Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Иллюстрирование издания. Понятие, виды, способы, техники, технологии, тренды, взаимосвязь с понятием «иллюстрация» 6
1.2. Типографика: определение, цели, задачи, направления, история развития, тренды 12
1.3. Особенности использования редактором трендов типографики как основы иллюстрирования периодического издания 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРЕНДОВ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ В ГАЗЕТЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 24
2.1. Общая характеристика газеты «Комсомольская правда» 24
2.2. Характер иллюстрирования номеров газеты «Комсомольская правда» 27
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления
2
В научной литературе существует ряд определений иллюстрации, которые составили различные ученые, несмотря на то, что, на первый взгляд, это понятие характеризуется как достаточно простое и однозначное.
По данным А.Л. Свитич, иллюстрация представляет собой графическое изображение (рисунок, чертеж, картинка и т.д.), которое сопровождает текст, является его компонентом и отражает главную мысль и содержание написанного. За счет иллюстраций делается акцент на визуальном восприятии содержания произведения .
И.С. Кулебина и А.А. Монастырский определяют иллюстрацию как один из значимых компонентов издания, который содержит визуальные образы и может быть выполнен различными техниками, однако имеет единственную цель – дополнить и расширить восприятие читателем текстовой информации .
Е.Я. Зижинская считают, что под иллюстрацией можно понимать специальное средство представления информации, которое оказывает визуальное воздействие на рецепиента и позволяет эмоционально усиливать текстовый компонент повествования вне зависимости от формы его представления .
Н.А. Бакулина и Т.В. Трынова утверждают, что многие читатели сложно воспринимают текст без иллюстраций, а потому они давно считаются не вспомогательным, а основным компонентом каждого издания, особенно художественно-литературного типа .
На сегодняшний день актуальным является определение иллюстрации, которое дали И.М. Сотникова и Р.А. Вознянский. Данные исследователи под иллюстрацией понимают элемент издательского продукта, который наравне с текстовым компонентом, определяет концепцию издания и представляет собой набор графических символов, создающих художественный образ повествования для более точного и эмоционального восприятия его читателем .
Под иллюстрированным изданием в научной литературе понимаются те издания художественной литературы, которые снабжены иллюстрациями, соответствующими авторскому тексту по содержанию, стилистике и смыслу. Зачастую одно и то же произведение художественной литературы может быть выпущено как в иллюстрированном, так и в не иллюстрированном виде .
Иллюстрированные издания всегда более эмоционально и ярко доносят до читателя смысл произведения, показывают субъективное видение художника-оформителя (дизайнера) определенного текста. Зачастую бывает и так, что иллюстрации смещают понимание читателем смысла произведения в некую иную плоскость, что является негативным моментом в функциональных свойствах иллюстрированных изданий .
Согласно исследованию А.М. Харитоновой, 88% читателей принимают позицию иллюстратора относительно содержания и эмоционального компонента издания, если в нем содержится много иллюстраций. При этом этот же автор отмечает, что те респонденты, которые читают книги без иллюстраций, зачастую не дочитывают их до конца (32%) или не могут в точности передать их содержание (27%) .
Исследователи выделяют несколько основных видов иллюстрированных изданий, которые представлены в Приложении 1 .
Большинство произведений художественной литературы относятся к типу иллюстрированных изданий с доминированием текста. Это означает, что главным компонентом книги все же является текст, а иллюстрации выступают в качестве вспомогательного инструмента для более эмоционального восприятия .
Существуют такие издания, где текст и иллюстрации представлены примерно в одинаковом объеме. Так издаются обычно художественные произведения с очень высоким эмоциональным компонентом содержания, которое эффективнее представлять читателю не только в текстовом, но и в иллюстрированном виде .
Наконец, существуют такие произведения художественной литературы, которые публикуются в виде изданий с доминированием иллюстраций. это обычно детские книги, где читателю проще визуально воспринимать образы, а прочтение текста характеризуется повышенной сложностью и является, скорее вспомогательным .
При иллюстрировании каждого издания редактор и дизайнер выбирают тот способ, который более всего подходит в данном случае. Характеристика способов иллюстрирования изданий представлена в Приложении 2 .
При закрытом иллюстрировании изданий изображение всегда отграничено от текста. Для этого зачастую применяется черная или иная рамка. Самое главное, что иллюстрация существует самостоятельно, визуально отдельно от текста .
При открытом иллюстрировании текст и изображение зачастую сливаются, т.к. рисунок помещен в свободном виде, может частично совпадать с текстом, затенять его.
