимента и объемов производства, что зачастую приводит к дефициту на рынке востребованных товаров при избытке других товаров. Следовательно, население аккумулирует значительные финансовые ресурсы.
Трудовые отношения несовершенны. В плановой экономике практика равной оплаты труда приводит к отсутствию мотивации у работников увеличивать темпы производства. Хотя государство активно пропагандирует ценность труда, здесь нет ни свободы творчества, ни стимулов для внедрения новых технологий. В результате национальная экономическая система становится устойчивой к научно-техническому прогрессу.
Система централизованного планирования ориентирована на достижение искусственного экономического роста, а не на повышение эффективности системы управления. Для ее организации необходим развитый и дорогостоящий административный аппарат, на который возложена задача не только разработки государственных планов, но и контроля за их реализацией.
В конечном итоге плановая экономика не может обеспечить эффективность производственных процессов . Для него также характерны некачественная продукция, жесткое ценообразование и дефицит товаров. Следовательно, уровень и качество жизни остаются достаточно низкими.
Основные проблемы плановой экономики напрямую вытекают из присущих ей недостатков, определяемых природой и характеристиками плановой системы. Несмотря на многочисленные недостатки, связанные с моделью плановой экономики, можно выделить две основные проблемы.
Первый вопрос связан с ограничением экономических свобод. Как уже упоминалось ранее, в плановой экономике государство в одностороннем порядке решает, что, как и для кого производить. Оно не только распределяет экономические ресурсы и средства производства, но и диктует масштабы производства, ассортимент выпускаемой продукции, список утвержденных поставщиков, уровень цен, размеры заработной платы и т. д. Причем эти ограничения затрагивают не только производителей, но и самих потребителей.
Потребители также ограничены в выборе продукции, которая, кстати, не отличается высоким качеством, поскольку предприятия, не заинтересованные в материальной выгоде, не стремятся ее улучшать. Сами работники сосредоточены на выполнении плановых показателей, а не на эффективности и качестве своей работы.
Столь высокая степень государственной централизации экономической власти, наряду с отрицанием частной собственности, исключает возможность развития рыночной конкуренции. Основной целью экономической системы становится выполнение государственных планов, при этом сами субъекты хозяйствования не имеют личной заинтересованности в результатах своей работы.
Еще одной важной, но часто упускаемой из виду проблемой плановой экономики является крайняя политизация принятия экономических решений. Как правило, эти экономики демонстрируют высокий уровень идеологизации и бюрократизации экономических механизмов и отношений. Власть имеет тенденцию быть централизованной в руках одного человека или небольшой группы людей, обладающих властью. В конечном итоге именно эти люди диктуют экономические директивы страны. Такая структура неизменно ведет к авторитаризму и тоталитаризму.
1.2 Необходимость перехода к рыночной экономике
Термин «переходная экономика» обычно применяется для описания перехода национальной экономики от централизованно планируемой системы к рыночной системе . Этот сдвиг становится необходимым, когда эффективность общественного производства падает до крайне низкого уровня, экономический потенциал считается недостаточным, отсутствуют стимулы для труда. Кроме того, экстенсивные факторы экономического роста оказались исчерпаны. Для стран с переходной экономикой характерны масштабные и глубокие социально-экономические преобразования, затрагивающие основы общественной структуры, включая отношения собственности, политические и правовые системы, среди прочего. Государство играет решающую и определяющую роль в этих преобразованиях.
Государственная политика в период перехода к рыночной экономике обычно направлена на адаптацию общества к рыночным изменениям, стабилизацию экономики, стимулирование инвестиционной активности, проведение гибкой внешнеэкономической политики.
Переход к рыночной экономике обычно предполагает следование одной из следующих концепций:
- Концепция градуализма (эволюционного перехода),
- Концепция «шоковой терапии» (радикального перехода).
Концепция постепенности, также известная как эволюционный подход к движению к рыночной экономике, происходит от английского слова «gradual», что означает «шаг за шагом» . Этот подход характеризуется постепенным установлением рыночных отношений внутри страны.
Рыночная экономика развивается с течением времени, постепенно, сохраняя при этом многие старые структуры. Сторонники постепенности считают, что быстрый переход от централизованно планируемой экономической системы к рыночной системе невозможен.
