Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1: Теоретический обзор управленческих моделей
1.1 Обзор ключевых понятий: управление, контроль, свобода
Все организации в обществе являются управляемыми образованиями, внутри которых человеческие отношения неизбежно затрагивают аспекты свободы. В самом простом определении, как мы сформулировали, управление — это способность достигать поставленных целей посредством трудовой, интеллектной и поведенческой мотивации других [33]. Скорее всего, управление не конфискует, а, скорее, регулируя человеческие взаимодействия, облегчает право каждого человека на свободу, принимать собственные решения и действовать в соответствии с ними.
«Свобода есть осознанная необходимость», или другая интерпретация: «Свобода есть сознательная необходимость». Эта концепция приписывается Полю-Анри Тири, барону Гольбаху, французскому философу XVIII века. Однако это мнение можно отнести и к голландскому философу Бенедикту де Спинозе 17 века. Что они имели в виду под этим?
Гольбах утверждает: «Во всех своих действиях человеком руководит необходимость». Что он здесь подразумевает под «необходимостью»? «Необходимость» употребляется не в обычном смысле «необходимости», а в смысле «неизбежности», как чего-то, что составляет фон различных жизненных условий, которые нельзя игнорировать. Можешь сегодня пропустить обед? Да. Но освободились ли вы в результате от чувства голода? Последнее нам неподвластно – ощущение голода неизбежно. Может ли человек решиться загорать на пляже ночью? Как свободный человек, он имеет на это право, но вернется без загара, потому что ночью солнце не светит, а это условие для загара неизбежно. Может ли лидер принять решение, не зная фактов? Нет. Этот этап принятия решений также неизбежен.
Таким образом, необходимость служит своеобразной «оболочкой» свободы, а стенки этой оболочки состоят из: а) естественных и физических ограничений свободы (например, гравитации, погодных условий, возраста и физических возможностей человека); б) Социально-исторические и экономические обстоятельства, определяющие развитие общества (например, Иван Грозный, несмотря на свое богатство, не смог бы купить мобильный телефон ни за какую цену, так как технологическое и экономическое развитие общества еще не достигло этот этап); в) правовые ограничения (например, проезд на красный свет может поставить под угрозу как собственную свободу и жизнь, так и жизнь других лиц); и, наконец, г) моральные ограничения свободы (например, знакомые не должны проходить мимо друг друга без приветствия, так как невыполнение этого требования может бросить тень непонимания или недоверия на их отношения в будущем).
Конечно, эти «стены» по необходимости подвижны: общество развивается, меняются государственные законы, меняются правила морального поведения. Даже силу гравитации люди могут преодолеть, не игнорируя закон, а используя другие силы и законы природы [14]. Поэтому формула Спинозы гласит: свобода есть признанная необходимость. Чем лучше человек понимает ограничения, существующие в его действиях, тем оптимальнее он может ориентироваться в своем поведении, не врезаясь в «стены» необходимости и мудро, со знанием дела преодолевая других, изобретая, например, телеграф для свободы долголетия. дистанционная связь или, в конечном счете, сам мобильный телефон.
Свобода – это социальное явление, связанное с человеческими отношениями внутри общества. Степень свободы в этих отношениях измеряется степенью независимости личности или социального слоя. Свобода каждого человека является мерой общественной свободы в целом. На каком этапе общественного развития возникает свобода? «Это явление, которое не начинается ниоткуда, а непрерывно развивается на протяжении всей истории», — заявил французский социолог Эмиль Дюркгейм. Свобода как потенциал, наделенный природой, реализуется в жизни человека в соответствии с восходящим развитием общества.
В процессе управленческой деятельности власти и организаций часто сталкиваются с ситуациями, которые не были ожидаемы управленцами. Для того чтобы исправить их и достичь запланированных результатов, активно используется контроль. Он необходим для обеспечения соответствия действительности с задуманным планом.
Контроль представляется как важная часть работы управляющего. Это процесс оценки, в ходе которого определяют соответствие фактов требованиям, а также регистрируют различия на основе адекватных оценок и проверок. Открытие таких различий служит сигналом для внесения изменений.
Важность контроля для любого управляющего неоспорима; он тесно связан с другими управленческими задачами, такими как планирование, организация и мотивация. Всё это вместе формирует управленческую систему, направленную на эффективную работу организации [17]. Действия в рамках организации требуют умелого управления для успешного достижения запланированных результатов. Это обусловливает потребность в процедурах предварительного и окончательного контроля.
Контроль обычно рассматривается как этап, на котором измеряются и сравниваются результаты деятельности с заблаговременно заданными параметрами. В идеале, они должны совпадать или не отличаться от ожидаемых. В первом случае всё идет по плану, во втором требуются корректировки.