Блочное иллюстрирование представляет собой тот формат размещения изображений, когда для них выделяются специальные полосы или вклейки, на которых нет текста. Блочное иллюстрирование удобно применять тогда, когда, по замыслу издания, необходимы крупные иллюстрации .
Иллюстрирование изданий осуществляется в соответствии с техниками, посредством которых выполняются сами иллюстрации. Их классификация представлена в Приложении 3 .
Штриховыми рисунками называют те иллюстрации, которые создаются путем сочетания черной и белой краской и выполняются в виде своеобразных набросков. Такие иллюстрации чаще всего применяются для иллюстрирования художественных произведений с символическим значением .
Серые полутоновые иллюстрации – это те изображения, где центральную роль играет изображение игры света и тени. Такие иллюстрации также применяются в художественных произведениях символического характера .
Полноцветные иллюстрации применяются во всех изданиях художественной литературы и могут представлять собой как яркие и красочные рисунки, так и в некоторых случаях фотографии. Одной из разновидностей полноцветных иллюстраций являются пантонные, которые отличаются типом краски, выбранной для создания изображения.
Такая краска называется пантон и существует далеко не во всех графических программах, которые применяются в издательском деле. Дуотоновые изображения – это сложный вид иллюстрирования, который обычно применяется для дорогих коллекционных изданий и связан с применением двух типов красок, которые позволяют в полноцветных изображениях показывать игру света и тени .
Технология иллюстрирования изданий имеет определенный алгоритм, которому должны следовать редакторы и дизайнеры при выборе определенной концепции иллюстрирования. На первом этапе формируется определенная художественная структура издания. Далее подбираются источники для подбора иллюстраций, которые на следующем этапе подвергаются оцифровке и подгону под нужный формат издания .
Технология иллюстрирования подразумевает, что иллюстрация является частью общей концепции издания, не может выбиваться из смыслового наполнения книги.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, С.М., Шабалина, Г.А., Смирнова, В.А. Современные аспекты организации технологического процесса по иллюстрированию художественных изданий: теория, методология и практика / С.М. Аверьянова, Г.А. Шабалина, В.А. Смирнова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы издательского дела: российский и зарубежный опыт». – Пермь: Пермский государственный университет, 2023. – С. 99–108.
2. Алуева, М.А. Детская художественная иллюстрированная книга как синтез издания, искусства и средства эстетического воспитания. Дисс. на соиск. уч. ст. к. педаг. н. / М.А. Алуева. – Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2010. – С. 15–27.
3. Бакулина, Н.А., Трынова, Т.В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы / Н.А. Бакулина, Т.В. Трынова // Материалы IV международной научной конференции «Культурология и искусствоведение». – 2018. – URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14343/?ysclid=lokb4mn9jm277142702 (дата обращения: 15.04.2024).
4. Беляев, А.А. Актуальные проблемы современной веб-типографики: взгляд в будущее / А.А. Беляев // Вестник Московского университета. Сер. 10 «Журналистика». – 2010. – URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/3/aktualnye-problemy-sovremennoy-veb-tipografiki-vzglyad-v-budushchee/?ysclid=lokj7cktt2151542916 (дата обращения: 15.04.2024).
5. Бондарчук, И.М., Алексеева, В.А. Иллюстрированные издания как предмет практического исследования / И.М. Бондарчук, В.А. Алексеева // Вестник издательского дела. – 2022. – № 11. – С. 46–60.
6. Вяткин, В. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты / В. Вяткин // РИА Новости. – 2010. – URL: https://ria.ru/20100524/236957896.html (дата обращения: 15.04.2024).
7. Говорунова, С.М., Николаенкова, В.С., Заврагина, М.А. Организация работы редактора по иллюстрированию изданий художественной литературы: проблемы методики и практики / С.М. Говорунова, В.С. Николаенкова, М.А. Заврагина // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Издательское дело. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 60–73.
8. Голованова, М.И. Дизайнерские проблемы выбора шрифтов для оформления различных типов изданий / М.И. Голованова // Вестник издательского дела. – 2020. – № 10. – С. 103–110.
9. Голубева, Е.Н., Живнова, И.М., Саранцева, Е.Н. Порядок работы технического редактора над выбором шрифтов для оформления изданий художественной литературы: основные проблемы и перспективы развития профессиональных навыков / Е.Н. Голубева, И.М. Живнова, Е.Н. Саранцева // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 3. Гуманитарные и общественные науки. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2022. – С. 90–103.
10. Зижинская, Е.Я. Компоненты книжного издания / Е.Я. Зижинская. – Волгоград: Диамант, 2021. – 350 с.