Рыночные реформы, вероятно, приведут к негативным последствиям, таким как массовая безработица и значительное снижение уровня жизни населения. Ответственность за смягчение этих последствий лежит на правительстве. Сторонники постепенности указывают на опыт реформ Китая как на успешный пример систематических реформ. Постепенно, начиная с 1979 года, когда Китай был развивающейся страной, были созданы и расширены «капиталистические острова» или особые экономические зоны, а также проводилась политика открытости для всех стран мира. В результате Китай стал одной из наиболее промышленно развитых стран мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (изм. 6 декабря 2011г.) \\ Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: www.prado.gol.ru. (дата обращения 25.09.2014).
2. Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса [Электронный ресурс]: доклад на заседании Ученого совета Ин-та экономики РАН / РАН; Ин-т экономики. — М.: ИЭ РАН, 2009. — 50 с. — Режим доступа: http://www.inecon.ru
3. Внешнеэкономическая реформа и либерализация внешней торговли // Современные проблемы в области эко-номики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социаль-но-гуманитарных наук: материалы YII научно-практической конферен-ции студентов и преподавателей НФ ГУ-ВШЭ — г. Нижний Новгород. — 2014. С. 51–56.
4. Восколович, Н. А. Экономика общественного сектора : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17267-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545009 (дата обращения: 16.04.2024).
5. Восколович, Н. А. Экономика общественного сектора : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17267-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545009 (дата обращения: 16.04.2024).
6. Голованов С. В. Структурные изменения в российской экономике, обусловленные либерализацией торговли // Российское предпринимательство — 2010. Т. 9. — № 1. — С. 124–128
7. Голубков, Е. П. Методы принятия управленческих решений : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17927-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545111 (дата обращения: 16.04.2024).
8. Голубкова, О. А. Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09014-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537205 (дата обращения: 16.04.2024).
9. Дзуцева, Г. Н. Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике / Г. Н. Дзуцева, А. И. Халява. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13181/ (дата обращения: 16.04.2024).
10. Диденко Н. И., Скрипнюк Д. Ф., Киккас К. Н. Внешнеэкономическая стратегия региона в условиях глобализации // Экономический вестник. — 2011, № 2. С. 67–74.
11. Дюканова, Н. М. О рыночной экономике in English / Н.М. Дюканова. - М.: Агар, 2020. - 192 c.
12. Захарова, С. Г. История государственного управления в России : учебник для вузов / С. Г. Захарова, С. В. Туманов, А. В. Чернышова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 668 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19014-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555738 (дата обращения: 16.04.2024).
13. История приватизации России. https://ria.ru/history_spravki/20110530/381713462.html
14. Йеннекенс, Жан Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика / Жан Йеннекенс. - М.: Издательство МП "Энис", 2010. - 176 c.
15. Конец последней фазы либерализации в России [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/russia/20130531/209545819.html (дата обращения: 25.09.2014).
16. Кубасская, О. В. Либерализация внешней экономики в условиях трансформации экономики / О. В. Кубасская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 261-265. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12866/ (дата обращения: 16.04.2024).
17. Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе.//Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 10.
18. Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций / А.Я. Лившиц. - М.: Квадрат, 2011. - 256 c.
19. Назин, К. Н. Экономика России. Инфраструктура : учебник для вузов / К. Н. Назин, Д. И. Кокурин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 277 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10612-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541856 (дата обращения: 16.04.2024).
20. Новикова, А. И. Практические подходы к реформированию банковской системы в Российской Федерации / А. И. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7408/ (дата обращения: 16.04.2024).
21. Подберезкин А., Стреяев С., Хохлов О., Ястребов Я. Из истории приватизации в России. М.: Ступени, 2014.
22. Розанова, Н. М. Экономика фирмы. Фирма как основной субъект экономики : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 186 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18890-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555029 (дата обращения: 16.04.2024).
23. Черненко, В. А. Антикризисное управление : учебник и практикум для вузов / В. А. Черненко, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16827-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536460 (дата обращения: 16.04.2024).
24. Экономика и социология труда: теория и практика : учебник и практикум для вузов / И. В. Кохова [и др.] ; под редакцией В. М. Масловой, М. В. Полевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 493 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13232-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535811 (дата обращения: 16.04.2024).
25. Экономика труда : учебник для вузов / М. В. Симонова [и др.] ; под общей редакцией М. В. Симоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 259 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05423-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539754 (дата обращения: 16.04.2024).
26. Ямова И. И. Либерализация внешнеторговой деятельности РФ в условиях участия в ВТО // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3573 (дата обращения: 25.09.2014).