Иногда контроль уподобляют механизму обратной связи. Это когда управляющий, взаимодействуя с объектом управления, собирает информацию о его текущем состоянии и в соответствии с этим принимает новые управленческие решения.
Такой подход предполагает обмен информацией между полученными результатами и схемой управления [4]. Иллюстративный пример – доклад подчиненного своему начальнику, который затем находит промахи и направляет действия сотрудника для устранения возникших проблем и обеспечивает более эффективное достижение целей.
Некоторые организации разрабатывают и реализуют сложные системы контроля с тем, чтобы гарантировать выполнение запланированных показателей. Эти системы контроля создают механизм обратной связи между ожиданиями, заданными первичными планами управленческого аппарата, и реальной деятельностью компании.
Таким образом, мониторинг – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Это важно для выявления и решения проблем до того, как они станут слишком серьезными, а также может использоваться для поощрения успешных операций. Процесс контроля включает в себя установление стандартов, измерение фактических результатов по этим стандартам и внесение корректировок в случае существенного несоответствия достигнутых результатов установленным стандартам. Менеджеры начинают реализовывать функцию контроля с момента определения целей и задач и создания организации. Контроль имеет решающее значение для успешной работы организации.
1.2 Исторический контекст развития управленческих моделей
Стиль управления представляет собой сочетание тактики, методов и управленческих инструментов. Они используются лидерами для достижения поставленных целей. На первый взгляд поведение современных менеджеров может показаться однообразным; однако индивидуальный темперамент, характер, внешность, возраст, пол, этническая принадлежность, социальные взгляды, религиозная принадлежность и другие личные аспекты формируют управленческий подход.
Существуют различные рамки классификации стилей управления, наиболее признанной типологией является деление на авторитарный, демократический и коллегиальный стили. При авторитарном подходе лидер в одностороннем порядке решает все вопросы и контролирует каждый аспект операций, не оставляя места для участия подчиненных. И наоборот, демократический стиль подразумевает, что лидер управляет командой, учитывая мнения сотрудников при принятии решений. Либеральный стиль, часто называемый либеральным, описывает сценарий, в котором лидер отказывается от прямого управления, делегируя полномочия подчиненным и предпочитая управлять организацией удаленно.
Триада фундаментальных стилей управления обеспечивает основу для создания разумной управленческой системы, объединяющей элементы каждой парадигмы [11]. Большинство современных лидеров склонны отождествлять себя преимущественно с одним стилем над другими, часто без самокритики, тем самым демонстрируя выраженную склонность к этому конкретному стилю. Каждый стиль имеет свой набор сильных и слабых сторон.
Том Бойделл представил более сложную классификацию стилей управления в своей книге, опубликованной под эгидой МОТ и поддержанной ПРООН. В ней он выделил семь стилей лидерства:
1. Конфронтационный стиль характеризуется тем, что каждому сотруднику предоставляется возможность отстаивать свои идеи, выражать несогласие и предлагать конкретные действия. Однако это может отражать эгоцентризм лидера.
2. Поддерживающий стиль предполагает оказание помощи и поддержки, выслушивание коллег и проявление терпимости по отношению к другим. Для него характерна чрезмерная снисходительность, неопределенность и доверчивость, потенциально ведущие к апатии и замкнутости.
3. Теоретический стиль руководства позволяет аргументировать аргументы посредством ссылок и синтезировать опыт. Это предполагает тщательную оценку и другие нормативные процессы. Проблема этого стиля заключается в его чрезмерной зависимости от теории и зависимости от литературы для решения любых проблем.
4. Практичный стиль предполагает спонтанность действий и реализацию четких, осуществимых решений. Отличается прагматизмом, рациональностью, склонностью к импровизации. Этот подход может недооценивать предварительный анализ и борьбу с обобщениями.
5. Стиль планирования требует разработки прогнозов и стратегических планов. Ловушкой этого стиля является построение планов, оторванных от реальности, когда лидеры слишком увлекаются анализом перспектив, а не решением ежедневных проблем.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреев, А. Г. Применение методов построения систем автоматического управления к построению бизнес-процессов и систем управления проектами / А. Г. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 345-348. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53764/ (дата обращения: 16.04.2024).
2.Антюхина, А. П. Система бизнес-процессов управления холдингом / А. П. Антюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 600-603. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29331/ (дата обращения: 16.04.2024).
3.Бейнарович В. А., 2012 © ТУСУР, кафедра КИБЭВС, 2012 управления: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — Томск: В-Спектр, 2012. — 352 с. — ISBN 978–5-91191–259–8.
4.Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов А. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 2013. — 256 с.
5.Голева Е. Понятие эффективности / Е. Голева // Brainity. — 2011. — 11 янв. — URL: http://www.brainity.ru/business/career/6576..