11. Иконникова, Т.И., Попова, И.М., Булавская, Я.М. Основные направления современной типографики в контексте трансформации технологических условий российского общества: проблемы и перспективы практического исследования / Т.И. Иконникова, И.М. Попова, Я.М. Булавская // Известия Тульского государственного университета. – 2023. – № 8 (426). – С. 80–92.
12. «Комсомолка»: молодая газета с богатой историей // Рамблер. – 2020. – URL: https://news.rambler.ru/other/44232876-komsomolka-molodaya-gazeta-s-bogatoy-istoriey/ (дата обращения: 15.04.2024).
13. «Комсомольской правде» исполняется 95 лет // Известия. – 2020. – URL: https://iz.ru/1013929/2020-05-21/komsomolskoi-pravde-ispolniaetsia-95-let (дата обращения: 15.04.2024).
14. Комсомольская правда. Общественно-политическая газета. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://www.spb.kp.ru/ (дата обращения: 16.04.2024).
15. Коновалова, И.Т., Субботин, И.А. Основные проблемы современной типографики / И.Т. Коновалова, И.А. Субботин // Вестник Томского государственного университета. – 2023. – № 10. – С. 84–99.
16. Кулебина, И.С., Монастарский, А.А. Научно-практические аспекты исследования процесса редакторской подготовки издания / И.С. Кулебина, А.А. Монастырский // Вопросы редакторской подготовки изданий. – 2022. – № 8. – С. 46–56.
17. Нехорошев И. «Желтизна» газеты «Комсомольская правда» / И. Нехорошев // Maxpark. – 2014. – URL: https://maxpark.com/community/politic/content/2492969 (дата обращения: 15.04.2024).
18. Огорельцева, И.М., Хавалова, С.М. Шрифт как основа типографики: основные виды и подходы к созданию / И.М. Огорельцева, С.М. Хавалова // Современные исследования в области культуры. – 2019. – № 12. – С. 64–78.
19. Петрова, В.В., Калугина, Д.А. Применение типографики для подготовки контента / В.В. Петрова, Д.А. Калугина // Вестник Московского государственного университета печати. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tipografiki-dlya-podgotovki-kontenta?ysclid=lokj00rgpr807301247 (дата обращения: 15.04.2024).
20. Пурас, И.Ю. Современные тренды в графическом дизайне / И.Ю. Пурас // Бизнес и дизайн ревю. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-v-graficheskom-dizayne?ysclid=lokkmg05ry85180628 (дата обращения: 15.04.2024).
21. Сахар С.А. Дискурс «Комсомольской правды» как отражение отечественной языковой действительности / С.А. Сахар // Киберленинка. Научный портал. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-komsomolskoy-pravdy-kak-otrazhenie-otechestvennoy-yazykovoy-deystvitelnosti/viewer (дата обращения: 15.04.2024).
22. Свиридова, А.М., Хаматова, Р.В., Соколова, А.А. Принципы и специфика работы редактора над оформлением изданий: основные функции и направления / А.М. Свиридова, Р.В. Хаматова, А.А. Соколова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы издательского дела». – Саранск: Саранский государственный университет, 2023. – С. 44–56.
23. Свитич, А.Л. Объектно-тематические характеристики графических иллюстраций качественных изданий / А.Л. Свитич // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сер. 10. «Журналистика». – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektno-tematicheskie-harakteristiki-graficheskih-illyustratsiy-kachestvennyh-izdaniy?ysclid=lokb03y5i8767886457 (дата обращения: 15.04.2024).
24. Сотникова, И.М., Вознянский, Р.А. Современные подходы к стратегии иллюстрирования изданий: проблемы и перспективы / И.М. Сотникова, Р.А. Вознянский // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 4. Книгоиздание. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2023. – С. 42–53.
25. Стрельникова, В.Э. Типографика в дизайне / В.Э. Стрельникова // Молодой ученый. – 2020. – № 51 (341). – URL: https://moluch.ru/archive/341/76635/?ysclid=lokj3r99xg630323247 (дата обращения: 15.04.2024).
26. Суромятина, Е.В. Яковлева, М.И., Поныгина, Т.А. Современные аспекты дизайнерского оформления книжных изданий: проблемы и перспективы / Е.В. Суромятина, М.И. Яковлева, Т.А. Понягина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного книгоиздания». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 59–70.
27. Тренды в типографике // Skillbox. – 2022. – URL: https://skillbox.ru/media/design/typo-trends-2023/?ysclid=lokjthybqy254570235 (дата обращения: 15.04.2024).
28. Харитонова, А.М. Психологические аспекты восприятия читателем разных типов художественных изданий: результаты социологического опроса / А.М. Харитонова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 1. – С. 35–44.