6.Егоренков, Д. Б. Влияние стиля управления на удовлетворенность работников условиями деятельности / Д. Б. Егоренков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80752/ (дата обращения: 16.04.2024).
7.Калиева О. М. Понятие экономической эффективности коммерческой деятельности // О. М. Калиева, М. С. Разумова / Инновационная экономика Материалы Международной научной конференции. Казань, 2014. С. 99–103. 2.
8.Капелюк, З. А. Бизнес-анализ как система стратегического управления на рынке недвижимости / З. А. Капелюк, М. С. Котельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92489/ (дата обращения: 16.04.2024).
9.Кугаевских, А. В. Проектирование информационных систем. Системная и бизнес-аналитика: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. 256 с. ISBN 978–5-7782–3608–0. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1867932 (дата обращения: 16.04.2024). Режим доступа: по подписке.
10.Лапенков, Н. О. Стратегии управления недвижимостью. Текст: электронный // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 766–769. URL: https://moluch.ru/archive/114/28991/ (дата обращения: 16.04.2024).
11.Матненко, Н. Н. Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления / Н. Н. Матненко, Ю. И. Марудова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 3 (19). — С. 13-18. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/126/4033/ (дата обращения: 16.04.2024).
12.Мухина, Ю. Р. Основные возможности систем управления бизнес-процессами предприятия / Ю. Р. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12292/ (дата обращения: 16.04.2024).
13.Никитин И., Цулая М. Введение в дисциплину бизнес-анализа (BABOK). Текст: электронный. URL: http://www.bainr.ru/article14.html
14.Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР// OECD (2016), Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/9789264252035-ru
15.Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Академия, 2015. — 530 с.
16.Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес — процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов — М.: РИА «Стандарты и качество», 2014. — 48 с.
17.Савельева, Е. А. Экономика и управление недвижимостью: учебное пособие. Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. 336 с. Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1085897 (дата обращения: 16.04.2024). — Режим доступа: по подписке.
18.Серова Е., Троян Е. Управление бизнесом. На пути от измерения к управлению // PwC, Опрос генеральных и финансовых директоров ведущих компаний России, 2012.
19.Смирнова А. В. Перспективы повышения капитализации акционерных обществ с участием субъекта Российской Федерации / А. В. Смирнова // Финансы и кредит. — 2014. — № 4. — С. 60–64.
20.Тамбовцев В. Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможности раз- вития / В. Л. Тамбовцев // Российский журнал менеджмента. — 2010. — Т. 8, № 1. — С. 5–40.
21.Тепман, Л. Н. Корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / Л. Н. Тепман. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c.
22.Тиняев Р. П.. Управление эффективностью бизнеса: развитие и перспективы //Р. П. Тиняев / Управление экономическими системами, 2012
23.Тиняев Р. П.. Управление эффективностью бизнеса: развитие и перспективы //Р. П. Тиняев / Управление экономическими системами, 2012
24.Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2015.– 479 с.
25.Урбанович А. А. Психология управления: учебное пособие. — Минск: Харвест, 2013.– 640 с.
26.Федоров, И. Сравнительный анализ нотаций моделирования бизнес-процессов / И. Федоров // Открытие системы. — 2011.– № 8. — C.28.
27.Хадиев Б. Ю., Карлибева Р. Х., Акрамова Н. И. Корпоративное управление. — К.: Чулпан, 2011.
28.Чернышева, Ю. Г. Бизнес-анализ: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2022. 648 с. DOI 10.12737/1858243. ISBN 978–5-16–017488–4. — Текст: электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/1858243 (дата обращения: 16.04.2024). Режим доступа: по подписке. Business Analysis Body of Knowledge / перевод BABOK на русский язык (IIBA), URL: https://analytics.infozone.pro/chapter-1-introduction/
29.Шикун А. Ф., Филинова И. М. Управленческая психология: учебное пособие. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2012. — 332 с.
30.Шилова, В. Р. Альтернативные подходы к выбору систем управления эффективностью бизнеса / В. Р. Шилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1529-1533. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31775/ (дата обращения: 16.04.2024).
31.Яблоков А. А. Теория управления корпорациями. — М.: Юрайт, 2012. — 310 с.
32.Якимов А. С. Исследование проблем корпоративного развития // Бизнес и право. — № 3.- 2013. — 24–28 с.
33.Governance is increasingly at the heart of investment decisions// McKinsey Survey on Corporate Governance, 2002 https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiM0LqKjOHgAhVkmYsKHeopBBgQFjAAegQICBAC&url=https%3A%2F%2Fwww.iasplus.com%2Fen%2Fbinary%2Fresource%2Fmckinsey.pdf&usg=AOvVaw15pUBxDp6EWnNUf6z5C3Md